Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
1.9 Mб
Скачать

В. Маяковский. Плакат из серии «Окна роста». 1920 г.

319

вом. Поэтому он без предубеждения был готов служить молодой Советской республике. В конце марта 1918 г. Михаил узнал о том, что в Красную армию привлекаются бывшие офицеры. И уже 5 ап­реля вновь поступил на военную службу. Желая служить новому государству не за страх, а за совесть, он стал большевиком.

В то время в Красной армии энтузиасты из офицерской сре­ды были такой редкостью, что «поручиком-коммунистом» заин­тересовался сам В. Ленин. Затем события стали развиваться, как в восточной сказке. Глава советского правительства пригласил 25-летнего подпоручика к себе на беседу. М. Тухачевский сказал в разговоре с В. Лениным, что надо создавать регулярную армию, и изложил свои мысли об этом. Эти соображения пришлись очень по душе его собеседнику. Сёстры вспоминали Михаила после этой встречи: «Радостно возбуждённый, полный надежд, он рассказывал нам о предстоящей работе по организации но­вой армии. „Откуда ей взяться, этой новой армии?" — усомни­лась мама. Но Михаил горячо доказывал, что новая армия будет создана и он твёрдо решил связать свою судьбу с ней».

19 Июня м. Тухачевский отправился на Восточный фронт — уже командармом. А ведь прежде такие должности занимали только генералы!

В сентябре армия Тухачевского взяла город Симбирск. Это была одна из первых побед Красной армии. В. Ленину, который в это время выздоравливал после ранения 30 августа, командо­вание направило телеграмму: «Взятие Вашего родного города -это ответ на Вашу одну рану, а за вторую — будет Самара». «Взя­тие Симбирска, моего родного города, — отвечал председатель Совнаркома, — есть самая целебная, самая лучшая повязка на мои раны. Поздравляю красноармейцев с победой».

В 1919 г. армия Тухачевского совершила трудный переход через Уральский хребет. В июле после четырёхдневного боя был взят Челябинск За это командарма наградили первым советским орденом — орденом Красного Знамени.

Всех поражала его молодость. Пленный колчаковский гене­рал Римский-Корсаков, увидев командарма, был потрясён до глу­бины души. «Генерала, — рассказывал свидетель, — чуть родимчик не хватил. Надо было слышать, с каким недоумением он выдавил из себя: „Вы командарм? Да сколько же Вам лет? Простите, я Вас принял за адъютанта"». «Что же делать! — рассмеялся Тухачев­ский. — Почти все генералы сбежали от нас. Приходится доволь­ствоваться поручиками и капитанами. Я командарм...»

В декабре армия Тухачевского вступила в столицу адмира­ла Александра Колчака — город Омск. За это командующий по­лучил высшую в то время награду — почётное революционное оружие, или «Золотое оружие». Так называли шашку со знаком ордена Красного Знамени на вызолоченном эфесе.

Вскоре после победы над войсками Колчака, в начале 1920 г, молодой командарм руководил окончательным разгромом ар­мий генерала Деникина. Именно Тухачевский организовал из­вестную «новороссийскую катастрофу» белых войск.

«Война классов»

В первой половине 1920 г. Михаил Ту­хачевский опубликовал ряд статей, ко­торые через год составили сборник под названием «Война классов». В этой кни­ге содержался горячий призыв к воен­ной победе над буржуазными государ­ствами... «Мы стоим накануне мировой гражданской войны», — с воодушевле­нием писал он. М. Тухачевский в своих статьях выдвинул ряд довольно необыч­ных идей. Например, он предложил не­медленно учредить «международный Генштаб» при Коминтерне. Основная задача Генштаба должна была заклю­чаться в организации военного похода Красной армии на Европу и весь мир.

Подобная идея казалась близкой к осуществлению во время победонос­ного наступления Красной армии на Варшаву. «Вперёд, на Запад! На Вар­шаву! На Берлин!» — призывал тогда не только Тухачевский, но и тысячи коммунистов разных стран. Пораже­ние в польской войне нанесло этой идее сокрушительный удар.

Однако и позднее М. Тухачевский счи­тал, что идея военного «похода на Ев­ропу» была в принципе правильной. Ошиблись военные, а не политики. «Проиграла не политика, а страте­гия, — убеждённо писал он. — Поли­тика поставила Красной Армии труд­ную, рискованную и смелую задачу. Но разве может это означать непра­вильность?! Не было ни единого вели­кого дела, которое не было бы смелым и не было решительным». «Красный маршал» подчёркивал: «Задача была смелая, сложная, но задачами робки­ми не решаются мировые вопросы».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]