
Г.И. ЗВЕРЕВА
«QUID POSTEA?»: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ// Обсерватория культуры. – 2005. – №2. – С.100–104.
В последние годы в России активно обсуждаются состояние и перспективы высшего образования. Необходимость качественных перемен выражается в критическом переосмыслении его приоритетов и содержания, в стремлении перейти к открытым образовательным моделям, которые были бы конкурентными в современных условиях. Общественные требования к системе подготовки кадров согласуются с направлением системных реформ в сфере общего и профессионального образования, связанных с постепенным вхождением России в Болонский процесс, сближением российского университетского образования с университетским образованием других стран Европы. Разработка и реализация новых концепций модернизации образования предполагает смену образовательных моделей и, более того, изменение познавательной и образовательной парадигматики.
Реформа российской высшей школы – построение новых образовательных программ
В настоящее время в российской высшей школе преобладает консервативно-просветительская конвейерная образовательная модель подготовки специалистов, которая берет начало в российской и немецкой университетской традиции XIX века. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО), призванные определять требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника (по специальности, по направлению), «работают» главным образом на то, чтобы поддерживать привычные дисциплинарные и предметно-тематические принципы обучения в высшей школе. Учебный процесс в университетах организуется по «линейному» принципу, что обусловливает дублирование содержания учебных курсов, приводит к распространению монологических технологий обучения, затрудняет построение индивидуальной образовательной траектории студентов, ограничивает их академическую мобильность, сужает возможности непрерывного образования. В «линейно» выстроенных образовательных моделях заложена возможность систематической фундаментальной академической подготовки. Однако они не создают условий для проблемного обучения и складывания системных взаимосвязей между содержанием общеобразовательных, профессиональных и специализированных учебных дисциплин, актуальными функциональными задачами, которые предлагаются рынком труда, и необходимыми компетенциями выпускника. Введение в 1990-е годы и начале 2000-х годов государственных стандартов, предполагающих подготовку дипломированных специалистов по пятилетнему плану, подготовку бакалавров и магистров по многоуровневой системе «четыре плюс два», не привело к качественному сдвигу в системе российского высшего образования. По сути новые образовательно-технологические «формулы» были адаптированы к давно сложившейся практике профессиональной подготовки специалистов.
В последние годы в противовес «конвейерной» образовательной модели в ряде российских высших учебных заведений реализуется другая модель – либерально-рационалистическая (близкая американской и британской). Для нее характерны преимущественная опора на информатизацию учебного процесса, развитие формальных (тестовых) способов контроля знаний, проектные и исследовательские формы академической работы, а также прагматизм, в рамках которого учащихся готовят для работы в определенных сегментах рынка труда. Такая модель подготовки ориентирует выпускника на личностный и профессиональный рост, использование инновационных форм и методов обучения, значимых для приобретения компетенции, умение оперативно решать проблемы в меняющихся условиях, продолжать образование в течение всей жизни. Она предполагает функционирование целостной многоуровневой системы образования – бакалавр, магистр (мастер) – с построением индивидуальных траекторий обучения на университетском уровне, вариативными возможностями для выпускников в рамках постуниверситетского образования – аспирантуры, докторантуры, второго высшего образования, повышения квалификации. Новая модель подразумевает реализацию таких образовательных программ, в которых определены содержательные объемы кредитных единиц академического знания и принципы построения учебно-образовательных, проблемно-ориентированных модулей. Ее введение требует перестройки всей технологии управления учебным процессом в высшей школе и соответствующего материально-технического, информационного, кадрового, педагогического обеспечения.
Компетентностный подход к образованию – это соединение познавательных, мотивационно-ценностных, личностных, социально-практических элементов в содержании и технологии учебного процесса1. В его рамках реализуется идея образования, которое выстраивается (и ориентируется) на ключевых компетенциях: «знаю – что» и «знаю – как».
Наиболее активно трансформируются программы по таким специальностям, как «экономика», «менеджмент», «юриспруденция», «психология». Гораздо меньше инновационные тенденции пока выражены в программах подготовки студентов по гуманитарным специальностям, в частности по культурологии. В этой связи представляется актуальным проследить динамику культурологического образования в российской высшей школе.