Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономика отрасли УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КЭиУвМО.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
946.69 Кб
Скачать

3.2. Проблемы выхода на рынок

При анализе структуры собственности в металлургической отрасли России стоит разделить все предприятия металлургии на крупные, средние и мелкие. Рассмотрим сначала наиболее интересную и значимую группу предприятий - крупные компании с большим объемом продаж и высокой рентабельностью производства. Структура собственности в российских металлургических компаниях начала формироваться с приватизации. Напомним, сначала прошла "ваучерная" приватизация, когда права собственности были переданы государством в виде ваучеров, которые затем обменивались на акции предприятий. В результате на первом этапе приватизации преобладающая часть акционерного капитала предприятий (56,3%) перешла к трудовым коллективам. Уже к концу 1994 г. практически все крупные компании были преобразованы в АО. Проводившаяся в то же время в связи с напряженным материальным и социальным положением населения активная скупка ваучеров за бесценок позволила сконцентрировать крупные пакеты акций в руках менеджмента предприятий. На этом передел собственности не закончился, продолжившись в виде покупки акций на вторичном рынке у работников предприятия, инвестиционных институтов, брокеров. Так, "Евразхолдинг" и дружественные ему компании скупили примерно 40% акций ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (ОАО "ЗСМК") у физических лиц. В итоге значительный пакет (иногда до 100%) акций крупных металлургических компаний стал принадлежать одному или нескольким акционерам (например, руководство "Северстали" владеет около 80% акций, а 16,63% акций находится у гендиректора А. Мордашова).

Другим способом приватизации стали залоговые аукционы, посредством которых были реализованы крупные пакеты акций лучших предприятий. В большинстве случаев в роли покупателей выступали банки, которые, в свою очередь, принадлежали небольшой группе лиц. В частности, ОНЭКСИМ банк участвовал в нескольких залоговых аукционах, получив доли в капитале ряда компаний, в том числе и в РАО "Норильский никель".

Можно вспомнить еще много методов концентрации капитала - конвертация долгов в ценные бумаги, продажа дебиторской задолженности и др. Факт остается фактом: на сегодняшний день в большинстве компаний контрольный пакет акций принадлежит менеджменту либо внешнему акционеру.

Кроме того, во всех крупных металлургических компаниях действует система "перекрестного" владения акциями: головная компания является акционером дочерних предприятий (в большинстве случаев имеет контрольный пакет акций), а последние, в свою очередь, владеют управляющей компанией (ярким примером такого "перекрестного" владения служит ГМК "Норильский никель").

В свободном обращении находится лишь небольшая часть акций (в большинстве случаев менее 15%). Так, для "Северстали" эта доля - 5-8%. Причем это не означает, что даже эти акции оказываются на рынке. Подавляющая их часть хранится у членов трудового коллектива, еще не продавших ценные бумаги и рассчитывающих получить за них более выгодную цену в будущем. У них есть все основания на это рассчитывать (только в Череповце насчитывается около десяти фирм, активно скупающих акции "Северстали"). Отсюда понятно, почему акции крупных металлургических компаний отсутствуют на фондовом рынке: собственники контрольных пакетов акций не заинтересованы в размытии своих долей, а следовательно, уменьшении влияния на принятие решений. Кроме того, потенциальные инвесторы не видят смысла в приобретении данных ценных бумаг - сыграть на изменении цен невозможно, поскольку сделок по ним практически не происходит, а выплачиваемые дивиденды низки. В итоге спрос на акции, которые обращаются на открытом рынке, невелик, а новых выпусков ожидать не приходится.

Что касается средних предприятий, то практически все они являются дочерними компаниями крупных (во многих случаях принадлежат им на 100%). Еще в 1998-2000 гг. в отрасли активно шел процесс поглощения крупными компаниями более мелких. В результате были созданы крупнейшие объединения, обеспечивающие полный цикл производства: от добычи сырья и вторичной переработки до производства конечной продукции. Поскольку средние компании намного меньше и почти все находятся в отдаленных районах, скупить их акции не представляло особого труда, стоило только предложить выгодную цену. Производства, которыми крупные компании не заинтересовались, либо нерентабельны, либо бесперспективны. Они поддерживаются на плаву главным образом региональными и местными властями в силу разных причин. Таким образом, инвестиционная политика средних предприятий определяется все теми же собственниками крупных компаний, о которых мы уже писали выше.

Говоря о малых предприятиях, мы в первую очередь подразумеваем деятельность, связанную с металлоторговлей и вторсырьем. Такие предприятия многочисленны и обычно не являются объектом инвестирования, хотя в последнее время стали появляться сообщения о покупке компаний-трейдеров крупными производителями металлов. В целом же для таких компаний вход на фондовый рынок закрыт.

И, конечно же, нельзя не отметить, что в России пока слабы институты привлечения частных инвестиций, которые могли бы сыграть решающую роль в расширении рынка металлургических акций. Таким образом, структуру собственности в металлургической отрасли можно охарактеризовать как сильно концентрированную и направленную на завоевание доминирующего положения в отрасли. Понятно, почему металлургические компании не желают продвижения своих акций на открытый рынок, - главную роль здесь играет боязнь утраты ведущей роли в управлении "дочками". Более привлекателен для металлургических компаний выпуск облигаций. Опыт размещения корпоративных долговых бумаг российскими предприятиями показывает, что потенциал роста этого сектора рынка очень велик.