Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по психологии телесности.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
313.86 Кб
Скачать

6. Обоснование права на врачевание

Актом первичного осознания чувственные ощущения превращаются в перцептивный образ. Ощущения, вследствие первичного означения, становятся конкретными, получают локализацию, модальность и степень интенсивности. Эти осознанные интрацептивные ощущения представлены субъекту в системе категорий сознания. Таким образом порождается чувственная ткань ВКБ.

Но телесность в контексте болезни обладает особым качеством: болезненные ощущения означают не только себя, но и болезнь. Это явление вторичного означения интрацептивных ощущений.

Вторичное означение чувственная ткань получает через сознание «концепции болезни», т.е. формирование вторичного означения связано с усвоением существующих в культуре взглядов на болезни, их причины, механизмы и вытекающие их этого методы лечения.

С семиотической точки зрения представления о болезнях могут быть интерпретированы как классические мифы (Барт).

Мифология болезни сильно варьирует на протяжении человеческой истории. Методы лечения последовательно реализуют на практике представления о сущности болезни.

Исходя из общих соображений о происхождении болезней, существующих в различных мифах, решается вопрос и о том, кто должен проводить лечение. Набор необходимых качеств врача определяется в первую очередь сущностью болезни.

При иррациональном понимании причин болезни, как действие злых духов, колдовство, для диагностики и лечения необходим человек, входивший в контакт с духами, понимающий и умеющий толковать их указания. Классический пример такой диагностики – «гадание».

Если болезнь излечивается чудесным образом, то лекарь должен быть как-то приобщен к миру чуда.

В любом случае, необходимо подтверждение права на медицинскую практику.

Проще всего это решается отнесением лекаря к кругу тех же божественных сил, которые отвечают за саму болезнь. Например, в греческой мифологии врачами были Аполлон и его сын Асклепий. Реальные лекари получали свои способности либо от главных медицинских божеств, жрецами которых они были, либо другими способами доказывали свою причастность к миру духов (например, отметины при рождении). +Принадлежность к чуду должна была доказываться периодическими демонстрациями различных необычайных явлений.

Есть и другой мотив, объясняющий особые способности лекарей – мотив тайного знания. Эти знания, обеспечивающие успех лечения, доступны лишь узкому кругу лиц. В настоящее время такое обоснование является наиболее распространенным (пример, тибетские и восточные медицины, колдовство в 4-м поколении и пр.).

Современный вариант эзотеризма проявляется в жестком запрещении терапевтической практики лицам, не имеющим особого сертификата-диплома. Также эзотеризм медицинских знаний подчеркивается особой одеждой и использованием латыни – языка посвященных.

Вообще истинные качества лекаря куда менее весомы, чем его способности внушить доверие предполагаемому клиенту. Мы покупаем не вещь, а слово, знак. Это позволяет нам понять, почему самые абсурдные лечебные практики обладают терапевтическим эффектом, а самые невероятные «научные системы» находят своих последователей. Это связано прежде всего с тем, что телесное ощущение, став симптомом, начинает подчиняться не только природным закономерностям, но и логике мифа, в который оно включается.

Успех любого терапевта/психотерапевта в значительной степени зависит не истинностью используемой им теории, а такими качествами, как авторитетность, убедительность, тонкое чувствование пациента, умение заставить поверить в предлагаемый им миф.