Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на ГОСы для юристов ГП специализации - ТГП.doc
Скачиваний:
589
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
1.18 Mб
Скачать

Функции

Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:

представительство - выражение интересов определенных групп населения; социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников; идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы; участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности; участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества.

Партийные системы.

В современной политической истории различают четыре типа партийных систем: буржуазно-демократическая партийная система сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно существует легальная оппозиция; между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

В буржуазной системе сформировалось множество видов партийных коалиций: многопартийная коалиция - ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства; двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия; модифицированная двухпартийная коалиция - не одна из двух основных партий не собирает абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями; двублоковая коалиция - за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли; коалиция доминирования - одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода; коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.

социалистическая партийная система существует только одна легальная партия; партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата; возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

авторитарная партийная система такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.

25. Сущность и характеристика теории разделения властей.

2. Понятие разделения власти

Осмысливая понятие разделение власти, следует иметь в ви­ду, что в литературе обычно пишут о разделении властей, то есть слово власть употребляют во множественном числе. Между тем речь должна идти о разделении единой (одной) власти, так как государст­венной власти органически присущи единство и целостность.

Чтобы лучше разобраться в понятии разделение власти, нуж­но это понятие сопоставить с такими смежными понятиями, как еди­ноначалие, разделение функций.

В первую очередь, нужно уяснить, что термин разделение власти относится не к характеристике государственной власти в це­лом. Государственная власть в конкретном обществе характеризует-

ся, как уже отмечалось, единством, целостностью. Поэтому «единство власти» - это характеристика государственной власти в целом. Разде­ление же власти - это понятие, которое характеризует порядок функ­ционирования государственной власти. Поэтому понятие «разделение власти» корреспондируется с понятием «единоначалие». Другими сло­вами, если мы зададимся вопросом: каким образом функционирует го­сударственная власть в том или ином конкретном обществе, то мы должны выйти на проблемы единоначалия и разделения власти. Отсю­да можно сделать вывод, что государственная власть в конкретном об­ществе, в соответствии с его конституцией, может функционировать на принципах единоначалия или разделения власти. Отсюда понятие «разделение власти» нужно отличать и от понятия «разделение функ­ций». Последнее характерно для любого порядка функционирования государственной власти, основанной на принципах разделения ли вла­сти или единоначалия. Когда говорят о разделении функций, то речь идет о разграничении функций различных органов государственной власти, что характерно для любого государства.

Далее. Для лучшего освоения сущности понятия «разделение власти» необходимо подойти к раскрытию его в историческом соот­ношении с понятием «единоначалия».

Еще с древних времен установился двоякий подход к функ­ционированию государственной власти. Одни считали, что государ­ственная власть должна функционировать на принципах единонача­лия. Носителем единоначалия является монарх, император, король и т.д. Этот принцип обосновывался тем, что при единоначалии обеспе­чивается устойчивое централизованное государственное управление обществом, устраняется сепаратизм и общество развивается лучше. Просвещенными сторонниками теории единоначалия выступали итальянец Н.Макиавелли (1469-1527 гг.), француз Жан Воден (1530-1596 гг.), англичанин Т.Гобсс (1588-1679 гг.). По мнению представи­телей единоначалия, воля монарха считается волей всех, его власть -выше закона, безгранична. Монарх не несет ответственности перед какой-либо человеческой инстанцией. Разделение власти, по их пред­ставлению, ведет к безначалию. В государстве с единоначалием зако­нодательству и суду отводится роль марионеток. Теория единонача­лия в свое время служила оправданием абсолютной монархии, а в последнее время способствовали возникновению и функционирова­нию административно-командной системы управления.

Наряду и параллельно с теорией единоначалия возникла и с переменным успехом развивалась теория разделения власти. Возник­новение этой теории также уходит в древние века. Уже древние рим­ляне пытались разделить власть на законодательную и исполнитель­ную. Это делалось для того, чтобы увести государственное управле­ние обществом от деспотизма, диктатуры монархов. Но наибольшее развитие теория разделения власти получила в эпоху просвещения. Учениями англичанина Джона Локка (1632-1704 гг.), французского юриста Шарля Монтескье (1689-1755 гг.) идея разделения власти превратилась в целостную и весьма привлекательную теорию.

Суть теории разделения власти направлена на критику теории единоначалия, которая ведет к тоталитаризму и деспотии. В соответ­ствии с теорией разделения власти единая государственная власть должна функционировать в рамках системы сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы: во-первых, государственная власть не сосредоточивалась только в одной ветви власти, у одного лишь главы государства; во-вторых, она предполага­ет самостоятельную в рамках законов и взаимовлиятельную деятель­ность трех частей единой государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной,, Но главная цель «изобретения» теории разделения власти заключается в том, чтобы удержать власть монар­ха, императора, короля и т.д. Отсюда и в современных условиях, ко­гда вроде и нет монархов, императоров, королей и генеральных сек­ретарей, но необходимость в разделении власти, то есть в действен­ности системы сдержек и противовесов остается. Система сдержек и противовесов в современных президентских республиках должна быть направлена на удержание в рамках законов исполнительной ветви власти.

В переводе на житейский язык систему сдержек и противове­сов следует понимать так, что обществом оперативно (повседневно, ежечасно) управляет исполнительная власть (Президент, Кабинет Министров). Однако исполнительная власть действует, осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законами, принятыми законодательной властью (Парламентом). Независимая судебная власть существует для того, чтобы привлечь к ответственности любо­го, кто нарушает закон. При этом все три ветви власти независимы друг от друга, но четко и тесно связаны друг с другом законами.

Смысл принципа разделения власти сводится к тому, что даже законодательная власть не всесильна. Она принимает законы в рам­ках Конституции и не имеет права произвольно вмешиваться в сферу исполнительной и судебной ветвей властей.

Отсюда полновесность теории разделения власти сводится не просто к наличию трех ветвей власти в государстве - законодательной, исполнительной и судебной (почти в любом государстве эти ветви вла­сти имеются и их функции в общем и в целом разграничены), а к тому, что эти три ветви власти на законодательной основе функционируют как система сдержек и противовесов по отношению друг к другу.

Конечно, такая раскладка трех ветвей властей требует очень четкой конституционной базы их деятельности, наличия недвусмыс­ленных механизмов влияния друг на друга в случаях нарушения кон­ституционных требований к их функциям и т.д.

Принцип разделения властей характерен для истинно демокра­тических государств с четко выделенной представительной формой правления. Принцип разделения власти предполагает безусловную леги­тимность государственной власти. Легитимность государственной власти применительно к конкретному обществу означает, что конститу­ция этого общества принята с участием большинства народа и выражает его волю, а формирование и деятельность всех органов государства осу­ществляется в строгом соответствии с предписаниями конституции, осо­бенно это относится к порядку формирования и деятельности законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть не властна, а ограничена в своих полномочиях конституцией. Исполнитель­ная власть, как правило, также формируется выборным путем, а не на­значается и освобождается законодательной властью. Короче говоря, государственная власть - это власть от народа и в интересах народа. Там, где государственная власть субъективно разделена между отдельными лицами или узурпирована кем-то, благодаря каким-то махинациям, власть теряет свою легитимность. Легитимная власть - это справедливая, народная, демократическая власть. Лишь при соблюдении легитимности власти можно говорить о действительном разделении власти.