Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия сознания-новая версия.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
92.16 Кб
Скачать

Тема № 3: Философия сознания (2 часа)

  1. Сущность и структура сознания.

  2. Психофизическая проблема.

Литература:

Патнэм Х. Философия сознания. – М.: ДИК, 1999.

Прист С. Теории сознания. – М.: ДИК; Идея-Пресс, 2000.

Райл Г. Понятие сознания. – М.: ДИК; Идея-Пресс, 2000.

Черняк А.З. Аналитическая философия сознания / Аналитическая философия. Учеб. пособие / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – С. 538-579.

Темы рефератов:

Контрольные вопросы:

Глоссарий

Философия сознания* – один из центральных разделов философии, посвященный философскому изучению сферы психического. Психическое включает целый ряд разнообразных явлений, например, ощущения, восприятия, чувства, мысли, желания, убеждения, намерения и т.п. Сфера психического обычно противопоставляется сфере физического, к которой относят такие явления, как электричество, магнетизм, притяжение, радиоактивный распад и т.п. Можно выделить три основных вопроса, которые традиционно рассматриваются в философии сознания:

1. Каковы основные признаки и структура психического?

2. Какова природа психического и в каком отношение оно находится к физическому?

3. Какова функция сознания в мире?

Философия сознания в современном смысле слова возникла в XVII в. Однако, и до этого времени философов интересовали вопросы, касающиеся природы психического. Древнегреческий философ Аристотель (384-322) до н.э.) был первым, кто попытался создать науку о психическом, систематически изложив главные идеи своего времени об этом предмете в сочинении «О душе». Христианский писатель эпохи поздней римской империи Аврелий Августин (354-430) высказал мысли, впоследствии оказавшие влияние на французского философа Рене Декарта (1596-1650), которого можно назвать родоначальником современной философии сознания. Начиния с XVII в. значительный вклад в развитие философии сознания внесли такие мыслители, как Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, Д. Юм, Ф. Брентано, У. Джемс, Э. Гуссерль, Г. Райл. Во второй половине ХХ в. психическое и сознание вновь оказалось в центре философских дискуссий, которые продолжаются до настоящего времени.

1. Сущность и структура психического.

Первый вопрос на который должна ответить философия сознания – это вопрос: Что такое психическое? Какой признак отличает все психические явления от не-психических? Дать ответ на этот вопрос трудно, так как неясно, составляют ли явления, которые обычно называют психическими, класс однородных феноменов. Дело в том, что слово «психический», как и слово «сознание» часто используется в различных смыслах. Поэтому имеет смысл упомянуть некоторые из них.

Во-первых, необходимо различать между субъектом психики, например, каким-либо человеком, или животным; и психическим состоянием, то есть тем состоянием, в котором находится субъект психики, например, состоянием боли, состоянием знания или слышания. Во-вторых, необходимо различать между сознанием в смысле бодрствования как противоположности сна или комы (нетранзитивное сознание), и сознанием в смысле осознания того, что происходит внутри или вокруг субъекта психики (транзитивное сознание). Например, если какой-нибудь человек бодрствует, то о нем можно сказать, что он находится в сознании. Однако при этом он необязательно осознает то, что происходит с ним или вокруг него. Так, он может – неожиданно для самого себя – осознать, что движется в неверном направлении. С этим связано еще одно важное различие между сознательными и бессознательными состояними психики. По мнению многих философов и психологов, некоторые психические процессы, в том числе и процессы принятия решений, протекают под влиянием бессознательных психических факторов, например, забытого опыта, или унаследованных образцов эмоциональных реакций. Иногда бывает трудно понять, где проходит граница между сознательным и бессознательным. В-третьих, следует различать между субъективными и функциональными состояниями психики. Под субъективными состояниями психики понимаются те состояния, которые непосредственно переживаются субъектом психики. Например, вкус яблока. Часто их называют качественными, или феноменальными состояниями психики. Под функциональными состояниями психики понимаются такие психические состояния, которые непосредственно не переживаются, но выполняют определенную роль в процессе осуществления психических операций. Например, отвечая на вопрос о вкусе яблока субъект психики, может вспомнить, что оно было сладким, не переживая при этом сладости, то есть не имея соответствующего феноменального состояния психики. Однако, у него будет доступ к информации о вкусе яблока. Психические состояния, в которых у субъекта есть доступ к информации, содержащейся в его памяти, восприятии или других когнитивных системах называются состояниями доступа.

Существует ли один или несколько признаков, характерных для всего многообразия явлений, которое обозначается словом психическое? В традиции, восходящей к Декарту, выделяется 4 основных признака психического: (1) непротяженность; (2) приватность; (3) интроспективность; (4) некорректируемость. Непротяженность* означает, что психическому нельзя осмысленно приписать какие-либо определенные пространственные характеристики. Например, предложение «Моя мысль имеет длину 1,5 метра» кажется нам бессмысленным. Приватность* означает, что всякое сознание ограничено исключительно собственными переживаниями. Например, если два человека едят одно и то же шоколадное мороженное, то ни один из них не может чувствовать, как вкус этого мороженного переживается его соседом. С этим непосредственно связана следующая характеристика психического – интроспективность*. Каждый субъект психики имеет исключительный доступ своему сознанию. Этот исключительный доступ называется интроспекцией. В интроспекции мне доступно то, что происходит в моем сознании. Под некорректируемостью* понимается то, что никто не может ошибаться в том, что он переживает. Например, никто не может ошибаться в том, что он испытывает ощущение боли, хотя может и не знать причины, которая ее вызывает, или заблуждаться в отношении этой причины. Несмотря на свою первоначальную правдоподобность далеко не все философы признают, что непротяженность, приватность, интроспективность и некорректируемость действительно исчерпывают и даже правильно передают сущность психического.

В XIX в. австрийский философ Франц Брентано (1838-1917), опираясь на идеи Аристотеля и средневековых схоластов, высказал тезис, что сущностным признаком всех психических явлений является интенциональность*. Под интенциональностью (от лат. intentio – стремление, намерение) в современной философии сознания понимается способность психики репрезентировать объекты, свойства, положения дел. Например, когда я думаю, что на улице дождь, то я думаю о дожде. Мое сознание репрезентирует положение дел во внешнем мире. Некоторые философы полагают, что интенциональность предполагает существование особого рода сущностей, интенциональных объектов, отличных от физических объектов. Свое положение они обосновывают тем, что невозможно думать ни о чем, но возможно думать о вымышленных объектах, например, о кентаврах или Шерлоке Холмсе. Однако, в физическом мире ни кентавры, ни Шерлок Холмс не существуют. Следовательно, они являются особыми объектами, отличными от физических объектов. Большинство современных философов отрицают существование интенциональных объектов, разными способами объясняя, как можно думать о кентаврах и прочих вымышленных существах, не признавая при этом существования особой сферы интенциональных объектов. В независимости от того, существуют ли интенциональные объекты или нет, открытым остается вопрос: являются ли все психические феномены интенциональными? Например, что репрезентируют такие феноменальные состояния сознания, как переживание сладости шоколада?

В XVII в. философы полагали, что неотъемлемой чертой сознания является рефлексивность*, то есть обращенность сознания на само себя. Дж. Локк (1632-1704) определял сознание как «восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме» и утверждал, что никто не может воспринимать, не воспринимая того, что он воспринимает. Однако, в настоящее время есть немало эмпирических данных в пользу того, что многие психические процессы либо вообще недоступны сознательному восприятию, либо доступны только с помощью специальных усилий и тренировки.

Самонаблюдение показывает, что психика не только выполняет разнообразные информационные функции, которые позволяют организму взаимодействовать с окружающей средой, но и имеет определенную качественную структуру. Например, читая книгу, иногда я не просто извлекаю из нее определенную информацию, но и переживаю ее как что-то увлекательное. Или смотря на красный свет светофора, я не только определяю его как сигнал стоп, но и специфическим способом переживаю его красноту. Вероятно, большинство людей признают, что существа, у которых полностью отсутствуют такие переживания, но которые тем не менее способны адекватно перерабатывать информацию, лишены сознания в полном смысле этого слова. Например, почти все мы думаем, что у компьютеров нет сознания, хотя они способны перерабатывать информацию. Объекты этих специфических переживаний философы называют квалиа* (от лат. qualia - качества), и много спорят об их природе и даже о самом их существовании.

Наряду с качественной структурой сознание имеет еще и феноменальную структуру, которая определяет то, как мы воспринимаем самих себя и окружающую нас реальность. Феноменальная структура психического включает в себя такие элементы, как пространство, время, причинность, субъект, объект, мир и другие базовые категории. Большинство элементов феноменальной структуры не являются сами по себе непосредственными предметами восприятия, но определяют его характер.

Еще одной существенной характеристикой сознания многие философы считают его субъективность*. Например, современный американский философ Томас Нейгель (род. 1937) полагает, что существует особая субъективная перспектива, которую он называет перспективой первого лица. Перспективе первого лица обычно противопоставляется перспектива третьего лица, под которой понимается объективное описание того или иного факта наподобие тех, с которыми мы имеем дело в физической теории. В перспективе первого лица мне открываются аспекты реальности, которые недоступны никому другому и никаким иным способом. Например, мне может быть известно, что такое зубная боль, но если я никогда не переживал ее лично, из перспективы первого лица, то мое представление о ней было бы отличным от того, которое бы сложилось у меня в том случае, если бы я испытал ее на собственной шкуре.

Следующая важная характеристика сознания – это его перспективность*. Многие философы полагают, что неотъемлемым элементом структуры сознания является субъект, или Я, которое представляет собой центр развитой человеческой психики. Большинство восприятий и переживаний взрослый психически нормальный человек переживает как свои собственные, то есть относящиеся к одному и тому же субъекту, которым является он сам. Человек воспринимает себя и мир как из определенной точки, или перспективы, вокруг которой организовано все его восприятие. В прошлом существование единого субъекта психики казалось многим философам самоочевидной истиной. Такие великие философы, как Р. Декарт или И. Кант, пытались даже построить всю свою философию на основе понятия Я. Однако некоторые современные исследования в области нейрофизиологии и философии языка заставляют задуматься не только единственности, но и самом существовании субъекта сознания. С одной стороны, эмпирическое изучение пациентов с рассеченным мозолистым телом (corpus callosum)1 показало наличие нескольких центров сознательной активности у одного и того же человека. С другой стороны, в ХХ в. в философии языка популярными стали аргументы в пользу того, что Я есть не более чем лингвистическая конструкция, которой ничего не соответствует в действительности.

С перспективностью сознания тесно связана и такая его характеристика, как единство сознания*. Под единством сознания понимается способность сознания репрезентировать различные аспекты реальности, которые доступны субъекту в восприятии и мышлении, как одно взаимосвязанное целое. Например, когда я смотрю на яблоко, которое держу в своей руке, то мои визуальные и тактильные впечатления организованы в одно целое, которое репрезентируют всё яблоко, а не отдельно его цвет, и отдельно его фактуру. Кроме того, я понимаю, что предмет, который находящийся в моей руке, - это яблоко, то есть интегративная функция сознания не ограничивается восприятием, но охватывает и сферу мышления.

Психика и сознание не являются чем-то застывшим и неподвижным. Напротив одно психическое состояние сменяется другим. Для обозначения этой характерной для психики динамической процессуальности* Уильям Джемс (1842-1910) использовал термин «поток сознания». Динамическая процессуальность является одной из важных характеристик сознания. Очевидно, что смена психических состояний частично зависит от внешних причин. Однако некоторые философы утверждают, что динамическая процессуальность сознания обладает собственными принципами, по которым она организована. Поэтому даже воздействие внешних факторов репрентируется сознанием в соответствии с внутренними законами психической организации.