Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.Марков. Эволюция морали.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
18.07.2019
Размер:
170.82 Кб
Скачать

Лауреат премии «Просветитель» 2011 года

Эволюция морали

Дарвин писал, что высшие психические функции подвергались постепенным изменениям под влиянием отбора, так же, как строение тела. Он полагал, что в будущем психология будет основана на понимании эволюционного происхождения различных черт психики. Теперь, через 150 лет после опубликования «Происхождения видов...», мы наконец приблизились к этой ситуации. Синтез нейрофизиологии, психогенетики, этологии и других наук привёл к формированию эволюционной психологии – области знания, объясняющей, как и почему человечество приобрело способность к любви, или к альтруизму, или к религиозным переживаниям: какое именно давление естественного отбора, какие конкретно изменения в генетически запрограммированной структуре мозга привели к тому, что подобные высшие психические функции оказались полезными для наших предков. О некоторых недавних достижениях эволюционной психологии рассказал биолог Александр Марков.

Справка STRF.ru: Марков Александр Владимирович, биолог, специалист по теории эволюции, ведущий научный сотрудник лаборатории высших беспозвоночных Палеонтологического института РАН. Широкую известность Марков приобрёл благодаря своей популяризаторской работе: он создал сайт «Проблемы эволюции», написал книгу «Рождение сложности» (финалист премии «Просветитель» этого года) и регулярно выступает с публичными лекциями. Одна из них, «Происхождение разума, эмоций и морали», прошла в четверг, 25 ноября, в Дарвиновском музее в рамках публичных чтений, посвящённых столетию журнала «Природа»

Александр Марков: «Все аспекты нашей психики, включая самые высшие, такие как мораль, имеют вполне материальную нейрофизиологическую основу»

Знания о собственном происхождении человечество получает с помощью трёх наук. Первые две, палеоантропология и генетика, всем известны: первая рассказала нам о том, как выглядели и чем занимались наши предки в последние шесть миллионов лет, а вторая ищет и находит отличия нашего генома от генома шимпанзе и выделяет среди этого жалкого 1 процента нуклеотидных пар единичные значимые изменения. Третья наука сформировалась недавно (хотя была предсказана Дарвином 150 лет назад) и называется эволюционной психологией.

В начале лекции учёный отмечает, что специалисты, применяющие эволюционный подход к изучению человеческого поведения, постоянно подвергаются нападкам со стороны плохо образованных общественных, политических и религиозных деятелей и цитирует статью из журнала Nature – ответ на антиэволюционные высказывания американских политиков: «И тело, и разум человека произошли путём эволюции от более ранних приматов. Способ человеческого мышления свидетельствует о таком происхождении столь же убедительно, как и строение и работа конечностей, иммунной системы или колбочек глаза. Это относится не только к механизму работы нейронов, но и к различным аспектам нашей морали».

Уверенность учёных в эволюционном происхождении «души» основана на огромной совокупности данных нейрофизиологии, генетики поведения, этологии и других дисциплин. Можно выделить четыре основных направления исследований, подтверждающих, что человеческое поведение может рассматриваться как результат эволюции. Во-первых, существует нейрофизиологическая основа поведения: с любой психической функцией связаны конкретные зоны мозга. Во-вторых, ещё одна новая наука – психогенетика – уже накопила большой массив данных, демонстрирующих связь между генотипом и поведением индивида. Если добавить к ней психоэндокринологию, науку о связи гормонов и поведения, то от «нас самих» останется совсем мало. В-третьих, грань между человеком и животными, о которой так много говорили в XX веке, с каждым годом всё больше размывается. И наконец, эволюционная психология обладает самым важным признаком науки: на основе накопленных ею данных можно строить теории и проверять их экспериментально.

Перевести железнодорожную стрелку – пожертвовать одним ребёнком и спасти пятерых. Столкнуть человека на рельсы – пожертвовать одним и спасти пятерых. С точки зрения человека с повреждением вентромедиальной префронтальной коры, эти ситуации абсолютно идентичны. Слайд из презентации Маркова

Способность проявлять какое бы то ни было поведение обеспечивается нашим мозгом. При неполадках в работе мозга нередко нарушается и поведение. Марков рассказывает о людях с повреждением определённого участка мозга – вентромедиальной префронтальной коры. У них полностью сохранён интеллект, но исчезает способность к сопереживанию и чувству вины. «Такие люди выносят моральное суждение на основе холодного расчёта, то есть они просто рассчитывают, какой из вариантов в сумме даст больше хорошего, меньше плохого. А здоровые люди при этом всегда учитывают ещё и свои эмоции», – поясняет Марков и демонстрирует картинку с поездами. В этом стандартном психологическом тесте приводятся две ситуации: в первой можно перевести железнодорожную стрелку, чтобы спасти пятерых детей, но пожертвовать одним, также играющим на рельсах, а во второй ситуации единственный способ спасти детей – столкнуть человека с моста, чтобы поезд задавил его и остановился. «Нормальный человек видит, чувствует, точнее, очень большую разницу между этими двумя ситуациями», – объясняет лектор. Человек с повреждением мозга такой разницы не видит.

Но как случилось, что способность к сопереживанию оказалась эволюционным преимуществом?