Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тайны курганов села Высоцкое.doc
Скачиваний:
Добавлен:
11.08.2019
Размер:
33.24 Mб
Скачать

Экскурсионные маршруты «Знай свой край» для ознакомления с достопримечательностями окрестностей села Высоцкое

Маршрут №1. Обзор панорамы села Высоцкое

Он начинается от средней школы.

1. Спуститесь по ближайшему переулку к речке Буйвола и, перейдя речку, поднимитесь по крутому склону, потом по скалам на гору, которая раньше в простонародье называлась Ленинской по имени колхоза «Ленинский путь».

2. Полюбуйтесь с горы на село. Зрительно найдите свою школу, церковь, свой дом, дома своих знакомых. Это оставит Вам незабываемые впечатления. Вы удивитесь многому, о чём ранее и не подозревали. Сфотографируйте вид села, скалистые обрывы. Дома из этих снимков Вы можете составить панораму села. Продолжите маршрут.

3. Пройдите по горе на запад, любуясь меняющейся панорамой. Дойдя до конца скалистого участка, внизу увидите Валову школу.

Здесь Вы должны принять решение и выбрать продолжение маршрута.

Вариант А. По горе, обойдя яр, Вы идёте дальше на запад и выходите на дорогу, которая ведёт на Калаус. Пройдя по ней два – три километра, справа можно полюбоваться горой Моргун, со скалистой шапкой на вершине. После этого Вы можете вернуться по дороге к Валовой школе, и далее по Мазову краю прийти в центр села.

Вариант В. Вы спускаетесь по крутому склону вниз к Валовой школе и осматриваете её.

Обратите внимание, что с фасада на левой стороне стены имеются два больших окна, придающие зданию красивый вид. Три окна справа, когда-то тоже были большими. Сейчас они наполовину заложены. Между большими окнами и заложенными был высокий порог из рубленого камня с установленными на нём металлическими столбами и красивым навесом. С порога в школу вела резная двустворчатая дверь. Всё здание выглядело очень красивым, не то, что сейчас. Ворот с высокими каменными столбами из рубленого камня нет. От высоких каменных стен школьного двора остались одни воспоминания. Большой был двор, места хватало и для спортивных занятий, и для игр. Умели люди

строить и красиво, и для души. Сейчас умеют только ломать, разрушать и поджигать. Сфотографируйте для истории хотя бы то, что осталось от красивейшей школы нашего села.

4. От школы идите по улице до Мазова края и далее до моста. Мост подвергся реконструкции по его укреплению и расширению. К мосту текут две речки. Одна – Буйвола, другая – её приток из Орлиного яра. Полноводность речек зависит от засушливости года, но никогда они не пересыхают.

В ливневые дожди речки становятся настолько полноводными, что вода перехлёстывает мост.

5. От моста Вы направляетесь в центр села. Ваша интересная прогулка закончена.

Дома обработайте фотоматериалы, напишите о своих впечатлениях и оформите всё в виде альбома. Поверьте, через много лет этот альбом для Вас станет неимоверно интересным и дорогим. Вы будете благодарить себя за то, что его оформили и, может быть, вспомните добрым словом автора очерка, надоумившего Вас это сделать.

Маршрут №2. Знакомство с родниками, гротом, достопримечательными объектами западной части села. Начинается он также от школы и идёт на запад по улице Советской.

1. Ниже магазинов дорога уходит вправо до пересечения с улицей Кавалерийской.

2.Повернув на улицу Кавалерийскую, Вы проходите по мосту через довольно полноводный приток Буйволы, берущий начало в Орлином яру.

Мост в Великую Отечественную войну взрывали, но правая его часть осталась. Обратите внимание на высоту моста с правой стороны и его кладку, сфотографируйте.

3. Не сворачивая в переулки, идите по Кавалерийской прямо и прямо, до тех пор, когда улица начнёт уходить вправо по направлению через мост к Валовой школе. Но Вы идите прямо, не сворачивая, и окажетесь на пересечении со старой заброшенной дорогой, уходящей влево вверх. Поворачивать на неё не нужно, идите прямо. Улица резко сужается, и метров через 100 увидите переулок, ведущий влево вверх. Он приведёт Вас к улице, идущей перпендикулярно. Этот край и есть Лягушовка.

Вы стоите на перекрёстке. Налево улица, а направо узкий переулок. Он ведёт к буераку – источнику в возвышенности, из которого по желубу бежит ручей чистейшей воды. Можете пройти к нему, напиться, сфотографироваться и вернуться снова на перекрёсток.

4. Вверх от перекрёстка идёт узкий переулок с поворотом направо. Идите по нему до последних домов. Дальше дорога повернёт налево в гору и выведет Вас на край отрога Ставропольского плато на скалы.

5. С крайних скал открывается замечательный вид на село, на Ленинскую гору, видна Валова школа, бывший колхоз им. Хрущёва, Валов край. Составляет большое удовольствие полюбоваться родным краем. Ни с одной точки Ставропольского плато Вы не увидите столь широко открывшейся панорамы села и его окрестностей. Это стоит посмотреть, уверяю Вас.

6. Стоя на правой оконечности скал, Вы и не подозреваете, что находитесь в 7 – 10 метрах от входа в пещеру, которая ведёт вглубь под плато, говорят, до села Калиновского. Но вход в эту пещеру закрыт обвалившейся плитой. Возможно, ещё сохранился рядом узкий лаз в неё. Сфотографируйтесь среди этих скал.

7. Дальше Ваш маршрут лежит на юго-запад вдоль скалистого обрыва. Можете пройти и под ним, соблюдая осторожность. Вы подойдёте к большому гроту – очень большому. На полу грота увидите остатки от костров. Это часто посещаемое любителями место.

8. Пройдите от грота немного дальше, и Вы окажетесь под громадными нависшими скалами. Внизу Вы увидите нагромождение отломившихся глыб. На скалах очень много надписей различных лет. Будьте осторожны при прогулке под скалами.

9. От грота вниз идёт крутой, но вполне доступный спуск. Спуститесь по нему, и Вы окажетесь на еле заметной старой дорожке, идущей вдоль скалистого склона в лес. Когда-то она была хорошо протоптана людьми, а сейчас еле заметна. Время делает свое дело. Пройдите по ней и через метров 30 увидите вросший в землю огромный обломок скалы, обросший мохом и плетущимися растениями. Это и есть могила Акима и его коня. Дорожка в этом месте осыпалась, обвалилась. Её стало не видно, но она появится снова через несколько десятков метров и приведёт к стардомскому роднику. Вам по ней можно не идти.

10. От Акимовой могилы спуститесь немного, метров двадцать, вниз и вправо. Отыщите Акимкин колодец. Когда-то он был ухожен. В нём бьют ключи чистейшей воды. Все местные жители приходили к нему за водой. Сейчас ходить некому. Приходят только знающие его любители.

11. От Акимкина колодца спуститесь вниз до самой речки Буйвола, а потом по-над ней пройдите вправо. Метров через пятьдесят Вы дойдёте до Серого камня, лежащего у самой воды. Это огромный обломок скалы, докатившийся сюда и вросший в землю. Когда-то около этого камня был небольшой прудик, в котором купалась детвора. Сейчас его нет.

12. Если у Вас есть желание, перейдите речку и по крутому склону поднимитесь до «городка» - древнего поселения людей. Узнайте, что на нём сейчас делается.