Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Галина Тимошенко.doc
Скачиваний:
161
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
4.42 Mб
Скачать

3.4. Эмоциональное отреагирование

Еще одно чрезвычайно важное тактическое правило клиентской работы в ТОП связано с тем, что в телесно-

4* 51

ориентированной психотерапии следует избегать эмоци­онального и телесного отреагирования внутренних пере­живаний. Очень часто эта формулировка вызывает бурный протест — особенно у тех, кто слишком поверхностно вос­принимает представление о необходимости обеспечить доступ к вытесненным, табуированным, «законсервиро­ванным» чувствам клиента. Для того, чтобы с этим положе­нием согласиться, очень важно понимать смысл слова «от-реагирование», отличающий его от «проявления», «выраже­ния» и т. п. Речь идет о полном погружении клиента в переживание того или иного чувства, отсутствии какого бы то ни было осознания и тем более осмысления происходя­щего — и в конечном итоге о разрыве контакта с реальнос­тью. В русском языке это легко увидеть в таких словосоче­таниях, как «я в ярости» или «я в горе». Подразумевается, что, если я в ярости, внутри нее, то она больше меня и, следо­вательно, она мною владеет, а не я ее переживаю. С точки зрения эффективности сессии, такое состояние клиента никакого терапевтического смысла не имеет, — более того, оно разрушает баланс трех сфер его личности — когнитив­ной, телесной и эмоциональной.

Помимо этого, «отпускание» клиента в отреагирование в ходе сессии создает весьма порочную систему отноше­ний «терапевт-клиент». После мощнейшего энергетичес­кого всплеска клиент испытывает своего рода ложный «катарсис», облегчение — и даже опустошение. Ситуа­ция выглядит так, словно обнаружено нечто чрезвычайно важное — платков-то сколько намочили! В итоге у клиен­та возникает представление о необычайно результативно проведенной сессии — правда, нередко это представле­ние сопровождается жесточайшим чувством вины, сты­да, апатией или депрессией. В других случаях у клиента возникает иллюзия того, что он наконец-то позволил себе сделать то, что всегда хотел. Но ведь позволил он себе это в своего рода оранжерейных условиях, а не в той ситуа­ции, в которой действительно хотел!

На самом деле проблема, приведшая к «консервации» или табуированию отреагируемого чувства вместо его про­явления в нужное время и по нужному адресу, осталась неразрешенной, сам механизм табуирования сохранился в полной неприкосновенности, и клиент может снова на­капливать запрещенные к прямому выражению чувства — до следующего визита к психотерапевту.

Разумеется, речь не идет о том, что необходимо безжало­стно гасить в зародыше проявления каких бы то ни было чувств — конечно же, нет! Просто очень важно, вниматель­но наблюдая за клиентом, заранее предположить нежела­тельное развитие событий и постараться помочь клиенту пережить чувства, к которым был найден доступ, не те­ряя при этом контакта с собой, реальностью и с терапев­том как воплощением этой реальности.

В случае же, когда предотвратить развитие событий по типу отреагирования не удалось, терапевту очень важно сделать все возможное, чтобы, не мешая контакту клиента с его чувствами, вывести его на уровень осознания и пере­живания происходящего всей своей личностной целостно­стью. Подробнее о способах такой «психологической реа­нимации» мы расскажем в разделе «Технические аспекты клиентской работы».