
- •Раздел 5. Развивающиеся страны: место в мировом хозяйстве, типологизация, сравнительное исследование основных моделей
- •Глава 1. Развивающиеся экономики как особый тип экономических систем
- •1.1. Общие черты экономических систем развивающихся стран
- •1.1.1. Материальные условия производства
- •1.1.2. Особенности экономической структуры развивающихся стран
- •1.2. Основные модели экономических систем развивающихся стран
- •1.2.1. Слаборазвитые страны
- •1.2.2. Развивающиеся страны с промежуточным уровнем развития
- •1.2.3. Новые индустриальные страны
- •1.3. Положение развивающихся стран в мировом хозяйстве. Перспективы "догоняющего" развития
- •Ключевые термины и понятия
- •Контрольные вопросы
- •Темы рефератов
- •Глава 2. Сравнительный анализ экономических отношений и институтов
- •2.1. Соотношение дорыночных и рыночных способов аллокации ресурсов, особенности экономических функций государства
- •2.2. Структура форм собственности и сохранение отношений внеэкономического принуждения
- •2.3. Способы мобилизации ресурсов экономического роста
- •2.3.1. Стратегия «догоняющей модернизации»
- •2.3.2. Рост населения и ресурсы, необходимые для развития
- •2.3.3. Место развивающихся стран в мировой экономике
- •Продолжение табл. 5.12.
- •2.4. Уровень, дифференциация и способы распределения доходов: специфика экономических детерминант социальной стратификации
- •Ключевые термины и понятия
- •Контрольные вопросы
- •Темы рефератов
1.3. Положение развивающихся стран в мировом хозяйстве. Перспективы "догоняющего" развития
Развивающиеся страны (что во многом относится также и к НИС) занимают невыгодное положение в системе мирового хозяйства. Большинство из них являются экспортерами сельскохозяйственной продукции, сырья, полуфабрикатов либо промышленных изделий невысокой степени переработки. Поскольку для мирового рынка характерна тенденция к образованию «ножниц цен» на сырье и продукцию обрабатывающей промышленности, развивающиеся страны оказываются с течением времени во все менее выгодном положении с точки зрения пропорций обмена своего сырья на промышленную продукцию развитых стран. Есть основания утверждать, что мировые цены на полезные ископаемые и продукцию сельского хозяйства не улавливают экстерналии, связанные с возобновлением природных ресурсов, компенсацией экологического ущерба и т.п.
Что касается НИС, экспортирующих высокотехнологичную промышленную продукцию, то они находятся в относительно преимущественном положении по сравнению с другими развивающимися странами. Но и для них существует общая для всех развивающихся стран проблема – технологическая зависимость от наиболее развитых стран. НИС, как и другие развивающиеся страны, пока еще не в состоянии обойтись без импорта новейших технологий и наиболее передовой высокотехнологичной продукции из развитых стран. Собственные источники инновационного развития пока еще слабы даже в НИС, не говоря уже обо всех остальных развивающихся странах.
В течение многих десятилетий развитые страны проводили дискриминационную тарифную политику, которая поощряла вывоз сырья и сельскохозяйственной продукции из развивающихся стран, но ставила высокие тарифные барьеры на пути экспорта промышленной продукции. Сейчас большинство тарифных барьеров значительно ослаблено или даже устранено, однако на пути промышленного экспорта из развивающихся стран стоят многочисленные нетарифные барьеры (обязательная технологическая сертификация, требования к упаковке, санитарные нормы, экологические нормы, требования безопасности и т.д.), опирающиеся на сложившийся разрыв в технологическом уровне производства в развитых и развивающихся странах. Поэтому в большинстве развивающихся стран единственными возможными производителями экспортной промышленной продукции могут быть только филиалы западных ТНК.
Крайне уязвимым является и положение развивающихся стран на мировом финансовом рынке. Относительно менее выгодные условия экспорта вместе с необходимостью мобилизации валютных резервов для ввоза современных технологий, а для слаборазвитых стран – еще и недостаток внутренних ресурсов для решения наиболее неотложных социальных задач (например, необходимость ввоза продовольствия для предотвращения голода) создают проблему роста задолженности развивающихся стран.
За вторую половину ХХ века сложилась тенденция к сокращению удельного веса развивающихся стран в общем потоке прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Кроме того, среди развивающихся стран постоянно сокращается доля в ПИИ наименее развитых из них. Основной поток ПИИ, идущих в развивающиеся страны, концентрируется ныне в НИС, а на долю остальных приходится лишь ничтожная часть.
Высокий уровень внешней задолженности развивающихся стран, необходимость тратить значительные средства на обслуживание внешнего долга не только усугубляют внутренние экономические проблемы, но и ведут к формированию невыгодного баланса движения капиталов. В отдельные периоды (за последние двадцать лет они наблюдались уже дважды) развивающиеся страны превращаются в нетто-экспортеров капитала – то есть отток капитала из них превышает приток.
Внутренние финансовые рынки развивающихся стран оказываются под очень большой степенью воздействия конъюнктуры мирового финансового рынка, и от международного движения капиталов. Значительные объемы портфельных инвестиций, а в особенности краткосрочные спекулятивные вложения в ценные бумаги («горячие деньги») и привлеченные банковские активы при первых признаках неблагоприятных изменений экономической конъюнктуры уходят с финансовых рынков развивающихся стран, вызывая резкое ухудшение ситуации на местных фондовых рынках, ослабление позиций местных банков. Такое развитие событий может вести к тяжелым последствиям, вплоть до резкого падения курса национальной валюты, платежного кризиса, массового краха банков и государственного банкротства. Одни из недавних ярких примеров подобного рода – азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг. и финансовый кризис в Аргентине в 2001-2002 гг.
Развивающиеся страны стоят перед проблемой преодоления своей экономической отсталости, стремятся выйти на уровень развития более передовых государств. Однако для большинства из них попытки такого рода пока не принесли успеха. Почему же низкий уровень экономического развития оказался столь прочной ловушкой для этих стран?
Существует множество концепций, объясняющих причины отсталости развивающихся стран, и предлагающих рецепты ее преодоления3. Нас в данном случае, под углом зрения задач сравнительного исследования экономических систем, интересуют концепции, освещающие проблему отсталости с точки зрения места экономической системы развивающихся стран по отношению к другим экономическим системам, и с точки зрения анализа внутренней специфики экономической системы развивающихся стран.
Наименее убедительной, на первый взгляд, выглядит концепция, согласно которой отсталость предопределяется неэквивалентным обменом развивающихся стран с более развитыми. Можно считать этот обмен несправедливым, или не соответствующим идеальным пропорциям рыночного равновесия, однако фактом остается то, что ценовые пропорции обмена формируются в соответствии со сложившейся системой мирохозяйственных экономических отношений, а не навязываются внеэкономически.
Однако следует обратить внимание и на тот факт, что при вполне эквивалентном обмене (по мировым рыночным ценам) страны с более низким национальным уровнем производительности неизбежно несут потери, а страны с более высоким уровнем производительности – выигрывают. Срабатывает тот же эффект, что и при выходе на рынок производителей с разными индивидуальными уровнями издержек. При продаже по единой рыночной цене товар, произведенный с низкими издержками, приносит его продавцу высокую прибыль, а товар, произведенный с более высокими издержками – незначительную прибыль или даже убыток. Таким образом, в силу более низкой национальной производительности даже при продаже товаров тех отраслей, которые принадлежат к сфере конкурентных преимуществ данной национальной экономики, менее развитые страны получают относительно меньший выигрыш, чем более развитые.
Особая сторона вопроса заключена в том, что концепция неэквивалентности обмена основана не на чисто рыночном подходе к анализу внешнеэкономических отношений, а отталкивается от признания ответственности развитых стран за неблагоприятные стартовые условия экономического развития стран третьего мира, сложившиеся во многом под влиянием эпохи колониализма.
Позитивным моментом рассматриваемой концепции является внимание к проблемам, связанным с формированием неблагоприятных для развивающихся стран условий международных экономических отношений. Обращается, в частности, внимание на разрыв в международной мобильности капитала и мобильности труда, что препятствует выравниванию уровня заработной платы в развивающихся и развитых странах в соответствии с уровнем производительности труда, и закрепляет не только абсолютно, но и относительно более низкую оценку труда в развивающихся странах (см. Рис. 5.2.).
Источник:
Bowles, S., Edwards, R. Understanding Capitalism: Competition,
Command, and Change in the U.S. Economy, Second Edition. New York:
HarperCollins College Publishers, 1993, p. 300.
Рисунок 5.2. Производительность труда и заработная плата в развитых и развивающихся странах
Как можно видеть из данных таблицы, в развивающихся странах заработная плата на единицу производимого продукта оказывается существенно меньше, чем в развитых. Если разрыв в производительности труда в швейной промышленности Бангладеш и США составляет 1:1,8, то разрыв в заработной плате – уже 1:21,5! Это означает, что одинаковый труд оценивается в Бангладеш в 12 с лишним раз ниже, чем в США.
Более глубокий характер носит концепция «периферийного капитализма» (развитая аргентинским экономистом Раулем Пребишем)4. Эта концепция связывает отсталость с тем фактом, что современный капитализм в развитых странах был продуктом длительной исторической эволюции и длительного процесса накопления капитала. В отличие от этого, капитализм в развивающихся странах носит в значительной степени заимствованный, подражательный (имитационный) характер. Он развивается в узких анклавах, связанных более с мировым рынком, нежели с национальным хозяйством. Распределение капитала между потреблением и накоплением (для обеспечения инвестиционного процесса) происходит в этих анклавах своеобразным образом. Национальные капиталистические элиты развивающихся стран стремятся воспроизвести модель потребления, свойственную высокоразвитому капитализму, что снижает уровень накопления и, в условиях более низкого общего уровня дохода, происходит за счет потребления широких масс населения и роста разрыва доходов богатейших и беднейших слоев населения. Такая динамика доходов не создает достаточных стимулов для производительного труда, консервирует узость внутреннего рынка и препятствует внутреннему промышленному росту (см. Рис. 5.3.).
Источник:
Bowles,
S., Edwards, R. Understanding Capitalism: Competition, Command, and
Change in the U.S. Economy, Second Edition. New York: HarperCollins
College Publishers, 1993, p.298.
Рис. 5.3. Часовая заработная плата в обрабатывающей промышленности
(в долл. США 1990 г.)
Лишь немногим странам удалось вырваться за пределы этой логики развития, в том числе за счет авторитарных политических режимов, длительное время жестоко подавлявших рабочее движение и удерживавших заработную плату в экспортно-ориентированных отраслях на низком уровне, создавая конкурентные преимущества этим отраслям на мировом рынке. Другим фактором был приток иностранного капитала в экспортные отрасли. Однако только те страны, где авторитарные режимы не ограничивались защитой интересов капитала в экспортных отраслях, но в тоже время создавали условия для превращения доходов экспортных отраслей в источник развития для остальной экономики, смогли выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Дополнительные аргументы в пользу концепции «периферийного капитализма» были развиты в теориях мирового хозяйства Самира Амина и Иммануила Валлерстайна. Самир Амин достаточно убедительно показал, что контроль транснационального капитала на мировом рынке является решающим фактором, закрепляющим невыгодные для развивающихся стран пропорции обмена на международных рынках товаров, капиталов и труда. Монополия транснационального капитала создает в развивающихся странах т.н. «периферийный способ производства», которому свойственно сочетание современной технологии (высокой производительности) и низкого уровня заработной платы.
В концепции мир-экономики Иммануила Валлерстайна развита идея Андре Франка об асимметричной взаимозависимости экономик развитых и развивающихся стран. Развивающиеся страны включаются в мировое хозяйство на ролях подчиненных партнеров. Это выражается и в неравновесности обмена сырья на высокотехнологичные промышленные изделия; и в зависимости развивающихся стран от импорта передовых технологий; и в значительном обратном оттоке капитала из развивающихся стран; и в использовании ТНК дешевой рабочей силы, цена которой не выравнивается по отношению к развитым странам; и в оттоке наиболее квалифицированных специалистов в развитые страны («утечка мозгов»).