Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
фило.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
160.26 Кб
Скачать

А)Философия жизни

Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ и фило¬лог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и ирра¬ционализма.

Для творчества Ницше характерно необычное употребление об¬щепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, обле¬чены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попыт¬ки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь чело¬веческого общества. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого филосо¬фией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных

образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наи¬большей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифо¬логия в условиях его стадного бытия.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогрес¬са: он противопоставляет ему amor fati — любовь к судьбе; он от¬вергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» — тех «немногих», ко¬торые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господ¬ствовать над подавляющим большинством — серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, пред¬полагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в ши¬роком смысле этого слова. Читая работы Ницше, остро чув¬ствуешь, как он «всласть описывает власть». Образ «сверхчелове¬ка» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Н и ц ш е , все критерии морали носят чисто произвольный харак¬тер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У людей слабых она проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых силь¬ных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бес¬смысленность морали. Для Ницше как философа жизни критери¬ем оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостныи поток бытия.

Ницше не только характеризовал «волю к власти» как опреде¬ляющий стимул поступков человека, как главную особенность его деяний, но простирал этот принцип на всю «ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления и напряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как к дереву и растению, так и к животному. «Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом? — ...Из-за власти!» Ха¬рактеризуя жизнь как «специфическую волю к аккумуляции силы», Ницше утверждает: жизнь как таковая «стремится к мак¬симуму чувства власти».

Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Современная ему культура оце¬нивалась им как «культура декаданса», когда, по Ницше, воз¬растание интеллекта ослабляет инстинкт человека, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолютной ценности. Над всем человечеством, ут¬верждает Ницше, царит бессмыслица. Для культуры декаданса якобы характерна христианская мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия, когда вместе с тем происходит явное умаление ценности земной жизни и усиливаются принципы со¬страдания. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала: дионисийское — стихийное, оргиастическое, экстатичес¬кое — и аполлоновское — просветленное, гармоническое, рефлек¬сивное. Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное, лежит в ос¬нове бытия. Идеал культуры заключается в опосредовании и до¬стижении равновесия этих полярных начал. Искусство — это суб¬лимация чувственного удовольствия: восприятие произведений искусства сопровождается возбуждением полового инстинкта, опьянением, жестокостью как глубинным состоянием психики. Их смешение производит эстетическое состояние. Искусство, по Ницше, есть избыток, излияние цветущей телесности в мир обра¬зов и желаний. Ницше характеризует эстетику как «прикладную физиологию», а в эстетическом чувстве усматривает интуитивную оценку явления как психофизиологически полезного и л и вредного для организма.

В заключение хочется сказать: произведения Ницше критику¬ют, а некоторые даже просто ругают, но очень многие ими зачи¬тываются, его высоко ценят; приобщение к его творениям, несо¬мненно, обогащает, утончает наш духовный мир.

В начале XX в. большую популярность приобрело учение фран¬цузского мыслителя Анри Бергсона (1859—1941) — представите¬ля интуитивизма и философии жизни. Его воззрения можно опре¬делить как генеральное возражение против материалистически-механистического и позитивистского направления философской мысли. Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо в его концепции стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь уст¬ремлена «вверх», а материя— «вниз». Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром «твердых тел», оказывает сопротивление жизни и становлению. Сущность жизни, по Берг¬сону, постижима лишь с помощью интуиции, которая интерпре¬тировалась как своеобразная симпатия и которой доступно непо¬средственное проникновение в сущность предмета путем как бы слияния с его уникальной природой. Говоря иными словами, ин¬туиция понималась как самопостижение жизни, т.е. познание ею самой же себя. Поэтому Бергсон не противопоставлял объект субъ¬екту.

Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, а оно пока¬зывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длитель¬ность, т.е. непрерывная изменчивость состояний. Идея длитель¬ности — излюбленная центральная категория в философии Берг¬сона. Длительность — атрибут времени, трактуемый как «живое» время, обладающее особой энергией спонтанного порыва. Из со¬здаваемого человеком образа времени как времени мировых собы¬тий нельзя «вычесть» влияние длительности как «целостного по¬тока», включенного в необратимую человеческую жизнь. Идеи Бергсона о времени созвучны теории относительности: длительность событий и состояний — это фундаментальная характеристи¬ка времени.

В своих гносеологических рассуждениях Бергсон противопо¬ставляет интеллект интуиции, полагая, что интеллект — это ору¬дие оперирования с материальными, пространственными объекта¬ми, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений'. В своих метафизичес¬ких воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) Берг¬сон трактовал жизнь как некий метафизически-космический про¬цесс, как «жизненный порыв», как могучий поток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, ко¬торую он рассматривал как неодушевленную массу — вещество. Человек же являет собой творческое существо, и через него про¬ходит путь «жизненного порыва». Великий дар творчества, по Бергсону (который в этом следовал А. Шопенгауэру), органически связан с иррациональной интуицией, а она есть божественный дар и дается лишь избранным.

Философские позиции Бергсона, изящно выраженные в много¬численных трудах и оказавшие большое влияние на развитие фи¬лософской культуры, уязвимы: он резко противопоставил интел¬лект и интуицию, что делает невозможным познание, нуждающее¬ся в единстве того и другого, в их взаимодополнении. И в самом деле, созерцаемое в чистой интуиции без всякого понятийного раз¬личения и логического осмысления по существу оказывается про¬сто даже невыразимым. Кроме того, Бергсон, абсолютизируя принцип изменчивости сущего, вступает в явное противоречие с достижениями науки и философии, исходящими из неоспоримого принципа единства изменчивости и устойчивости.

Ученые и философы высоко ценили динамизм картины мира у Бергсона, критику им «атомистического» истолкования духовно¬го мира человека (души) и развитие идеи целостности сознания. Идеи Бергсона роднят его с символистами. Он оказал большое влияние на ряд направлений в философии, в том числе на прагматизм с У. Джемсом во главе. Отметим, что Бергсона постоянно интере¬совали такие проблемы, как душа и тело, идея духовной энергии, сновидения и т.п. Они имели для него особое значение, во-первых, потому, что он желал «освободить» дух от тела и тем самым дока¬зать возможность бессмертия души, а во-вторых, с ними был свя¬зан его интерес к спиритизму и телепатии; он усматривал в этом путь к опытному подтверждению возможности непосредственного общения сознания без обращения к языку и телесным движениям. Само литературное творчество Бергсона отличалось увлекаю¬щим за собой порывом, борьбой, полемикой, все новым продолже¬нием вперед во времени, все новым самовоспламенением. Его про¬изведения приветствовали даже как революционную философию. Например, У. Джемс назвал его философию благой вестью, а не¬которые ученики Бергсона видели в своем учителе пророка.

Кстати, заметим, что одна из глав «Кибернетики» Н. Винера называется «Ньютоново и бергсоново время», а это говорит об очень многом. Бергсон — один из первых в философии XX в. проанализировал не просто специфику времени, а именно переживаемого человеком времени.

Он был склонен связывать интеллект с разумным и рассудочным познанием, достигающим своих высших форм в физико-математических науках. По его мне¬нию, интеллект разлагает целостность мира на тела, а тела — на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единства, в результате чего происхо¬дит утрата уникального.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]