Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Интеллигенция и ее роль в РФ.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
110.08 Кб
Скачать

1. Социокультурное значение интеллигенции

«Первооснова возникновения термина «интеллигенция» - греческий язык. Из него термин перешел в латинский язык еще в первом столетии до н.э. Содержание понятия восходит к Аристотелю. Он этот термин употребил для обозначения человека, сознание которого направлено не только на мир природы, но и на самого себя (самопознание, саморефлексия)»[10.-с.108]. Из латинского (intelligentia - понимание, познавательная сила, знание), это слово перешло и в другие языки.

Понятие «Интеллигенция» по своему происхождению является категорией русской культуры, и в большинство европейских языков (французский, немецкий, английский и др.) пришло из России в 19 веке. «Определенным аналогом русского слова «интеллигенция» (но без значения собирательности) в западноевропейской культуре стал термин intellectuels («интеллектуалы»), и попытки западных деятелей культуры (например, Бальзака) ввести в обиход слова, по-французски наиболее адекватные будущему русскому «интеллигенция» (intelli-gentiels, intelligence), так и не прижились» [1.-с.195].

Интеллигенция - в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей, профессионально занимающихся сложным умственным (по преимуществу интеллектуальным) трудом. В соответствии с таким, в значительной степени социологизированным пониманием этого термина (сложившимся относительно поздно, в 19 веке) принято говорить, например, о творческой и научно-технической; провинциальной и столичной; разночинной, дворянской, рабочей и т.д. Однако генетически понятие «Интеллигенция» является чисто культурологическим и означает, прежде всего: круг людей культуры, т.е. тех, чьими знаниями и усилиями создаются и поддерживаются ценности, нормы и традиции культуры. Не утрачивается до конца в понятии «интеллигенция» и его изначальный смысл, заключенный в латинском термине: понимание, знание, познавательная сила, - именно эти свойства, присущие определенной категории людей, оказываются определяющими их деятельность, ведущими в их общественном значении и социокультурном статусе.

Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Она объединяет людей самых разных уровней: от программистов компьютерных систем до духовных лидеров общества. Разное у них образование, разный духовный мир, разные приоритеты. Вместе с тем их объединяет ряд признаков присущих интеллигенции:

«Ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии.

Единство духовной природы человека – интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает. Верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость. Более высокие нормы морали, чем в обществе в целом.

Глубоко развитое понимание своего «Я», независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность.

Мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением, позиций. Противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции, нетерпимость к другой творческой оригинальности.

В интеллигенте нередко уживаются одухотворенность с меркантилизмом, высокая степень самосознания с эгоцентризмом. У него нередко бывают причуды и капризы, он нарушает общепринятые нормы поведения. Но из мозаики его душевных надрывов появляются идеи, поступки, которые бывают очень нужны обществу.

Интеллигенция это сплав умственной и нравственной культуры» [11.-с.203-204].

Следует выделить основные функции интеллигенции, в соответствии с которыми ее можно разделить на основные группы:

«Хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных ресурсов, удержание норм и ценностей, исторической памяти. Без обеспечения такой функции невозможно ни сохранение общества, ни его адаптация к изменяющимся условиям»[4.-с.349]. Именно она ложится на плечи самой многочисленной группы интеллигенции – учителей, библиотечных и музейных работников, редакторов, реставраторов, работников системы просвещения, программистов и т.д. Их роль в общем процессе культурной жизни может быть обыденной и почти безымянной, но именно благодаря их постоянной работе общество обеспечивается культурой.

«Инновация как творческий процесс выработки новых идей, образов, моделей действий, политических и социальных программ. Отличительная особенность носителей этого типа функций – высокая степень индивидуализации, так как инновации большей частью являются результатом творческих усилий отдельных личностей или малых групп коллективов. Поэтому за инновацией обычно закрепляется собственно имя автора или группы. Такое творчество неизбежно протекает через разрыв с безусловными запретами и представлениями, нарушение принятых представлений, норм и правил. Но такой процесс нередко сопровождается не только мысленным экспериментированием над общественными конструкциями и доктринами, но и экзистенциальным экспериментом над собой и своей судьбой. Поэтому судьба изобретателей и новаторов далеко не всегда благополучна, в отличие от хранителей, которые могут рассчитывать на более спокойную, хотя часто малозаметную жизнь» [4.-с.349].

Однако именно по степени способности общества к принятию нового следует оценивать его развитость. Новаторская духовная деятельность – процесс мало управляемый, во многом зависящий от субъективных личностных факторов и от духовной атмосферы в обществе, от степени динамичности его культуры и от восприимчивости общества к инновациям. Поэтому всякое развитое общество поддерживает те специфические институты – фонды, центры, академии, в которых создается благоприятная среда для «вызревания» творческих открытий и изобретений. Важной функцией этих центров является не только материальная поддержка творчества, которая зачастую бывает недостаточной, но и признание со стороны коллег (соратников и соперников), распределение авторитета, что в какой-то степени компенсирует все остальное. Произвольное вмешательство и подавление таких внутренних механизмов самооценки может привести к ослаблению творческой атмосферы, снижению духовного потенциала.

«Однако между творческой элитой и обществом существует неизбежный разрыв, дистанция, преодоление которой необходимо для признания нового открытия, акта духовного творчества. Для того чтобы результаты инновации были переданы для общего пользования, они должны быть санкционированы, одобрены и интерпретированы другой группой, осуществляющей критику, т.е. анализ и отбор наиболее важного и достойного»[4.-с.350]. Критика должна соотнести новое с имеющимся духовным наследием, согласовать со сложившейся духовной жизнью. Кроме того, критика должна соотнести новое с признанными ценностями и представлениями, с музеем, университетом и школой, с существующими взглядами и представлениями. Критика по самой сути апеллирует к авторитетам, образцам, именам, вкусам, признаваемым в данной профессиональной среде и различных сферах общественной жизни. Именно критика «возводит пантеон» классиков прошлого и настоящего, без которых невозможно отделить высокое от заурядного, оригинальное произведение от эпигонских или тривиальных работ. Вместе с тем популяризаторская работа призвана растолковать «высокоумные» и сложные произведения и открытия, донести их до массового читателя, публики, до широких слоев населения.