Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
(Латвия).doc aq.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
98.82 Кб
Скачать

Латвия – Россия: новые перспективы сотрудничества.

Так называлась конференция, которую организовал Институт толерантности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.Н.Рудомино.

Проблемы экономики, образования, культуры и взаимопонимания Латвии и России были в центре обсуждений.

Мнения некоторых участников конференции показались нам важными и интересными.

Валдис Биркавс, бывший премьер-министр, бывший министр иностранных дел Латвии

Однажды президент Клинтон высказал мысль: ни одни великие решения в конце концов не были результатом глубокого анализа, а были результатом сильных инстинктов. Я бы к этому добавил, что все основные ошибки, совершенные политиками, – также результат сильных инстинктов. Латвийская политическая история не исключение, и вопрос: как сработает сегодня наша интуиция и наши инстинкты – очень важен. Правильность решения Латвии вступить в Евросоюз подтвердит будущее, хотя... Если Латвия научится использовать предоставленные возможности, если Европейский союз сохранит, по крайней мере, существующую эффективность функционирования и не окажется в глубокой экономической рецессии и если отношения Евросоюза, Соединенных Штатов и России будут создаваться на основе партнерства, а не противостояния – решение будет правильно. Я не ожидаю серьезных конфликтов, но Евросоюз как таковой сохранит свою способность действовать как единица, как единое соединение государств и не окажется в болоте коллизий и противоречий. Все те проблемы, которые сейчас активно обсуждаются: конституция, экономические проблемы, начальные трудности расширения Евросоюза, – на мой взгляд, не создают никакой угрозы на нынешнем этапе Евросоюза. Конечно, пройдет некоторое время, когда так называемая старая и новая Европа притрутся друг к другу, но Латвии нужно учиться использовать новые возможности: совершенствовать свои административные способности, управлять, администрировать и осваивать ресурсы, точно определить национальные приоритеты.

Россия – наш большой сосед. У России, несмотря на многочисленные теории, на мой взгляд, нет альтернативы европейскому развитию. Европа готова подписаться под документами, которые в ближайшем будущем откроют свободное движение для товаров, капитала и услуг между Россией и ЕС, и это может сыграть значительную роль для европеизации в России, а в то же время доктрина, которая появилась и она, очевидно, будет реализована в той или иной степени в формировании стратегического союза России и США, действительно создает видимость дихотомии. Меня как жителя Латвии, конечно, интересуют оба эти развития, потому что фактически оба они очень положительны для развития Латвии. В случае хороших отношений России с Соединенными Штатами и Евросоюзом Латвия только выигрывает – это, конечно, наиболее благоприятный путь развития для Латвии, но если эти отношения складываются хуже, Латвия может использовать также свои возможности, но не с такой большой отдачей. Какова будет повестка дня на российско-латвийских встречах в будущем? Я думаю, что в скором будущем объективно снимется вопрос о границе, можно о нем вообще не говорить. Вопросы о правах человека, о языке, о гражданстве, конечно, останутся на повестке дня, хотя приобретут совершенно другой контекст. Но Латвия должна учесть одно: несмотря на все проблемы, которые время от времени возникают и возникнут в России, Евросоюз и Соединенные Штаты будут лелеять свои отношения с Россией, будут стараться находить все-таки решение, а не конфронтацию, поэтому я полагаю: сила давления по старым проблемам может даже нарастать, в то же время в отличие от предыдущих десяти лет они потеряют свое внешнеполитическое значение, они не будут доминантой внешнеполитической повестки дня, а задача Латвии на этот период – использовать вступление в Евросоюз и НАТО не для того, чтобы полностью повернуться спиной к России, а, наоборот, стать более терпимой, толерантной, более открытой, стать просто смелее и, конечно, думать о том, чтобы под прошлым была подведена черта. Мы должны избрать политику открытую, смелую… Большое российское государство, сказал один из российских руководителей Балтийского форума, и ему “должна сделать первый шаг навстречу маленькая Латвия”, что же, мы готовы, мы, в составе ЕС и НАТО, можем сделать даже два маленьких шажка навстречу.

Мне кажется, что отношения Латвийской Республики с Российской Федерацией от Российской Федерации особенно сегодня не зависят. Они зависят от того, как Латвийская Республика будет позиционировать себя в Европейском союзе и как Европейский союз вообще будет выглядеть, по той простой причине, что в Российской Федерации в силу ее государственного устройства свойственно иметь дело с большими организмами, именно так Россия воспринимает сегодня Европейский союз. И именно таким Европейский союз с точки зрения своего реформирования становится, поэтому в российской политической жизни сегодня преобладает мнение, что если Европейский союз станет именно такой организацией, то России, естественно, будет легче договариваться с Брюсселем и с руководством больших стран Евросоюза, и на маленькие страны, в число которых входят и Балтийские страны, может быть, попросту говоря, не обращать внимания, потому что все серьезные проблемы политического, экономического характера могут быть решены между двумя, как говорят еврочиновники, между двумя империями – бывшая империя Российская Федерация и империя Европейский союз. Есть книга господина Эмерсона, бывшего руководителя Еврокомиссии, она называется “Слон и медведь”, и там говорится об этих двух империях, которые после реального реформирования Европейского союза будут между собой функционировать. Если для малых стран–членов Евросоюза эта структура будет приемлемой, то тогда мы в принципе будем говорить о том, что между Россией и Латвией не будет никаких особых отношений завтра. Если малые страны – члены Евросоюза смогут переломить эту тенденцию и сделать Евросоюз именно объединением равноправных государств, не допустить тех реформ, которые сегодня предлагаются большими странами – членами Евросоюза, такими, как Франция или Германия, то тогда мы будем говорить о важной роли Латвийской Республики как страны посредника в экономическом и политическом смысле между Россией и Западом и тогда пропагандистские выпады, которые мы в последнее время видим в российских средствах массовой информации, уйдут. Потом мы должны видеть еще один важный момент: Россия – корпоративное государство – ведущие политические деятели здесь ориентируются не на интересы государства, а на интересы той корпорации, которую они представляют во власти. Я не скажу, что это не так в Латвии, – во многом так же. Латвия – постсоветское образование, но латвийский политик в любом случае вынужден ориентироваться на то, чего нет у российского, – на электорат, на существующее общество, на то, чего в России, попросту говоря, сегодня не появилось. Столкновение корпораций и государства всегда приводит к недоразумению, потому что корпорация не способна понять, что есть кто-то, кто способен мыслить патриотическими государственными интересами хотя бы на декларативном уровне. Это серьезная проблема.

В российско-латвийских отношениях, хотим мы того или не хотим, начинается новый этап. Он начинается независимо от политиков ни Латвии, ни России, и даже независимо от нас самих. Есть одна старая притча: “У вас есть проблемы? – Измените контекст”. Контекст меняется, и существенно. Мне кажется, нам нужно этот контекст использовать для нашего продвижения вперед. Все переживают кризис. Политологи отмечают: у Евросоюза кризис роста, у Соединенных Штатов – кризис избытка силы, демократический империализм, у России – кризис в Кремле. У Латвии, на мой взгляд, кризис самоидентификации, как в связи с интеграцией, как с внутренней, так и с внешней – Евросоюз. Несколько лет назад я выступал в Гарварде по поводу программы интеграции, с которой впервые выступил еще в 95-м году. Мне задали вопрос: каков будет результат интеграции? Вопрос, на который у меня пока нет полного ответа. В российско-латвийских отношениях мы прошли, так сказать, от весны до зимы, и даже полярной, но на самом деле, по-моему, у нас тяжелый кризис багажа – лучше было бы, чтобы он пропал.

Рузвельт однажды сказал человеку, который пришел и доказал, что он прав: “Что же, вы меня убедили, а теперь выйдите вон и окажите на меня давление”… Так вот, мы те, кто не в политике, должны оказывать давление на тех, кто в политике. И, кроме того, мы должны учесть две вещи, когда мы говорим об экономике, мы ясно должны себе представить (увы, история наших отношений, ваших внутренних отношений показывает, что в российской политике экономические соображения не играют никакой роли) – готовы терять миллиарды, лишь бы реализовать свои политические планы. И второе: происходит усиление конфронтации, и если через эту психологию не перешагнуть, то не будет никакого развития в наших отношениях. Я напомню: будучи еще на официальных постах, я предлагал лично, в личных и официальных беседах и господину Ельцину 30 апреля 1994 г. в Кремле, и господину Черномырдину при личной встрече, и господину Козыреву, и господину Примакову, и господину Иванову… несмотря на то, что Министерство иностранных дел мне не рекомендовало, предлагал: давайте начнем работать: каким образом Латвия может представить интересы России в Евросоюзе? Вопрос этот и сейчас на повестке дня. Хотя мы сами не понимаем, наверное, как мы это можем сделать, надо думать, пытаться – я предлагал: давайте работать над совместным меморандумом, чтобы подвести черту под прошлым. Что я получил? Молчание. И, тем не менее, я думаю, что все-таки наступит весна…