
- •Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис
- •Глава 13 Анатомия глобального спада
- •Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис I
- •Глава 13. Анатомия глобального спада
- •Глава 13. Анатомия глобального спада
- •Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис
- •Глава 13. Анатомия глобального спада
- •Глава 13. Анатомия глобального спада
- •Глава 13. Анатомия глобального спада
- •Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис
- •Глава 13. Анатомия глобального спада
- •Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис
- •Глава 13. Анатомия глобального спада
- •Раздел II Глобальная политика и всемирный кризис
- •Глава 13. Анатомия глобального спада
- •Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис
- •Раздел II Глобальная политика и всемирный кризис
- •Глава 14. Американские финансы и глобальный кризис
- •Глава 14. Американские финансы и глобальный кризис
- •Раздел II Глобальная политика и всемирный кризис
- •Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис
- •Глава 14. Американские финансы и глобальный кризис
- •Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис
- •Глава 14. Американские финансы и глобальный кризис
- •Раздел II Глобальная политика и всемирный кризис
- •Глава 14 Американские финансы и глобальный кризис
- •Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис
Примечания
1 См. подробнее: Богатуров А. Д. Динамическая стабильность в международной по литике // Очерки теории и прикладного анализа международных отношений. М.: НОФМО, 2002. С. 161-164. Книга доступна на сайте НОФМО. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.obraforum.ru.
2 Богатуров А. «Конституционный кризис» в мировой политике // Космополис. 2003. № 2; Ikenberry G. J. After Victory. Institutions, Strategic Restraints, and the Rebuilding of Order After Major Wars. Princeton: Princeton University Press, 2001.
3 Интеллектуальной реакцией на двусмысленность ситуации стала формула много полярности, предложенная в 2008 году академиком Е. Примаковым: «Современный мир является многополярным, но США занимают в нем особое место».
4 Теория «гегемонической стабильности» была сформулирована американскими уче ными Робертом Гилпиным и Робертом Кохейном в 1980-х годах - сначала применитель но к сфере мировой экономики. Позднее ее постулаты стали прилагаться к международ ным отношениям в целом. На русском языке разбор их построений дан в упоминавшейся выше работе А. Д. Богатурова «Динамическая стабильность в международной политике» Там же приведена библиография публикаций обоих американских ученых.
" Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers. Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000. New York: Random House, 1987; Volgy Th. J., Bailin A. International Politics and State Strength. Boulder: Lynne Rienner, 2003.
6 President George W. Bush. State of the Union 2007. Washington, D.C. 2007. January 23 [Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/news/releases/ 2007/ 01/20070123-2.html.
13
Анатомия глобального спада
В конце прошлого столетия и вплоть до конца 2007 года в мировой экономике наблюдался подъем. Однако затем его интенсивность резко снизилась. В огромной мере падение темпов роста было вызвано системным финансовым кризисом, развернувшимся вначале в США, а затем перекинувшимся на весь мир. К концу 2008 года он стал перерастать в глобальный экономический кризис, который по своим масштабам является самым глубоким со времен Великой депрессии начала 30-х годов XX века. Высокая динамика подъема до кризиса и сопутствовавшая ей эйфория усугубили остроту восприятия падения производства. И хотя в середине 2009 года наметились некоторые признаки восстановления мировой экономики, ее состояние осталось тяжелым.
Парадокс состоял в том, что падение производства было вызвано теми же причинами, что и предшествовавший ему динамичный подъем. В их основе — одновременное действие двух фундаментальных факторов: Тлобализации и ускорения инновационного развития. Глобализация повлияла на количественные параметры происходящих в мировом хозяйстве процессов, инновации — на их качество.
Предпосылки и причины кризиса 2000-х годов
Подъем, предшествовавший кризису, оказался наиболее продолжительным и интенсивным за последние 40 лет. Он опирался на повышение эффективности производства, в основе которого лежало ускорение инновационного развития. На рубеже XXI века наукоемкие производства Давали 85% прироста мирового ВВП. В 2000-х годах возросло значение Нематериальных факторов производства и создания стоимости. Быстрое Распространение новых технологий не только привносило новые способы ведения хозяйства, но и формировало новые типы взаимоотношений в мировом хозяйстве. Повышение производительности труда обеспечи-л° одновременный рост прибылей и реальных доходов населения во многих странах мира. Оно позволило также уменьшать негативные послед-
259
Раздел II. Глобальная политика и всемирный кризис
ствия роста цен сырьевых товаров, в первую очередь нефти, для эконо-мики, сдерживало инфляционные процессы в мире. В этом же направлении действовали последствия более рационального использования ре_ сурсов, вовлекаемых в мировой воспроизводственный процесс.
Особенностью подъема стало то, что он охватил все группы стра^ современного мира и был одним из самых синхронизированных за всю историю деловых циклов. В ходе подъема заметно изменилась конфи-гурация экономической мощи в мире. Если в ходе предыдущего развития от глобализации экономики выигрывали лишь развитые страны и именно от них исходили импульсы к росту, то в 2000-х годах ситуация изменилась. Благодаря сочетанию глобализации и инновационного развития — быстрому распространению достижений научно-технического прогресса на все большее число государств — бенефициариями этого процесса стали и ведущие развивающиеся страны.
В результате в 2000-х годах в мировом хозяйстве произошло существенное перераспределение сил. Главное — значительно укрепились позиции развивающихся стран. С 2000 по 2007 год их доля в мировом ВВП повысилась с 31,4 до 37,2%. Быстрорастущие экономики потеснили старых лидеров. Сократился, хотя и ненамного, разрыв по уровню экономического развития (ВВП на душу населения) между развивающимися и развитыми странами. Ведущие развивающиеся страны, наряду с США, стали локомотивами подъема.
Основной вклад в высокую мировую динамику внесли Китай, Индия, Бразилия, а также Россия (страны БРИК). За 2000-2008 годы ВВП Китая возрос вдвое, а Индии — более чем на 70%. По объему этого показателя, измеренного в ценах и по паритету покупательной способности национальных валют (ППС) на 2007 год, Китай вышел на второе место после США, а Индия опередила Германию. Быстрое развитие производства в развивающихся странах, особенно Юго-Восточной Азии. во многом опиралось как на высокую норму сбережений, так и на огромный приток рабочей силы. Немалую роль в повышении динамики производства в них сыграл чистый приток капитала из развитых экономик. Кроме того, во многих из этих стран повысилась эффективность управления экономикой. Сильный импульс росту в быстро развивающихся странах дало изменение самого характера развития — возрастание в нем инновационной составляющей. Крупные корпорации уже не довольствовались перемещением туда промышленного производства. I но стали переводить в них свои исследовательские центры и лабораТО' \ рии. Основными реципиентами стали Хитай и Индия. По отдельны*' информационно-коммуникационным технологиям они перешли °т «догоняющего» развития к «лидирующему».
260
Глава 13 Анатомия глобального спада
В текущем десятилетии увеличилась роль развивающихся стран и в •народных потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ), при-не только в качестве импортеров, но и экспортеров капитала. Свою гу в этом — пока, правда, скромную — заняли страны с переходной :ономикой из Центрально-Восточной Европы. Рост цен на сырьевых рынках до последнего времени обеспечивал подъем компаний из этих стран. Отличительная черта современной транснационализации — быстр* >е возрастание именно этой группы государств в числе крупнейших ) , К Если в 2006 году среди 500 ведущих корпораций мира насчитыва-20 компаний из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), в 2008 году их число подскочило до 62. Участились случаи приобре-ия ими контроля над западными корпорациями. Важная особенность 2000-х годов — более активная роль развиваются стран на мировых финансовых рынках. Центр тяжести мировых шансов начал перемещаться с «глобального Запада» на «глобальный сток». Сюда все активнее приходили компании и банки (государствен-е и частные) быстро развивающихся стран и стран с переходной эко-микой — так называемых формирующихся рыночных экономик, где е сложились достаточно зрелые финансовые институты. Речь идет о ;тае, Индонезии, Мексике, Южной Корее, Малайзии, Аргентине, ^зилии и России. Серьезную конкуренцию Нью-Йорку и Лондону Давали новые финансовые центры, возникшие в Гонконге, Дубае, ^гапуре, Бомбее, Шанхае.
Падение удельного веса развитых государств в мировом ВВП — |,3% в 2000 году до 55,4% в 2007-м — сопровождалось изменением [анса сил в этой группе стран. В 2000-х годах по объему ВВП и ВВП душу населении США увеличили отрыв от стран Европейского Со-\ и Японии. Сказались такие конкурентные преимущества США, как рокий инновационный и технологический потенциал, огромные вло-[шя в человеческий капитал, мощь американских ТНК, а также со-!няющееся положение доллара как главной резервной валюты. Дол-'Фовые денежные потоки обслуживают около 70% всех международ-" транзакций в мировой финансовой системе.
В 2000-х годах крупные изменения происходили в экономике Евро-где продолжалось интенсивное развитие интеграционных процессов. рмирование экономического и валютного союза в Евросоюзе шло как
, так и вглубь. В 2004 году число участников ЕС возросло с 1 5 до 25, OO? году оно увеличилось до 27. Завершалось создание единого внут-рынка услуг. В 1999 году была введена единая валюта — евро, на-^Действовать Европейский центральный банк. С июля 2002 года наци-Иьные валюты большинства стран ЕС были изъяты из обращения и
\
261