Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Галина Тимошенко.doc
Скачиваний:
225
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
4.42 Mб
Скачать

3. Метод м. Фельденкрайза

Говоря о феноменологических подходах к категоризации телесной проблематики, нельзя не упомянуть про метод Моше Фельденкрайза, предназначенный для восстановле­ния естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. М. Фельденкрайз предлага­ет работать с целостными двигательными паттернами, что­бы помочь человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. Специфика этого в своем роде воисти­ну уникального подхода в телесно-ориентированной пси­хотерапии обусловлена ярким своеобразием личности его автора — обладателя докторской степени по физике, со­здателя первой в Европе школы дзюдо, где обучение велось по его собственной системе. Когда перед ним встала задача реабилитации после тяжелой травмы, он со свойственной ему любознательностью глубоко ушел в психологию — и к своему изумлению обнаружил, что ему не удалось найти ни одной книги, которая описывала бы реальный процесс телесного и личностного функционирования человека. В результате ему пришлось создавать собственную систему работы с телом как с отражением всей целостности про­цесса жизнедеятельности.

По его мнению, всякая человеческая деятельность про­ходит три стадии. На первой стадии ребенок учится гово­рить, ходить, драться, танцевать естественным способом. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. И, наконец, наступает третья стадия — стадия изучаемого метода, на которой какое-то действие выполняется в соот­ветствии с определенной системой или особым методом и перестает быть естественным.

Усвоенный систематический метод обладает, разумеет­ся, очевидными преимуществами в обучении и возможнос­тью добиться более эффективного выполнения действия. Совершенно понятно, например, что очень сложные или очень опасные действия лучше осваивать под руководством опытного инструктора, а не на собственном, пусть самом что ни на есть «естественном» опыте — иначе цена такого обу­чения может оказаться чересчур высокой. Однако в резуль­тате развития западной цивилизации системное обучение совершению каких-либо действий не просто стало необхо­димым дополнением к естественному приобретению соот­ветствующих навыков, а во многом вытеснило его.

По идее Фельденкрайза, для гармоничного существова­ния человек должен понять, как действует его тело, научить­ся жить в соответствии со своей естественной конституци­ей и способностями. Он вслед за В. Бехтеревым полагал, что каждый паттерн движения самым полным образом от­ражает специфику и состояние нервной системы челове­ка. Каждое, даже самое «высокоинтеллектуальное», дей­ствие включает мышечную деятельность — смотрение, го­ворение, слушание. Посему в результате обострения процесса осознавания собственных движений и последу­ющего их осознанного многократного повторения с целью эффективной трансформации двигательных паттернов че­ловек обретает целостную способность к свободному лич­ностному функционированию.

По сути дела, Фельденкрайз не рассматривает ни про­цесс нарушения естественного телесного функционирова­ния, ни виды таких нарушений — он просто говорит о фак­те таких множественных искажений свободных движений и необходимости их возврата к природной форме, поэтому его подход с полным правом можно считать чисто феноме­нологическим. При использовании метода нет необходимо­сти специальной диагностики, ориентированной на полу­чение какой-либо информации психотерапевтом — в сущ­ности, важной для клиента информации достаточно в любом упражнении, которое он берется выполнять — при должном уровне осознавания собственных движений их неэффективность, совершенно необоснованное участие в выполнении «лишних» мышц, неоправданно большое ко­личество энергии, затрачиваемой на выполнение этих дви­жений становятся совершенно очевидными для клиента и обуславливают дальнейшее направление его работы с соб­ственным телом — неважно, будет ли эта работа проходить с участием психотерапевта или самостоятельно.

Тем не менее, Фельденкрайз описал и несколько потря­сающих по своей наглядности и диагностичности отдель­ных упражнений, указывающих человеку степень неэф­фективности его телесного функционирования. Два из них мы хотим предложить вашему вниманию.

Упражнение «ВЗВЕШИВАНИЕ»

Упражнение носит чисто демонстрационно-диагности­ческий характер и может использоваться в любых вариан­тах работы. Терапевтическим оно может стать только при условии многократного повторения (в строгом соответствии с изначальной идеей М. Фельденкрайза) с целью добиться оптимального варианта выполнения. Для его проведения потребуются напольные весы (не электронные, а механи­ческие!) и стул.

Процедура выполнения. Перед началом упражнения кли­енту необходимо взвеситься на тех же весах, которые будут использоваться в упражнении. Затем он очень прямо садит­ся на край стула и ставит ноги, согнутые под прямым углом, на весы, которые при этом должны показывать примерно 10-20 процентов общего веса тела (фото 22). Затем, продол­жая следить за показаниями весов, клиент без помощи рук поднимается со стула, становясь на весы (фото 23).

Во время вставания клиента стрелка весов обычно пры­гает до уровня, значительно превышающего реальный вес тела — обычно на десять-пятнадцать килограммов. Одна­ко иногда это превышение доходит и до сорока килограм­мов! Не более десяти человек из ста способны с первого раза встать так, чтобы показания весов ни в какой момент их вставания не превышали бы реальный вес тела. При этом с точки зрения физики при нормальном — с точки зрения распределения энергии — вставании весы не дол­жны показывать вес, превышающий реальный — ведь в момент вставания человек не начинает весить больше, чем он весит! Таким образом, разница между реальным весом и весом при вставании образуется за счет избыточ­ного усилия, приложенного клиентом при подъеме со сту­ла. Можно даже вычислить своего рода «коэффициент полезного действия» каждого конкретного человека — для этого достаточно разделить реальный вес человека на максимальный вес, показанный весами в процессе его вставания со стула.

Чтобы сделать упражнение терапевтическим, необхо­димо предложить клиенту — в рабочем режиме либо в ка­честве «домашнего задания» — добиться того, чтобы при вставании он не тратил никаких лишних усилий, то есть чтобы в любой момент вставания показания весов не пре­вышали бы его реальный вес.

Упражнение «ДВА ЧЕЛОВЕЧКА»

Упражнение, естественно, используется как чисто ди­агностическое — как в групповом режиме, так и в индиви­дуальной работе. Одним из его несомненных достоинств является возможность многократного повторения в ходе терапевтической работы в качестве промежуточного тес­тирования ее эффективности. Для работы потребуется большой лист бумаги в клеточку, два разноцветных каран­даша и портновский сантиметр.

Процедура выполнения. Один из партнеров предлагает другому с закрытыми глазами показывать ладонями то, какими он представляет себе размеры различных частей собственного тела. Параметры измерений предъявляются работающему поочередно, расстояние между ладонями аккуратно измеряется и записывается. Вот список необхо­димых измерений:

                  1. высота головы

                  1. ширина головы

                  1. длина шеи

                  1. ширина шеи

                  1. ширина плеч

                  1. длина правой руки

                  1. длина левой руки

                  1. ширина правой руки в районе локтя

                  1. ширина левой руки там же

                  1. длина правой кисти

                  1. длина левой кисти

                  1. ширина грудной клетки

                  1. ширина талии

                  1. ширина бедер

                  1. длина туловища от основания шеи до паха

                  1. длина правой ноги

                  1. длина левой ноги

                  1. ширина правой ноги в районе колена

                  1. ширина левой ноги там же

                  1. длина правой ступни (не входит в длину ноги)

                  1. длина левой ступни (не входит в длину ноги)

Второй этап работы начинается не раньше, чем будут измерены все воображаемые параметры, и содержанием его будет измерение величины тех же параметров — но уже в реальности. Обратите внимание — «ширина шеи», на­пример, должна измеряться в проекции, то есть речь будет идти не о половине окружности шеи, а о расстоянии по пря­мой между крайними боковыми точками шеи.

Когда оба этапа измерений будут закончены, помощник на листе бумаги в клетку строит — разумеется, в масштабе — представление работавшего партнера о физических разме­рах собственного тела. Будьте внимательны: общий рост рассчитывается как сумма высоты головы, длины шеи, дли­ны туловища и длины той ноги, которая длиннее. А поверх этого рисунка, сделанного карандашом одного цвета, дол­жен быть сделан в том же масштабе другим цветом рису­нок по реальным измерениям.

Возможно, что два этих «человечка» будут не слишком отличаться друг от друга — но опыт использования этой методики показывает, что только в одном из тридцати-со-рока случаев это оказывается так. Чтобы выяснить, что обо­значает такое искажение нашего видения себя, очень важ­но понять, какой именно смысл мы вкладываем в наши во­ображаемые параметры.

Ведь если бы человек в своем представлении о своем теле ориентировался бы на «показания» зеркала, то искажение измерений — если бы оно вообще было — было бы хоть сколько-нибудь пропорциональным. Однако оказывается, что ни изображение в зеркале, ни даже точное знание сво­их измерений никак не помогает человеку видеть свое тело в его реальных размерах.

Тогда откуда же вообще берутся те представления, ко­торые оказываются отраженными в воображаемых рисун­ках?! Получается, что, кроме телесного ощущения, отра­зить-то в этих воображаемых параметрах и нечего. Мы предлагаем следующую точку зрения: представляемые нами величины отдельных частей нашего тела отражают то количество энергии, которые мы реально предоставля­ем им для функционирования.

Если какая-то часть тела на воображаемом рисунке ока­залась значительно — более, чем на десять процентов — крупнее, чем она есть в реальности, — будем считать это признаком того, что энергии на функционирование этой части тела тратится больше, чем она того требует. Первое, что из этого следует — в этой части тела существует боль­шое количество избыточных мышечных напряжений. Ведь куда-то же должна деваться излишняя энергия! Второе, что важно — раз на жизнедеятельность этой части тела тра­тится больше энергии, чем нужно, значит, человек придает ей большее значение, нежели она имеет в реальном физи­ческом теле. А здесь уже вступает в действие все, что мы знаем о всяких разных пониманиях смысла различных час­тей тела.

Например, оказалась на чьем-либо рисунке правая рука на треть длиннее своей настоящей длины. Это обозначает, что «энерговложения» в нее на треть выше тех, которые нужны для ее реальных физических действий. Именно столько энергии идет на обеспечение имеющихся в ней мышечных зажимов — и примерно на столько же эта пра­вая рука представляется человеку важнее, чем она могла бы быть на самом деле у человека гармоничного, внутрен­не спокойного — одним словом, генитального.

Если же какая-то часть воображаемого тела выглядит намного меньше, чем она есть на самом деле, вполне можно сделать предположение, что на функционирование этой части тела уходит далеко не столько энергии, сколько это функционирование в реальности требует, то есть суще­ствует значительное количество мышечных блоков, устро­енных по гипо-типу, иначе говоря — мышц с недостаточ­ным тонусом. А это, в свою очередь, обозначает, что этой части тела человек не уделяет должного внимания, не при­дает ей того значения, которого она заслуживает, исходя из ее реальной физической роли.

Например, выясняется, что на рисунке воображаемого тела вообще практически отсутствует шея. Это, кстати, довольно распространенный вариант — когда именно шея оказывается «недооцененной», не слишком значимой, — во всяком случае, если судить по рисунку. Вот и судите сами: шея — тот самый орган, который отвечает в нашем теле за связь между «мозговым центром» и всеми «испол­нительными силами» организма, — и именно этот орган получает намного меньше энергии, чем нужно ему для вы­полнения его чрезвычайно важных функций! Представьте себе армию, чей штаб остался почти без связи с войсками: приказы пишутся, карты строятся — но на какой инфор­мации эти приказы основаны и вообще доходят ли они в войска, никто не знает. Воистину победоносная армия, ни­чего не скажешь! Примерно в том же положении оказыва­ется человек, чья шея вынуждена пребывать в состоянии постоянного дефицита энергии.

Конечно же, мы не можем описать все возможные вари­анты искажения представляемого человеком образа соб­ственного тела по сравнению с его реальными физически­ми параметрами — слишком велико количество существу­ющих комбинаций. Но мы постарались описать наиболее общие принципы, основываясь на которых, вполне возмож­но собственными силами разобраться в любых полученных результатах.

Анализ предлагаемого подхода. По сути дела, метод М.Фельденкрайза трудно назвать истинно психотерапев­тическим — скорее, это телесная практика. Тем не менее, она не содержит никаких прямых указаний на связь конк­ретных искажений двигательных паттернов с соответству­ющими личностными нарушениями и, соответственно, не дает возможности стратегического планирования психоте­рапевтом собственной деятельности. Более того, метод не менее эффективно работает в режиме «аутопсихотера-пии». Можно сказать, что он представляет собой целост­ную, очень логичную и убедительную систему работы с те­лом — одну из немногих, которая может считаться одно­временно и профилактической, и реабилитационной, и коррекционной. Посему вполне ясно, что искать в этом под­ходе теорию личности, описание механизмов патогенеза и терапевтических воздействий не стоит.

Еще одним минусом метода в условиях российских реа­лий является то, что для достижения заметных результатов его применение требует нескольких месяцев, а то и лет ежедневной работы. В самом деле, вам легко представить себе нашего соотечественника, который готов так упорно и систематично трудиться над тем, что даст первые резуль­таты не меньше, чем через полгода?!