Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Атманских Е.А. ХРЕСТОМАТИЯ (теория и история ку...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
3.98 Mб
Скачать

Конфуций,

или Кун Фу-цзы (551 – 479 гг. до н.э.)

человек, которого в Китае называют «Отец китайской нации», либо «Учитель десяти тысяч поколений». Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. В 30 лет Конфуций открыл свою школу, воспитав огромное количество учеников. Его беседы с учениками, названные позднее «Лунь юй» («Суждения и беседы»), и составляют основу учения Конфуция. Сам Конфуций был воспитан на традициях, древних ритуалах и считал, что «золотой век» Китая остался в прошлом (стабильность в обществе и жизнь в соответствии с Небесными законами). Дело в том, что во времена Конфуция Китай был раздроблен на 140 княжеств, которые часто враждовали друг с другом. Именно тогда сложилась категория бродячих мудрецов (ши), которые пытались улаживать конфликты. Кстати, сам Конфуций неоднократно менял место службы, стремясь наводить порядок там, где он служил. Именно наведение порядка является для Конфуция центральной идеей, его сверхмиссией как медиума между Небом и Землей. Небесный порядок объективен, нерушим, божественен. Порядок на Земле (в государстве, в обществе, в семье, в культуре) является отражением Небесного порядка, и потому тоже незыблем как естественный закон. Каждый человек должен соответствовать своему месту в мире.

Конфуций неоднократно заявлял, что именно человек – центральная тема его учения. Как сделать человека нравственным, как создать совершенное общество, каким должно быть государство? Размышляя над этими непростыми вопросами, Конфуций широко использует традиционные для философской мысли Китая термины «ли» и «дао». Ли – это ритуал, традиции, предписания, обряды, неукоснительность следования которым и составляла одну из основ конфуцианского учения. Ритуал наиболее абсолютен с точки зрения соответствия Небесному порядку. Дао – путь, для Конфуция – это комплекс его идей, принципов и методов, суть его учения, с помощью которого он наставляет человека на путь истины. Постичь Дао – значит вступить на Путь познания истины.

Конфуций подразделял людей на три категории, обозначаемые терминами «цзюнь-цзы», «сяо жэнь» и «жэнь». Первые два – новые (кофуцианские) понятия, но именно они на долгие столетия определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры китайской нации. «Цзюнь-цзы» («благородный муж») занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителям двух других категорий. Он должен обладать гуманностью, мудростью и постоянным стремлением к самосовершенствованию, чтобы постичь Дао. Термин «жэнь» («человек») использовался для обозначения человека вообще и для определения «гуманности». «Сяо жэнь» – это маленький (ничтожный), а иногда – подлый человек, руководствующийся прежде всего «выгодой».

Главная идея конфуцианства – «исправление имен», т.е. приведение всех явлений человеческой жизни в соответствии с их функциями и способностями на основе Небесного закона.

Современники о Конфуции:

  • Конфуций в своей родной деревне имел простодушный вид, как будто бы не мог сказать слова. А в храме предков и при дворе он говорил обстоятельно, но только с осторожностью.

  • В ожидании аудиенции в разговоре с низшими вельможами он был тверд и прям, а в разговоре с высшими был любезен. В присутствии Государя он выступал с благоговением, но с должным достоинством.

  • Когда Государь подзывал его и приказывал принять иностранных посланников, то он менялся в лице, и ноги у него подкашивались. Когда он делал приветствие руками направо и налево стоящим в ряд сослуживцам, то его платье спереди и сзади сидело гладко; когда спешил вперед в царские покои, был подобен птице с растопыренными крыльями. Когда гости удалялись, то он непременно докладывал Государю, говоря: «Гости не оглядываются».

  • В ворота княжеского дворца он входил наклонившись, как бы не помещаясь в них. В воротах он не останавливался и, проходя, не ступал на порог. Следуя мимо престола, он менялся в лице, ноги его подгибались, и он говорил, как будто бы у него недоставало духа. Подобрав подол платья, он вступал в залу, согнувшись и затаив дыхание, словно не дышал вовсе. При выходе, когда он спускался на одну ступеньку, лицо его распускалось и делалось спокойным и веселым. Спустившись, он быстро бежал, растопырив руки, и благоговейно возвращался на свое место.

  • Конфуций держал символ власти своего князя согнувшись, как бы подавленный его тяжестью, подняв его вверх не выше рук, сложенных для приветствия, и не опуская ниже рук, словно протянутых для отдавания чего-либо. Лицо его менялось и словно трепетало, он двигался мелкими шажками, на пятках, не поднимая ног; при представлении подарков выражение лица его было спокойное. При частых визитах он имел веселый вид.

  • Во время поста после омовения непременно надевал чистое полотняное платье; непременно менял пищу и платье, и в комнате непременно менял место сидения.

  • На деревенском пире он не выходил из-за стола ранее стариков.

  • Во время болезни, когда Государь навещал его, Конфуций обращал голову на восток и покрывал себя парадным платьем, разложив на нем пояс.

  • В случае приказания Государя явиться, он отправлялся пешком, не ожидая, пока для него запрягут телегу.