Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции (Этнополитология) - Пушкина З.М..doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
901.12 Кб
Скачать

Тема 11 Этническое право и права народов.

  1. Структура этнического права.

  2. Формы и пути решения этнополитических проблем, как реализация этнических прав и прав народов.

1.

Этническое право является органической частью системы социальных норм и отношений, охраняемых силой и авторитетом государства, т.е. права, как целостного явления. Роль права возрастает в буржуазном обществе, поскольку в детально разработанных правовых системах этого общества находят отражение демократические принципы, выдвинутые восходящим классом /третьим сословием/, отражавшим на том этапе интересы большинства населения, состоявшего к тому же из различных этнических групп. Отсюда демократические принципы распространялись на этническую область.

Исторически сложилась система этнического законодательства. Главными принципами этнического права являются: равноправие или фаворитизм этнических групп, запрет дискриминации, запрещение пропаганды этнической вражды и сепаратизма. В содержании правовых норм включается традиционное, как его называют, обычное /фольклорное/ право, складывающееся исторически. Хотя мера отражения этого права неодинакова в различных государствах.

Этнические права и свободы выступают, как разновидность групповых прав, включающих в себя как общие, так и специфические права. В них обязательно отражаются права на жизнь, самобытность, этническое своеобразие, на экономическую и культурную автономию. Выделяются лингвистические права, политические права - право этноса на участие в выборах, на создание ассоциаций, на самостоятельное определение политических символов, на различные формы реализации права на самоопределение.

В систему этнического права входит обеспечение гарантий этнических прав и свобод. Для реализации их контроля за осуществлением этнического законодательства практикуется судебная защита этнических прав. Особое внимание уделяется недопущению и предотвращению различных видов этнической дискриминации в различных сферах общественной жизни, установление ответственности за совершение дискриминационных актов. Государственный контроль распространяется, как за соблюдением антидискриминационного законодательства, так и за тем, как осуществляется оказание финансовой и технической помощи народам, намеченной в госбюджетах, законах, постановлениях государства.

2.

На базе международного и национального законодательства этнической направленности за последние столетия выявились основные пути и формы решения этнополитических проблем.

Наиболее радикальным здесь является распад государства, полиэтнического по составу населения. Хотя большинством ученых и политиков данный путь не рассматривается, как наиболее эффективный, однако до сих пор существует мнение о необходимости последовательного отпадения этнически однородных частей от много национального государства.

Другим направлением является федерализм. В частности, ему посвящается работа У.С. Ливингстона в американской энциклопедии 1994 г.. Сущность федерализма, как принципа государственного устройства, является существование 2-х уровней управления: общего и регионального, каждый из которых наделен своими функциями и полномочиями. В отведенной каждому из них сфере уровень управления автономен и самостоятелен, каждый из них не может претендовать на властные полномочия другого, не зависит друг от друга в законодательстве, сборе налогов, работе администрации. Каждый из них связан с народом.

Формы федеративных союзов истории известны давно, начиная с Римской империи, средневековых лиг итальянских городов, Швейцарской конфедерации Лесных кантонов. Отличие от современных - отсутствие координации управления 2-х уровней.

Типичные федерации - Американский союз /1787/, Швейцария /1848/, Содружество Австралии /1900/. Германские конституции 1871, 1919, 1949 гг. имели некоторые признаки федеративных государств, но не предполагали координацию и самостоятельный статус 2-х уровней управления. Не соблюдается этот принцип латиноамериканскими государствами: Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Мексикой.

Определение полномочий осуществляется по-разному: определяются функции федеральной власти /Швейцария, США, Австралия/, обеих ветвей власти / Индия/. Противоречия решаются в пользу федеральных органов, чаще всего по вопросам торговли, обороны, иммиграции, валюты, внешних связей.

Представительство региональных интересов осуществляется в верхних палатах. В США президентские назначения подлежат одобрению сенатом, в котором все штаты представлены одинаковым числом сенаторов. В Канаде, Австралии кабинет составляется из представителей различных провинций, согласно сложной, но жесткой системе. В Швейцарии исполнительная власть отражает интересы кантонов. По финансовым вопросам федеральные органы получают больше, чем субъекты федерации. Практикуется передача некоторых налогов, фондов, государственных дотаций штатам.

Общая тенденция - расширение функций центральной власти, т.к. растет объем общих проблем.

Преимущество федерализма - возможность сочетать общность и различие этнических интересов. В современных условиях эффективны либо страны федеративного устройства, либо диктатура.

Авторитарный или тоталитарный режим, по мнению видных российских политиков, устанавливает прочность системы этнических обществ, поскольку принимает любые меры. П.А. Столыпин: "Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада. Это было, это есть, это будет всегда неизменно… Нет законодательства, которое не давало бы права правительству приостанавливать течение закона, когда государственный организм потрясен до корней, которое не давало бы ему полномочия приостановить все нормы права".

В России целесообразность федеративного устройства обсуждалась общественностью начала 20 веков, но царское правительство думало иначе. Его позиция выражена публицистом А.А. Сидоровым в ст. "Инородческий вопрос и идея федерации в России". (М., 1912 г.) Отмечает 2 взгляда: национальная идея, предполагающая централизацию с базой на русском языке или свобода окраин, местный язык. До 90-х гг. - первая, с 80-х гг. 20 века - другая ("космополитическая"). Итог - к н. 20 века, по словам А.А. Сидорова, "в русском обществе созрело антинациональное течение". Связывает это с притоком в некоторые профессии поляков и евреев, выходцами из некультурных классов в интеллигенцию и полуинтеллигенцию. В ответ на последовавшие в 1904 - 1905 г. требования создания федерации (автономии для Польши, Литвы, Закавказья, Малороссии), Сидоров писал: "Осуществление этой идеи у нас вследствие сепаратистских стремлений наших инородцев быстро повело бы к ослаблению связей между отдельными областями, а затем к распадению государства". "Одни из наших инородцев стремятся присоединиться к другим государствам, другие - создать новые собственные независимые государства или восстановить свои прежние распавшиеся, а евреи хотят главенствовать в России. Федеративное устройство с предоставлением национальных автономий облегчило бы достижение этих целей.

Национально-политическая свобода в государстве может быть обеспечена в полной мере только народу - строителю государства, за остальными же народами по возможности должна быть признана полнота прав гражданской свободы, но предоставление им национально-политических прав без серьезной угрозы целостности государства невозможно…

Россия создана не международными договорами, она создана и расширена русским народом. Ее строили стремление народа к объединению, единовластие, русская удаль …, стремление к возращению русских земель, попавших под власть других государств, стремление создать устойчивые границы для государства, оградиться от набегов кочевников, найти выходы к морям и укрепиться на их берегах. Выросшая таким образом Россия, несмотря на то, что в состав ее входят теперь различные инородцы, представляет собой вполне национальное государство, в основе которого лежит русская национальная идея, и потому отступление от этой идеи в государственной деятельности должно вести за собой потрясение в русском государственном организме". (Цит. по "Этнос и политика", С.275-276).

Один из путей - дезинтеграция государства. Возникает под влиянием национал-сепаратизма. О нем пишет американская исследовательница Викки Л. Хесли (В.Л. Хесли. Возрождение национализма и дезинтеграция государства. // Полис. - 1996 - №6)

Национал-сепаратизм - "совокупность идей или действий, направленных на становление новой территориальной государственной структуры, призванной обслуживать интересы этнического сообщества, полагающего, что имеющееся государство пренебрегает их нуждами". При многообразии их в мире - общее: этнически окрашенные формы политического участия и политической организации.

Если в недалеком прошлом влияние этничности, как фактора политического объединения отрицалось большинством ученых (из-за стабильности в мире, росте экономических связей и роста материальных возможностей, тенденций к ассимиляции через контакты наций), то сейчас этого игнорировать уже нельзя.

В настоящее время большинство наблюдателей сходятся в том, что психологическое и эмоциональное влияние этничности уже нельзя игнорировать. Если мы признаем, что этническая идентичность является естественной основной политической организации и что национализм как идеология исторически доказал свою конструктивность, значит, любая теория государственного строительства должна предусматривать механизмы урегулирования межэтнического конфликта.

Условием решения этнических проблем является соблюдение принципов самоопределения и защиты прав меньшинств (в языке, школьных программах, распределении ресурсов, возможности получения работы в общественном и частном секторе и т.д.). Это касается как общегосударственного уровня, так и лидеров этнорегиональных единиц. Федерация (этнотерриториальные единицы в ней, региональная автономия) способствует решению проблем, но не снимает их полностью.

В то же время национальная идентичность не безгранична. Она может в разных ситуациях играть разную роль: например, возрастные особенности - в одних случаях младшее поколение более националистично, в других более терпимо, интернационально. И наоборот, старшее может быть приверженной в большей мере к гражданской идентификации, нежели этнической, и т.д. Бывает, что там, где можно ожидать вспышку националистических страстей, их нет, но может появиться там, где не ожидают (пример СССР очень нагляден).

Следующий путь - распределение власти как один из вариантов решения этнических проблем (первый теоретик этого направления - Льюис, уроженец карибского острова Санта - Луиза, чернокожий ученый, изучавший африканскую политику).

Метод распределения власти практикуется во многих странах, в частности, в Швейцарии. Он отличается, например, от мажоритарной системы распределения власти (США), когда политические проблемы решает большинство, избранное на выборах.

Каждая из 3-х языковых групп в Швейцарии имеет долю в высшем исполнительном органе власти - Федеральном Совете, состоящем из 7 членов: 1-италоязычный, 4-немецкоязычный, 2-франкоязычный. Соответствует трем языковым группам населения: 70% - немецкое, 20% - франкоязычное, 10% - италоязычное. На романш (четвертом официальном языке) говорит 1 % населения.

Вопрос о языке премьер-министра не обсуждается. Председатели Ф.С. меняются поочередно, в течение года он имеет официальный титул федерального президента, хотя он лишь первый среди равных ("primus inter pares"). Каждый федеральный советник, включая президента, возглавляет какой-то департамент (иностранных дел, обороны, внутренних дел).

Принцип разделения власти между языковыми группами применяется во всем обществе: в армии, почтовой службе, в частных ассоциациях (даже в футбольной ассоциации). Кроме этого соблюдается соотношение на должностях последователей католической и протестантской веры (их примерно по половине).

Учитывая партийный фактор: в ФВ два свободных демократа, два христианских демократа, 2 социал-демократа, 1 представитель Швейцарской народной партии. Это соответствует удельному весу партий в парламенте. Партийная принадлежность учитывается при назначении 3-х директоров почтовой службы, где I место резервируется для социал-демократа. Таким образом, действует система квот (в США, например, она противоконституционна). В этом особенность понимания швейцарцами демократии: правами наделены не только индивиды, но и этнические группы.

Решения в рамках данной системы осуществляются политически, но не через суд, т.е. распределение власти в Швейцарии принцип скорее политический, нежели юридический. Группа решает внутри себя, кого поставить взамен убывших. Но не нарушается основной принцип (например, если уходит в отставку немецкоязычный генерал, сменить его может лишь немецкий, но не французский генерал).

Распределение власти отличается от соперничества за власть (США, др. страны), в которых в основе лежит индивидуальный принцип.

Швейцарская система распределения власти сложилась по мере накопления исторического опыта (с XVI по XVIII в. было четыре гражданских войны). Существует равенство экономического статуса. Например, в банковском деле центрами являются немецкоязычные Цюрих, франкоязычная Женева, италоязычный Лугано. В Швейцарии есть главное - развитая система референдумов по вопросам поправок Конституции. Референдум проводится по требованию 50 тыс. граждан, собравших подписей, поддерживающих авторов законопроекта или 100 тыс. - от народа. Референдумы более частные, чем в др. странах: ежегодно по 4 раза, чтобы решить вопросы федерального, кантонального и общинного значения. Референдумы корректируют недостатки действия парламентской системы (для сравнения - неиспользование референдумов создало проблемы, например, при распределении власти в Австрии и Нидерландах в 50-60-е годы).

Следующий путь - полиэтническая демократия - "это независимая, суверенная политическая система, для которой характерны демократические институты принятия решений при наличии двух или большего числа этнических групп" (А. Лейпхард).

Существующие при этой системе распределение власти автономия этнических групп представлена в виде совместного принятия решений этими группами. Если группы территориально перемешаны, автономия может принять нетерриториальную форму. Сочетание территориальных и нетерриториальных автономий (например, в Бельгии) позволяет решать этнические проблемы.

Современное многонациональное человечество, национальные и полиэтнические государства выработали множество путей создания равных условий жизни и деятельности этносов в политической жизни, притом в разных политических системах. Этому предшествует накопление собственного опыта, отражение его в системе правовых норм, включающей этническое право. В то же время надо отметить: творчество народов в дальнейшем подскажет новые формы.

И последнее - огромный вклад в мировую "копилку" развития народов, национально-государственного строительства внес и будет вносить русский и весь российский народ.