Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
эконм.гос.экз.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
783.87 Кб
Скачать

57. Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии: темпы развития и отрасли специализаци.

Возникновение новых индустриальных стран (НИС) в зарубежной Азии — настолько важное и неординарное явление современности, что анализу его посвящена обширная отечествен­ная и зарубеж. лит-ра. До недавнего времени к числу таких стран и террит. от­носили 4рех азиатских «тигров» — Респ. Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань. Теперь их нередко называют НИС «первой вол­ны». А к странам «второй волны» относят Ма­лайзию, Таиланд, Филиппины и приближаю­щуюся к ним Индонезию..

Еще в середине XX в. роль этих стран в ми­р. политике и экономике была третьестепенной. Но затем они стали все более активно и последонат-но осуществлять политику «догоняющего развития». При этом своего рода образцом, эталоном для них послу­жил опыт Японии, или, иными словами, япон­ская модель разиития. Не случайно говорят, что НИС Азии полетели за Японией «журав­линым клином» или «стаей летящих гусей». А академик Н. II. Моисеев образно назвал Япо­нию «спусковым крючком» ускоренного разви­тия, причем не только для этих стран, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Иног­да различают северную (страны «пер­вой волны») и южную (страны «второй волны») модели. Но общего между ними больше, чем различий. И в том и в другом случае они приве­ли — как и в Японии — к настоящему «эконо­м. чуду». В результате Респ. Ко­рея и Сингапур уже обрели официальный ста­тус экономически развитых государств, причем Респ. Корея вошла в избранный клуб стран — членов Организации эконом-го сотрудничества и развития (ОЭСР). Действительно, за последние три-четыре де­сятилетия азиатские «тигры» совершили на­стоящий прыжок от отсталости к гораздо более высокому уровню развития. Он нашел наибо­лее яркое выражение в достижении едва ли не самых высоких в мире темпов прироста ВВП, кот. составили в 1960—1980-х гг. 6—13% в год, в первой половине 1990-х гг. — 6—9% и только во второй половине 1990-х гг. заметно снизились.

Благодаря таким высоким темпам во всех этих странах возросли показатели общего объ­ема ВВП( в конце 90-ых): Респ.Корея (12 место в мире), о. Тайвань (19 место в мире), Сянган (25), Тайланд (30), Индонезия (31), Сингапур (38), Малайзия (40), Филиппины (41).

(ВВП – это показатель, выражающий совокуп. стоимость конечных товаров и услуг, но не учитывающий доходы граждан и их фирм данной страны, полученные за границей и исключающий доходы зарубеж. компаний, действующих в данной стране.)

Можно ска­зать, что Респ. Корея по общему размеру ВВП, исчисленному по официальному курсу валют, уже обогнала Нидерланды, Австралию, Мексику, Россию, Аргентину, Швейцарию; Тайвань опередил Бельгию, Швецию, Австрию, Турцию; Сянган — Норвегию, Польшу, Сауд. Аравию, ЮАР; Таиланд и Индо­незия — Финляндию, Грецию, Португалию, Иран, Из­раиль; Сингапур, Малайзия и Филиппины — Чили, Ирландию, Пакистан, Перу, Новую Зеландию, Чехию, Украину. Обращает на себя внимание также и то, что рейтинг НИС Азии по показателю ВВП, рассчитанному на основе покупательной способности валют, в боль­шинстве случаев оказывается более высоким.

Не менее, если не более впечатляющими выглядят и показатели среднедушевого ВВП НИС Азии (на 1999г): Сингапур – 29,1 (7 место в мире), Сянган – 26,5 (8), о. Тайвань – 17,0 (25), Респ. Корея – 9,7 (34), Малайзия – 4,7 (49), Тайланд – 2,7 (69), Филиппины – 1,1 (101), Индонезия – 1,1 (101).

При сравнении цифр нетрудно заметить, что разброс душевых показателей ВВП НИС Азии оказывается значительно большим. По ВВП из расчета на душу насел. лидирует уже не Респ. Корея, а небольшой по насел. Сингапур, от кот. лишь немного отстает Сянган их место в мире оказыв-ся даже более высоким, тогда как остальных НИС — значительно более низким.

По размерам душевого ВВП Сингапур превосходит США, Австрию, Германию, Швецию Францию; Сянган — Великобрит., Австралию Италию, Испанию, Канаду, Израиль, многие др. страны. Можно добавить, что еще выгоднее для Сингапура расчет на основе покупательной способности валют— в этом случае он занимает пятое мест мире (87% от уровня США; у Сянгана — 71%, у Респ. Корея — 45%).

Таких впечатляющих успехов НИС Азии добились в первую очередь благодаря осуществлению политики индустриализации При этом приоритеты в ее проведении не оставались неизменными. Индустриализация началась здесь в 1950-е гг. с легкой, в первую очередь текстильной, пром-ти. В 1960 - 1970-е гг. акцент сместился в сторону отрасли тяжелой пром, а еще позднее приоритет был отдан более трудоемким и наукоемким производствам (электроника, электротехника, новые конструкционные материалы). В известной мере можно утверждать, что НИС Азии прошли тот же путь, что и развитые страны Европы, США, Япония, но проделали его во много раз быстрее. Именно в этом в значит. мере заключается смысл самого понятия «новая индустриализация».

Одновременно изменялись и внешнеэконом. приоритеты этих страв. На начальном этапе индустриализации они ориентировались на импортозамещающую модель экономики. Курс на замену импорта собственным производством сопровождался защитой нацильной пром-ти от конкуренции со стороны импортных товаров. На втором этапе произошел переход к экспортоориентированной модели экономики, когда НИС начали ориентироваться сначала на пр-во рядовых (металл, некот. виды машин, химикатов), а затем значительно более высокотехнологичных изделий для внешних рынков. Переход к такой экономике открытого типа требовал соед-ия усилий трех заинтересованных сторон: национальной буржуазии, госуд. и иностранного капитала. Под влиянием госуд. сформировался крупный госуд. сектор экономики, как правило, включающий в себя энергетику, транспорт, гсрнодобыв пром-сть.

В результате в хозяйстве НИС Азии про­шла значительная структурная перестройка. Так, в Малайзии и Таиланде доля пром-ти в создании ВВП увеличилась с 1980 по 2000 г. соответственно с 38% до 48 и с 29 до 40%. Примерно такие же показатели хар-ны для Респ. Корея и Индонезии, и только в Сингапуре доля пром-ти составляет 34% . Ныне по общим размерам пром-го пр-ва Респ. Корея занимает 11-е место в мире (перед Россией), а размерам обрабат. пром-ти 10-е. Тайвань находится соответственно на 18-м и 14-м местах, Индонезия в обоих случаях — на 24-м, Таиланд — на 20-м и 23-м. А доля с/х в ВВП, не говоря уже о Сингапуре и Сянгане, где его практически вообще нет, уменьшилась до 5% в Респ. Корея и 10—15% в остальных странах.

С течением времени главной «визитной кар­точкой» большинства НИС Азии стала электронная промышленность: их доля в мировой продукции этой отрасли еще в 1990 г. превысила ¼. Сам профиль электронного пр-ва же постепенно видоизменялся. НИС Азии начали с выпуска дешевой массовой продукции (электронные часы, микрокалькуляторы, видеоигры и пр.), затем перешли к выпуску бо­лее сложных изделий (цветные телевизоры, ви­деомагнитофоны) и, наконец, персональных компьютеров. Одновременно стало изменяться соотношение между бытовой и промышлен. электроникой в пользу последней. Еще важнее то, что по мере развития НИС стал происхо­дить переход от сборки электронной аппара­туры из американских, японских, европ-их деталей к созданию собственного интегри­рованного пр-ва, охватывающего все основные технологические стадии. Важно от­метить, что при этом сохраняется опред-ая производ-ая специализация от­дельных стран. Например, по пр-ву радиоприемников особо выделяются Малайзия и Сингапур, телевизором Респ. Корея, электронных часов - Сянган, портативных персональных компьютеров и ноутбуков — Тайвань.

Среди многих факторов, кот. способст­вовали структурной перестройке экономики НИС Азии на более высокотехнологичной осно­ве, прежде всего заслуживает внимания фак­тор трудовых ресурсов. Не располагая значи­тельными прир. ресурсами, эти страны сделали главную ставку на свои большие тру­довые ресурсы, к тому же все время пополняю­щиеся благодаря довольно высокому естествен­ному приросту насел. Именно дешевизна трудовых ресурсов (стоимость рабочей силы в НИС Азии в три-четыре раза ниже, чем в эко­номически развитых странах) в значит. мере и привлекла сюда западные ТНК. Тем бо­лее что рабочая сила в этих странах оказалась не только дешевой, но и дисциплинированной, а также достаточно квалифицированной.

Это последнее ее качество в первую очередь связано с уровнем образования. В самом деле, все НИС обеспечили свой прорыв во многом благодаря тому, что ввели всеобщее среднее об­разование, подняли уровень общей и професси­ональной подготовки до современных стандар­тов. Приоритетность образования среди всех госуд. проблем привела к настоя­щему «образовательному взрыву», изменивше­му качество трудовых ресурсов. Вот почему вполне можно согласиться с А. П. Лиферовым, написавшим о том, что в основе «экономиче­ского чуда» НИС Азии лежит именно приоритет образования — причем не декларативный, а вполне реальный.

Эти страны выделяют на нужды образования от 2,5 до 4,5% ВВП, что с учетом общих объемов их ВВП составляет довольно внушительные суммы. В результате они уже приблизились к уровню полной грамотности: еще в начале 1990-х гг. охват детей ба­зовым образованием достиг 90%. В том числе пол­ным средним образованием в Респ. Корея и на Тайване было охвачено более 80% детей и подрост­ков, что даже выше уровня, достигнутого Японией и большинством стран Зап. Европы. В НИС Азии до ⅓ всех выпускников сред. школы продолжают учебу в университетах. Кроме того, эти страны широ­ко используют возможность направлять своих студентов на учебу в США и Зап. Европу. Например, Сингапур обучает за границей столько же своих граждан, сколько такая большая страна, как Пакистан. Важно и то, что студенты, обучающиеся за границей, в большинстве своем возвращаются домой, хотя на родине их зарплата будет меньшей.

Высокий уровень образования положительно влияет и на такой важный синтетический показатель, как индекс человеческого развития (ИЧР), хотя по его уровни. Сингапур, Сянган и Респ. Корея пока еще входят только в третью десятку стран мира, а Таиланд и Филиппины — в шестую.

Затраты на НИОКР в четырех странах «первой волны» составляют 1—2% ВВП, и это ставит их на порядок выше других pазвив-ся государств, приближая к странам Запада. Перенимая западный опыт, они пошли по пути создания индустриальных и научных (технологических) парков и технополисов. К середине 1990-х гг. такие технополисы имелись уже в большинстве НИС Азии.

Ярким примером подобного рода можно считать самый крупный в НИС Азии научно-пром-ный парк Синьчжу на Тайване, расположенный в 70 км к юго-западу от столицы г. Тайбэй. Научной опорой здесь служат два университета, а производственной — более десятки фирм, работающих в сфере высоких технологий. Другой пример — крупный научно-пром. парк Пинанг в Малайзии, распол. на одноименном острове у зап. побережья страны. Этот остров не случайно стали называть силиконовым, поскольку предприятия парка специализир-ся на произв-ве полупроводниковых плат, или чипов. Без них теперь не обходятся компьютеры, телевизоры или магнитофоны, выпускаемые во многих странах мира. Третий пример — научно-производ. парк Сингапура, объединивший 10 госуд. НИИ и 45 пром-ых корпораций.

Еще одна очень важная общая черта, харак­терная для этой группы стран, заключ-ся в открытости их экономики, ее глубоком враста­нии в международное геогр. разделе­ние труда. Еще в конце 1980-х гг. доля четы­рех НИС «первой волны» в общем промышлен­ном экспорте развивающегося мира достигла 55%. В конце 1990-х гг. по доле во всем миро­вом экспорте Респ. Корея занимала 14-е место (более 2%), превосходя многие развитые страны, включая и Россию. Остальные НИС оказывались между 15-м и 25-м местами при доле от 0,75 до 1,5% . К этому нужно добавить, что страны «первой волны» помимо рынка электроники вышли также на мировой рынок автомобилей, электрооборудования, морских судов, станков, некот. видов вооружения и др. технически сложных видов машино­строительной продукции. Они сумели укре­пить свои позиции на рынках многих изделий хим. и легкой пром-ти.

Одной из основ экономической стратегии всех четырех НИС «первой волны» была и ос­тается ориентация на максим-ое привлече­ние иностр. капитала. С этой целью их Правительства пошли на ослабление соответ-их ограничений, а подчас даже на при­ближение условий деятельности иностр. филиалов и дочерних компаний к режиму, принятому для национальных фирм. В 1970— 1980-е гг. особое место в этой политике стало нанимать создание свободных экономических, или экспортных, зон — территорий, на кот. иностр. предприниматели пользуют­ся преимуществами административного и фи­нансового характера, где необходимая инфра­структура предоставляется им по сниженным тарифам и ограничивается деятельность проф­союзов. В наст. время такие зоны действуют в Респ. Корея, в Индонезии, на Тайване, Филиппинах. В большинстве случаев они предст. собой экспортные пром-ые зоны (ЭПЗ).

Накопленное новыми индустриальными странами Азии богатство реализуется и в виде создания золотовалютных резервов (особенно в Респ. Корея и на Тайване), и в форме ин­вестиций в собственную экономику, хотя неко­т. из ее проектов носят откровенно амбициозаный характер.

Один из примеров подобного рода — увлече­ние строит-вом небоскребов, особенно в Синга­пуре, Сеуле, Куала-Лумпуре. Два 88-этажных небоскреба делового центра в Куала-Лумпуре высотой по 450 м недавно стали самыми высокими зданиями в мире. Да что там небоскребы! В 40 км к югу от Куала-Лумпура уже открыта новая столица Малайзии — Патраджайя, названная так по имени первого премь­ер-министра страны Абдуллы Рахмана Патры. Стро­ительство этого города, кот. ведется «на пустом месте», должно быть завершено в 2008 г. Предпола­гается, что насел. его составит 250 тыс. человек.

Однако в 1997 г. поступательное развитие азиатских «тигров» было внезапно нарушено валютно-финансовым кризисом, фактически переросшим в общий экономический. Подоб­ное здесь случалось и раньше, но кризис 1997—1998 гг. оказался особенно глубоким.

Финансовый кризис начался в июле 1997 г. резким падением курса таиландского бата. Вслед за этим сразу же произошли обвалы национальных валют Малайзии, Индонезии и Филиппин, а к концу года кризис достиг Респ. Корея, Сянгана, затронул и Японию. Но, пожалуй, наиболее сильно пострадала от него Индонезия, где валюта обесценилась на 75%. Одновременно резко снизились показатели прироста ВВП и пром-го пр-ва. В большинстве стран сальдо торгового баланса стало отрицательным. Началось массовое изъятие вкладов населения из банков и перевод сбережений в валюту. Банкротства охватили тысячи фирм. К числу экстраординарных антикризисных мер можно отнести и такую: каждая четвертая южнокорейская семья, чтобы помочь госу­д-ву в преодолении кризиса, сдала свои ценности, причем за два с половиной месяца было собрано 225 т золота.

После возникновения этого кризиса многие аналитики пытались установить его причины. Среди них обычно называют некот. несо­вершенства экономической модели азиатских НИС — например, такие, как чрезмерное увле­чение экспортом в ущерб внутреннему рынку, привязку курсов национальных валют к долла­ру («долларизация») и др. Можно добавить, что в усл. глобализации последствия это­го кризиса ощутили на себе не только госуд-ва Юго-Вост. и Вост. Азии, но и многие др. Например, экспорт товаров из США в страны Азии, кот. до кризиса со­ставлял 30% всего экспорта этой страны, зна­чительно сократился, тем самым еще более увеличив дефицит ее торгового баланса. Кри­зис привел также к крупным полит. по­трясениям, включая смену власти, кот. произошла в Индонезии.

После кризиса некот. специалисты ста­ли утверждать, что в пересмотре нуждается и сама модель развития НИС Азии, основанная на экспортной ориентации экономики. Дей­ствит-но, по мере роста квалификации трудовых ресурсов, повышения уровня зарплаты производимые в НИС Азии товары делаются более дорогими и теряют былую конкурентоспособность на мировых рынках. В первую оче­редь все это относится к НИС «первой волны». Неудивительно, что многие более простые и массовые пр-ва уже начали переме­щаться из них в НИС «второй волны». Тем бо­лее что в странах «первой волны» глав. роль в создании ВВП начинает играть уже не пром-сть, а сфера услуг.

Нельзя не замечать и опред-ых разли­чий между странами «второй волны». Здесь впереди оказались Малайзия и Таиланд, кот. удалось быстрее преодолеть последствия кризиса и вернуться к высоким темпам эконо­м-го роста. Индонезия и Филиппины еще довольно сильно отстают от них и по уровню душевого ВВП, и по многим др. показате­лям. В этих богатых и природными, и людски­ми ресурсами странах еще не исчерпаны воз­можности экстенсивного развития, особенно с учетом того, что и стоимость, и квалификация рабочей силы в них значительно ниже, чем в Малайзии и Таиланде.

Можно утверждать, что в последнее время в зарубеж. Азии появ-ся НИС «третьей волны». В первую очередь это относится к Вьетнаму, где в 1986 г. началось коренное ре­формирование экономики, долгое ВРемя на­ходившейся в состоянии застоя. Оно ориенти­ровано на многоукладное хоз-во, призна­ние негосударственного сектора, отказ от коллективной собственности в с/х, 'отход от системы жесткого централизо­ванного планирования. Был издан специаль­ный закон, способствующий привлечению ино­стр. инвестиций и развитию экспортных производств.

Результаты новой экономической политики не замедлили сказаться. За последние десять лет ВВП страны вырос в два раза. Получили развитие такие экспортные пр-ва, как горнодобыв. пром-сть (руды, нефть), с/х (тропическое земле­делие) и в особенности трудоемкие электрони­ка и пр-во оборудования для информа­ционных технологий; в 2000 г. информацион­ной техники было выпущено уже на 1 млрд долл. Из страны с хроническим недостатком продовольствия Вьетнам превратился в веду­щего (второе место в мире) экспортера риса. При оценке перспектив развития этой страны нужно учитывать наличие в ней 45 млн эконо­мически активного населения.