Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Merezhko_A.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
487.42 Кб
Скачать

3.17. Эволюционный метод

Вполне очевидно, что любая система права, включая международное право, является продуктом определенной исторической эволюции и несет на себе явственный отпечаток этой эволюции.

Кола Доминик. Политическая социология. - М., 2001. - С. 71-72.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 11.

101

Под эволюционной гносеологией понимается такая разновидность теории познания, в которой разум и продукты его деятельности (например, право и экономика) трактуются не как результат сознательного конструирования, а как результат эволюционного процесса. Эволюционная гносеология, исследуя высокоорганизованные, сложные, самовоспроизводящиеся структуры, тесно связана с такими научными направлениями и методами, как: кибернетика, системология, синергетика, теория хаоса, гомеостаз, спонтанный порядок и т.д.

Современная эволюционная гносеология является антитезой правового и морального позитивизма, наиболее последовательно разработанного еще Иеремией Бентамом. Правовой позитивизм, в свою очередь, представляет конструктивистскую интерпретацию систем права и морали, в соответствии с которой действенность и значение юридических и нравственных норм всецело зависят от воли и намерения их создателей.

В отличие от позитивистского подхода, сторонники эволюционной гносеологии проводят параллели между биологической и культурной эволюцией. По их мнению, любая эволюция (будь то биологическая или культурная эволюция) представляет собой процесс непрерывного приспособления к случайным и непредвиденным обстоятельствам. Как пишет в этой связи видный представитель эволюционной гносеологии Ф.А.Хайек: «В биологической эволюции и эволюции культуры есть и другие общие черты. Например, обе они опираются на один и тот же принцип отбора -принцип выживания, или репродуктивного преимущества. Изменчивость, приспособление и конкуренция образуют однотипные, по сути, процессы, сколь бы различными ни были их конкретные механизмы... Дело не только в том, что вся эволюция держится на конкурен-

102

ции; непрерывная конкуренция необходима даже для сохранения уже достигнутого»105.

Коль скоро мораль, право и другие социальные институты «не являются заключениями нашего разума», эволюционисты утверждают, что право пребывает между инстинктом и разумом, а упорядочение социальной жизни оказывается чисто естественным упорядочением, не зависящим ни от разума человека, ни от некой сверхъестественной силы. В ходе социальной эволюции происходит приспособление к неизвестному. Причем сама эволюция как явление естественное не может быть справедливой. Просто в ходе эволюции происходит естественный отбор, в результате чего выживают и развиваются лишь те социальные группы, которые следуют правилам поведения, позволяющим наилучшим образом адаптироваться к неизвестному. Социальный порядок, утверждают эволюционисты, эффективнее достигается при помощи децентрализованных решений и децентрализации власти. Для эволюционистов в целом характерно скептическое отношение к разуму и рационализму, поскольку: «Предварительное формирование некоего порядка или схемы в человеческом уме, или сознании, отнюдь не является лучшим, а напротив, это худший способ установления порядка. Ведь ум - это всегда лишь малая часть общей системы, и он в состоянии отразить только некоторые черты последней. Насколько маловероятно, что человеческий ум способен вообще когда-либо полностью объяснить себя, настолько же маловероятно, что он способен объяснить или предсказать результаты взаимодействия огромного количества умов»106.

Эволюционизм глубоко враждебен социологическому направлению и его предтечей в теории права можно

Фридрих Август фон Xou.sk. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М., 1992. - С. 49-50.

Там же. - С. 138.

103

историческую школу права, утверждавшую, что право - не более qeM продукт эволюции народов и что оно далеко от универсальности.

В отличие от сторонников эволюционного метода, Б.А.Кистяковский видел генезис этики и права иначе. Так, в своей работе «В защиту научно-философского идеализма» он писал: «...Этическая система, как и наука, создается всем человечеством в его историческом развитии. Это творчество не является эволюционным процессом, обусловленным различными стихийными силами, например, слепыми силами физико-психической организации человека или простым развитием социальных отношений. Наоборот, оно является результатом вполне сознательных этических действий людей, осуществленных во имя категорического императива»1"7.

Несмотря на всю важность и значимость эволюционной гносеологии, следует иметь в виду, что она явно принижает значение рационального творческого начала в процессе формирования культуры и права, иррациона-лизируя эти явления, а ведь одной из главных тенденций развития культуры как раз и надо считать повышение роли критического разума в процессе развития культуры. Разум, сам являясь результатом эволюции, в конечном счете стремится к тому, чтобы овладеть процессом эволюции общества, и с помощью права придать ему рациональный, целенаправленный характер и таким образом поставить его под свой контроль. Всю историю общества можно рассматривать как историю борьбы рационального начала, воплощенного среди прочего в форме права, с иррациональными силами природы. С помощью права человек не только приспосабливается к природе, но и приспосабливает ее к себе.

Эволюционная гносеология составляет методологическую основу либеральной парадигмы в международном праве.

т Кктямвсъкий Б.О. Вказ. праця. - С. 92.

104

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]