
- •Дисциплина «Региональная экономика» Вопросы к экзамену:
- •Понятие «регион» и основные подходы к его определению.
- •Территориальные и природные ресурсы и их воздействие на экономическое развитие регионов.
- •Этапы развития российских региональных исследований: работы сопСа, н.Н.Баранского, н.Н. Колосовского, н.Н.Некрасова и др.
- •2.2 Теория размещения промышленности.
- •Северо-Западный федеральный округ и его место в территориально разделении труда. Структура хозяйства и ведущие отраслевые комплексы. Усиление внутрирегиональной дифференциации пространства.
- •Экономика
- •Кластеризация как форма территориальной организации рыночной экономики. Теория кластеров м.Портера.
- •Географическая концентрация.
- •Кластерные динамики и взаимосвязи: конкуренция и кооперация.
- •Критическая масса.
- •Понятие экономического района, его главные признаки и районообразующие факторы.
- •Региональная политика государства, ее цели, задачи и принципы.
- •Проблемы реконструкции государственно-территориального устройства России. Объединение регионов.
- •Экономика
- •Зарубежный опыт проведения региональной политики, этапы и основные направления.
- •2. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
- •1.3 Особенности методов государственного регулирования регионального развития
- •Теория территориально-производственных комплексов (тпк). Типы тпк и проблемы их управления.
- •Финансовый потенциал регионов. Финансовые ресурсы и их территориальное распределение.
- •Федерализм как сложный социально-политический феномен. Особенности российского федерализма.
- •Уральский федеральный округ. Индустриальная мощь Урала и его роль в общероссийском разделении труда. Базовые и ведущие отрасли специализации хозяйства, их территориальная структура.
- •Направления анализа региона и его макроэкономические характеристики. Обобщающие и частные оценочные показатели социально-экономического развития регионов.
- •Бюджет региона. Региональная бюджетная политика.
- •Инструменты государственного регулирования экономического развития региона ориентирующего характера. Генеральная схема развития и размещения производительных сил, ее структура и задачи '
- •Инструменты активного воздействия государства на экономическое развитие региона. Программы регионального развития. Основы финансового регулирования развития территорий. Бюджетный федерализм.
- •Бюджетно-налоговая система государства
- •Принципы бюджетного федерализма
- •Прогноз с-э развития региона
- •Сибирский федеральный округ, его значение для экономики России. Ресурсный потенциал и промышленный комплекс. Важнейшие профилирующие отрасли промышленности.
- •Региональный инвестиционный климат. Инвестиционная привлекательность и стратегии региона.
- •Понятие «экономическое пространство», его количественные и качественные параметры.
- •Приволжский федеральный округ: место в экономике России. Макрокомплекс хозяйства пфо. Отрасли специализации и территориальные различия.
- •Система инструментов регулирования регионального развития и ее элементы.
- •Межбюджетные отношения в федеративном государстве и факторы, их определяющие. Концепция реформирования межбюджетных отношений в России.
- •Концепция реформирования межбюджетных отношений в России (до 2013г.)
- •Регулирование межбюджетных отношений в субъектах.
Кластеризация как форма территориальной организации рыночной экономики. Теория кластеров м.Портера.
Работы Майкла Портера: об индустриальных кластерах (The Competitive Advantage of Nations, 1990) и, затем, о региональных кластерах (On Competition, 1998), где он подробно описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности. Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».[1, стр. ]
Как признает сам Портер, идея специализированной индустриальной локализации едва ли нова. Еще Альфред Маршалл в конце девятнадцатого столетия, включил в свои “Принципы Экономики” (1890) главу о "концентрации специализированных отраслей в отдельных местностях". Его характеристика этих локальных концентраций специализированной деятельности была выполнена в терминах триады внешних экономик (External Economies):
присутствие доступного квалифицированного труда;
рост поддерживающих и вспомогательных отраслей;
cпециализация различных фирм на различных стадиях и сегментах производственного процесса.
Таким образом, наблюдается связь маршалловской триады и портеровского «бриллианта конкурентоспособности», ключевыми элементами которого являются:
характер стратегии фирмы и межфирменной конкуренции в стране, включающие отношение к конкуренции, рыночным институтам, уровню местной конкуренции и другим культурным и историческим факторам, влияющим на взаимодействие фирм друг с другом, своими работниками и правительством;
факторные условия, или основные вклады и условия, в которых фирма пытается конкурировать (затраты, связанные с основными факторами, такие как легкодоступные поставки природных ресурсов или недорогой, неквалифицированный труд в сравнении со знаниями и/или технологически связанными продвинутыми факторами);
условия спроса или характер местного спроса (нужды и желания потребителей иностранных и отечественных товаров, так же как существование местного промышленного спроса на связанную промежуточную продукцию);
присутствие родственных и поддерживающих отраслей, включающих поставщиков и удачливых конкурентов (и те и другие стимулируют кооперацию, последние также стимулируют конкуренцию).
Но Портер не единственный, кто обратился к идеям Маршалла в последние годы. В течение последних двух десятилетий специалисты в области экономической географии посвятили значительные усилия изучению локальной индустриальной специализации, пространственной экономической агломерации и региональному развитию и идентификации экономически, социально и институционально cвязанных процессов (см. например, Scott, 1988, 1998; Amin и Thrift, 1992; Harrison, 1992; Harrison, Kelly и Grant, 1996; Markusen, 1998; Asheim, 2000).
Наряду с «кластерами», можно выделить следующие термины (как вновь изобретенные, так и устоявшиеся), которые используются для описания географических скоплений фирм, отраслей и связанных с ними процессов:
индустриальные районы;
новые индустриальные места;
территориальные производственные комплексы;
неомаршалловские узлы;
региональная инновационная среда;
cетевые области;
обучающиеся регионы и др.
Эти термины, отчасти различные по значению, иногда используются как равнозначные, создавая путаницу и нуждаясь в более точных определениях. Не существует и однозначного, строгого определения кластера (см. Табл.1), что вызвано становящимся характером теории и неполнотой) портеровской концепции, о чем будет сказано ниже.
По определениям, приведенным в таблице, можно выделить два центральных элемента в кластерах. Во-первых, фирмы в кластере должны быть связаны некоторым способом. Связи являются и вертикальными (цепи покупок и продаж), и горизонтальными (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных затрат, технологий или институтов, и другие связи). Кроме того, большинство этих связей вовлекают социальные отношения или сети, которые производят выгоды для задействованных фирм.
Следовательно, «кластер - форма сети, которая происходит в пределах географической локализации, в которой близость фирм и институтов гарантирует некоторые формы общности и увеличивает частоту и влияние взаимодействий» [8, стр.226].
Вторая фундаментальная характеристика - то, что кластеры географически близкие группы взаимосвязанных компаний. Совместное местоположение компаний способствует формированию и увеличению преимуществ, создающих стоимость, являющихся результатом сети взаимодействий между фирмами.
Выделяются две основные категории кластеров, сформированные по пространственной и функциональной осям. Когда проводится различие между кластерами, функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами, совпадающие с первоначальным определением Портера (1990г., см. Tабл. 1), обычно относятся к промышленным кластерам. Пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.
Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Критическая масса в цепочке начисления стоимости делает фирмы более конкурентными, поскольку они извлекают выгоды из общего рынка труда и других факторных условий. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. В противоположность региональному кластеру, он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.
Региональный кластер – это пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адоптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.
Для определения других характерных черт кластеров, их особенностей и преимуществ, представляется целесообразным упомянуть о теоретических предпосылках, в которые уходит своими корнями кластерная теория.
Портер [1, стр. 215-216] пишет: «Во многих случаях в литературе, в связи с определенными аспектами, наблюдалось осознание существования и важности феномена кластеров, в том числе исследовались полюса роста и структуры с прямыми и обратными связями, рассматривалась экономика агломераций, экономическая география, экономика городской местности и региона, национальная инновационная система, региональная наука, индустриальные районы и социальные структуры. В литературе по городской экономике и региональной науке основное внимание уделяется обобщенной экономике городских агломераций, отражающейся в инфраструктуре, коммуникационных технологиях, доступности инвестиций, разнообразии промышленной базы, а также рынках, доступных в городских регионах с высокой концентрацией. В других исследованиях основное внимание уделяется географической концентрации компаний, работающих в определенной области, что можно рассматривать как особые свойства существования кластеров. В литературе по экономике агломераций делается акцент на минимизации издержек, на специализации, ставших возможными благодаря широте местного рынка, а также на преимуществах локализации вблизи рынков. Стандартная предпосылка концепции прямых и обратных связей подчеркивает необходимость построения отраслей, связанных со многими другими отраслями. В противоположность этому теория кластеров отстаивает построение отраслей на возникающих концентрациях компаний и поощрение развития в этих областях деятельности с сильными связями внутри каждого кластера. В целом, большинство прошлых теорий обращено к конкретным аспектам кластеров или к кластерам определенного типа».
Энрайт (1990, 1996) выделяет связь наблюдаемой пространственной кластеризации с теориями бизнес-экстерналий, агломеративной экономики, трудовых объединений и переливов знаний.
Одним из наиболее полных и структурированных подходов является точка зрения Бергмана и Фезера, изложенная ими в работе «Индустриальные и региональные кластеры», опубликованной в 1999г. Авторы выделяют пять основных теоретических концепций, поддерживающих и питающих кластерную теорию:
внешние экономики;
инновационное окружение;
кооперативная конкуренция;
межфирменная конкуренция;
зависимость пути.
Внешние экономики(External Economies). Два основных концептуальных подхода для понимания выгод от концентрации доминируют в литературе: теория индустриальной локализации (Weber, 1929, Hoover,1937), где выгоды именуются агломеративной экономикой, и маршалловский ракурс, где в качестве отправной точки принимается анализ внешних экономик масштаба и их присутствие в индустриальных районах.
К выгодам, вытекающим из теории индустриальной локализации, относятся: возросшая рыночная сила через брокерские сделки, лучшее использование оборудования, наличие общей инфраструктуры, снижение риска и неопределенности, большая информированность.
Маршалл определял внешние экономики масштаба как затратосбережения, достающиеся фирме из-за размера или роста выпуска в отрасли в целом. Такие внешние экономики непосредственно контрастируют с внутренними экономиками масштаба, которые являются источником увеличения прибыли от роста размера производства. Эти внешние экономики – по существу пространственные экстерналии (побочные эффекты близости между экономическими единицами). Здесь ключевую роль играют обучение, инновации, возросшая специализация, специфические знания и навыки.
Инновационное окружение(Innovation Environment). В данной теории также выделяются две концепции: обучающихся экономик и инновационной среды (innovative milieu).
К преимуществам обучающихся экономик можно отнести обмен знаниями и информацией, взаимное обучение. Особое внимание уделяется «молчаливому» знанию, квалификации институтов, фирм, людей (Lundvall, 1992, Saxenian, 1994, Roelandt and den Hertog, 1999).
Инновационную среду характеризуют специфическая природа сделок, альянсов и партнерства между предприятиями. Но акцент больше делается на поддержании коллективной инновационной среды, нежели на двусторонних связях (Maillat, 1991, Malecki, 1997).
Кооперативная конкуренция. Это способ, которым малые и средние предприятия противостоят внешней экономике масштаба, используемой крупными предприятиями.
Лоббирование, иностранные рыночные исследования, совместное содействие экспорту, торговые ярмарки и специализированные инвестиции в инфраструктуру – типичные области, где конкурирующие производители могут кооперироваться.
С другой стороны, они могут конкурировать в областях маркетинга, производства, продаж, производства новых продуктов и процесса усовершенствования. Этот взгляд контрастирует с литературой по индустриальным районам, где фокусируется особое внимание на кооперации в производстве (в особенности на коллективных попытках решить совместные производственные проблемы).
Очень важным представляется множество социологических исследований отдельных индустриальных районов, которые не только идентифицируют основные экономические тенденции в агломерациях малых фирм, но также социальные и культурные поведенческие кодексы, которые управляют связями между фирмами в этих динамических регионах (Humphrey, 1995). Исследование «социальной вложенности» экономических сделок содержит попытку разъяснения институциональных факторов, упоминаемых Портером, и составляет принципиальный вклад в литературу по новым индустриальным районам.
Межфирменная конкуренция. Казалось бы, что межфирменная конкуренция в исследовании Портера противоречит взгляду, что кластеры наполнены духом кооперативной конкуренции. Он адаптирует традиционный неоклассический взгляд, доказывая, что конкурентоспособная отраслевая структура – т.е. множество компаний конкурирующих на одном игровом поле – гарантирует постоянное давление с целью улучшения технологий, минимизации затрат, инновационности. Но простой индекс отраслевой концентрации не отображает адекватно уровень конкуренции в данной отрасли или регионе. Более важен конкурентоспособный характер самой отрасли. Также, вероятно, конкуренция будет сильнее среди соперничающих фирм, географически сконцентрированных в отдельной области. Фирмы в одном регионе борются не только за потребителей, но также за труд, капитал, общественную и политическую поддержку.
Чиниц (1961), критикуя литературу по агломеративной экономике, фокусирующуюся на размере городов и отраслей, доказывает, что отраслевая структура особенно влияет на обучение, инновацию и предпринимательство, дающие диверсифицированным, богатым малыми фирмами местам, подобным Нью-Йорку, преимущество перед городами крупных предприятий, одной отрасли, подобным Питтсбургу.
Зависимость пути. Неоклассическая теория регионального роста, являвшаяся основным взглядом на региональный рост на протяжении 1980-х, утверждает, что естественные рыночные механизмы постепенно устраняют межрегиональное экономическое неравенство, не отводя никакой роли для экстерналий. Новая теория роста предполагает, что сравнительное преимущество, установленное в данном регионе или стране, возможно благодаря случаю, удаче, распределению природных ресурсов или другим неповеденческим явлениям, вероятно, усиливается как результат внешней экономики масштаба. Зависимость пути относится к общему положению, что технологические выборы, даже на вид неэффективные, плохие или условно оптимальные, могут доминировать над альтернативами и быть самоусиливающимися (Krugman, 1995, Arthur, 1989, 1990).
В целом, Андерсон и др. (2004), проводя анализ работ, посвященных кластерам, выделяют следующие, свойственные кластерам, ключевые элементы, обычно встречающиеся в литературе:
географическая концентрация;
специализация;
множество действующих лиц;
конкуренция и кооперация;
критическая масса;
жизненный цикл кластера;
инновационность.
Остановимся на них подробнее.