Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
18 вопрос.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
08.08.2019
Размер:
76.8 Кб
Скачать

Деятельность. Понятие о ведущем виде деятельности. Учебная деятельность (по д.Б. Эльконину).

Ведущей методологической базой для исследования психики в отечественной науке выступает теория деятельности.

Теория деятельности ‑ система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. IX в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельно-стного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889— 960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903—1979), который сов­местно с другими представителями Харьковской психологи­ческой школы разработал проблему общности строения внеш­ней и внутренней деятельности.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна в качестве предмета анализа рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствовании, в частности, через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешне практической деятельности и сознания принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания «внешней» практической. (Как это было сформулировано у А.Н.Леонтьева.) В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

Например, С.Л. Рубинштейн выдвинул и убедительно обосновал свою принципиально новую идею о том, что вопреки широко распространенным тогда теориям генетически исходной формой мышления у детей является изначально практическое действие, а не употребление словесных знаков, не само по себе речевое взаимодействие ребенка с другими людьми и не понятийное мышление. Такое действие является одним из важнейших компонентов изначально практической деятельности. «Непосредственно реально соприкасаясь с объективной действительностью, проникая внутрь ее и ее преобразовывая, оно является исключительно мощным средством формирования мышления, отображающего объективную действительность. Действие поэтому как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем», такой фундаментальный вывод о первичной форме мышления сделал в 1935 г. С.Л. Рубинштейн, развивая и конкретизируя свой субъектно-деятельностный подход в психологии.

В наше время для многих психологов стало общепризнанным, что мышление в онтогенезе проходит три основных стадии: наглядно-действенное (зародыши которого возникают уже у младенцев), наглядно-образное и понятийное (теоретическое).

Возникновение мышления внутри практических действий — это для С.Л. Рубинштейна лишь частный, хотя и существенный случай в общей проблеме саморегуляции, вообще детерминации субъекта и его активности (деятельности, поведения и т.д.; поведение здесь понимается не в бихевиористском, а в нравственном смысле). Эту принципиально важную проблему С.Л. Рубинштейн начал систематически разрабатывать на высшем методологическом уровне в 1948—1949 г., когда он выдвинул, а затем теоретически и экспериментально развил свой новаторский общенаучный принцип детерминизма: внешнее через внутреннее, т.е. внешние причины, влияния и т.д. не прямо и не непосредственно детерминируют то, на что или на кого они воздействуют, а только через их внутренние условия.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями.

В сравнении двух подходов — С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева — обнаруживается принципиальная разница в объяснении психического через понятие деятельности. У Рубинштейна деятельность выступает первоосновой формирования мышления личности, в то время как у Леонтьева такой первоосновой выступают знаки (общение). В обоих подходах представлен разный взгляд на механизм формирования личности. По взглядам Рубинштейна, внешнепрактическая деятельность влияет на личность не непосредственно, а через «внутренние условия», в то время как по концепции Леонтьева внешнее «свертывается» в личности напрямую.

В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским. Высшие психические функции — сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические явления могут быть «натуральными», детерминированными преимущественно генетическим фактором, и «культурными», надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь.

Знаковое опосредствование — основной теоретический конструкт культурно-исторической теории Л.С. Выготского, как способ управления поведением, осуществляемый самим инди­видом. В теории Л.С. Выготского все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Генезис высших психических функций осуществляется следующим образом. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева послужили основой современных взглядов на деятельность.

Деятельность — форма активного взаимодействия, в ходе которого человек или животное целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Понятие деятельности следует отличать от понятия «поведение». В поведении цель не выражена. Кроме того, в дифференцировании деятельности и поведения можно ориентироваться на взгляды С.Л. Рубинштейна. По его мнению, деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Главное в поведении — отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то в случае с поведе­нием — поступок (проступок).

Выделяются следующие специфические виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Среди компонентов деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, и достигаемые посредством действий; операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.

Современный подход к структурированию деятельности выглядит следующим образом:

Д: S — О — Ц — М — Сп. — Ср. — Р,

Где Д — деятельность, S — субъект деятельности, О — объект деятельности, Ц — цель деятельности, М — мотив, Сп. — способ, Ср. — средство, Р — результат.

Где под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность.

Понятие «мотив» в рамках представленной формулы, а также связанные с ним два других понятия «потребности» и «мотивация» уже были рассмотрены в предыдущей лекции. Здесь остается только напомнить их содержание.

Мотивация, с одной стороны, представляет собой систему факторов, детерминирующих поведение (потребности), а, с другой стороны, это характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне (мотив). Иными словами, мотивация представляет собой сплав потребностей и мотивов.

Сущность и структура деятельности

Д

Деятельность

еятельность человека – это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры

человека: физиологический, психический и социальный.

Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая может быть определена как образ желаемого результата.

К омпоненты действия и их функции

Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называются приемами этой деятельности.

Особые виды деятельности:1