Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Инос.инв. Тема 4Документ Microsoft Word.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
231.42 Кб
Скачать

4.3. Правовое обеспечение иностранных инвестиций

4.3.1. Развитие законодательства об иностранных инвестициях до 1999 года

В развитии законодательства об иностранных инвестициях в Российской Федерации можно выделить несколько этапов.

Если обратиться к дореволюционному периоду истории россий­ского государства, особенно последней четверти XIX в. и начала XX в., нетрудно заметить, что экономический рост в России в то время в значительной степени осуществлялся за счет иностранных инвести­ций. О значении иностранного капитала в экономике дореволюци­онной России можно судить по следующим цифрам: иностранным инвесторам принадлежали 70% капиталов в горнодобывающей про­мышленности, по 72% — в машиностроительной и металлообрабаты­вающей, 71% — в химической промышленности. В 1909— 1914 гг. из всех инвестиций в экономику России на иностранный капитал приходилось около 50%. При этом, в царской России не существовало специального законодательства об иностранных инвестициях в совре­менном смысле слова, т.е. отсутствовала система норм, направленная на привлечение иностранного капитала путем предоставления ему каких-либо льгот и привилегий, по сравнению с инвесторами отечественными. Однако действовавшее в то время в России торговое, бан­ковское, акционерное и иное общее законодательство обеспечивало благоприятные условия для деятельности частного, в том числе и ино­странного капитала.

После революции, в условиях господства государственной собст­венности на средства производства, привлечение иностранного капи­тала стало возможным только при наличии специального правового регулирования, нашедшего выражение в концессионном законода­тельстве. Основу последнего заложил Декрет СНК РСФСР от 23 но­ября 1920 г. «Общие экономические и юридические условия концес­сий». Концессия в понимании законодателя 20-х гг. представляла собой форму эксплуатации иностранными предпринимателями есте­ственных богатств с правом концессионера в качестве вознаграждения вывозить за границу определенную долю добытой продукции. Кон­цессия предоставлялась на продолжительные сроки, чтобы обеспе­чить концессионеру полное возмещение за риск и вложенные в кон­цессию технические средства. В том же Декрете впервые были закреплены правительственные гарантии защиты собственности ино­странных концессионеров.

Характерно, что и в современном законодательстве об иностран­ных инвестициях мы можем найти схожие гарантии, что доказывает однотипность набора правовых средств обеспечения стабильных усло­вий деятельности иностранных инвесторов и снижения политических рисков.

Так, Декрету от 23 ноября 1920 г. были известны гарантии от на­ционализации, реквизиции, конфискации вложенного в предприятие имущества концессионера (п. 4 Декрета), гарантии беспрепятственно­го вывоза концессионером своей доли продукции за границу (т.е. перевода за границу прибыли в натуральном выражении), гарантии неизменности условий договора, заключенного инвестором с государ­ством (п. б).

Наряду с созданием концессий законодательство 20-х гг. знало и иные правовые формы осуществления иностранных инвестиций. Так, в соответствии с Декретом ВЦИК РСФСР от 13 марта 1922 г. «О внешней торговле» было создано 52 «смешанных общества» (пред­приятия с совместным участием государственного и частного капитала), из них 12 — с участием иностранного частного капитала, пред­принимались также попытки продажи части акций советских пред­приятий иностранным предпринимателям.

В конце 20-х гг. прекратилось заключение новых концессионных договоров, а действующие в большинстве своем были расторгнуты без каких-либо компенсаций иностранным инвесторам. Не увенчались успехом и попытки/отдельных пострадавших инвесторов прибегнуть к судебным и арбитражным процедурам («Лена — Голдфилдс», «Тетюхе Майнинг Корпорейшн»). Таким образом, первый советский опыт привлечения иностранных инвестиций оказался для иностран­ных инвесторов плачевным, утвердив репутацию нашей страны как государства с крайне высокой степенью политических рисков.

В послевоенный период, вплоть до середины 80-х гг., говорить о советском законодательстве об иностранных инвестициях не прихо­дится за отсутствием предмета регулирования.

Некоторую аналогию с созданием совместных предпри­ятий имели совместные хозяйственные организации (СХО) стран — членов СЭВ. Их статус регулировался Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1983 г. «О порядке осуществления деятельности на территории СССР совместных хозяйственных организаций СССР и других стран — членов СЭВ», однако эти искусственные образования, основанные на общей долевой собственности государств — членов СЭВ, не внесли существенного вклада в экономику СССР (тем более, что на территории СССР существовало только одно СХО, занимавшее­ся производственной деятельностью — «Интератоминструмент»).

О целенаправленной политике государства по привлечению ино­странного капитала и, соответственно, о современном этапе законодательства об иностранных инвестициях как правовом оформлении этой политики можно говорить только с 1987 г., когда были одновре­менно (13 января) приняты три нормативных акта: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О вопросах, связанных с созданием на тер­ритории СССР и деятельностью совместных предприятий, междуна­родных объединений и организаций с участием советских и иностран­ных организаций, фирм и органов управления», Постановление Совета Министров СССР № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объ­единений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» и По­становление Совета Министров СССР № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участи­ем советских организаций и фирм капиталистических и развиваю­щихся стран».

Из них именно последнее (№49) Постановление сыграло решающую роль в процессе привлечения иностранных инвестиций в последний пери­од существования Союза ССР (1987—1991 гг.). В результате принятия указанных нормативных актов в советском праве появился вид юридических лиц — «совместное предприятие», похожий на общество с ограниченной ответственностью.

Принятие постановления № 49 ознаменовало решительный шаг в развитии гражданского законода­тельства — впервые за более чем 60 лет была допущена возможность принадлежности доли участия в советском предприятии иностранному лицу.