Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

Дружба сталина и бухарина

До 1928 г. Николай Бухарин и Иосиф Сталин были не только политическими союзниками, но и довольно близкими друзьями. Как-то Сталин сказал Буха­рину: «Мы с тобой, Николай, как Ги­малаи, остальные — ничтожества». Дочь Сталина Светлана вспоминала о Бухарине, гостившем у них на даче: «Он наполнял весь дом животными, которых очень любил. Бегали ежи на балконе, в банках сидели ужи, ручная лиса бегала по парку, подраненный ястреб сидел в клетке. Через много лет, когда его не стало, по Кремлю, уже обезлюдевшему и пустынному, долго ещё бегала „лиса Бухарина" и прята­лась от людей в Тайницком саду».

260

гибели Советской республики. «Пусть немцы нас побьют, — вос­клицал он. — Сохраняя свою республику, мы проигрываем шан­сы международного движения» (т. е. мировой революции). Как позднее рассказал Н. Бухарин, левые эсеры даже предложили ему тогда на сутки арестовать Ленина и объявить войну Германии. Конечно, он отверг это предложение.

В 1919 г. Н. Бухарин вместе с экономистом Евгением Преоб­раженским выпустил книгу «Азбука коммунизма», которая вскоре стала очень популярной. В ней в доступной форме растолковыва­лись основные идеи коммунизма. По «Азбуке» училась вся партий­ная молодёжь. Имя Бухарина теперь хорошо знала вся страна.

В книге «Экономика переходного периода», написанной го­дом позже, он горячо защищал «военный коммунизм» (см. ст. «„Во­енный коммунизм" и нэп»). По отношению к крестьянству, писал Н. Бухарин, «пролетарское принуждение во всех его формах, на­чиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из челове­ческого материала капиталистической эпохи». Тогда так думали и остальные вожди большевиков. Но когда весной 1921 г. произо­шёл поворот к нэпу, Н. Бухарин подвергся резкой критике в печа­ти. Его книга оказалась очень удобным «объектом для битья» и раз­облачения крайностей «военного коммунизма».

Однако взгляды Н. Бухарина в то время сильно изменились, Постепенно он стал основным идеологом правого крыла боль­шевиков во главе с И. Сталиным и А. Рыковым. До 1927 г. не утихали их ожесточённые споры и борьба с левыми во главе с Л. Троцким, Л. Каменевым и Г. Зиновьевым.

Увлекающийся, горячий, Н. Бухарин в своих выступлениях часто забегал немного дальше остальных. В 1925 г. он выдвинул знаменитый лозунг «Обогащайтесь!». Он обращался не к кула­кам, как стали утверждать позднее, а ко «всему крестьянству, всем его слоям». «Социализм бедняков — это паршивый социа­лизм», —говорил Бухарин. Тогда же он написал, что крестьянст­во, в том числе и кулачество, «врастёт в социализм через коопе­рацию». Позже эти слова назвали «бухаринской теорией врас­тания кулака в социализм».

За подобные идеи Бухарина особенно резко осуждала «левая оппозиция». Конечно, он отвечал ей тем же. В 1926 г. он заявил: «Встаньте перед партией со склонённой головой и скажите: „Про­сти нас, ибо мы погрешили против самой сути ленинизма". По-честному скажите: „Троцкий ошибался...". Почему у вас нет мужест­ва выйти и сказать, что это — ошибка?». И, Сталин воскликнул тог­да: «Здорово, Бухарин, здорово! Не говорит, а режет!».

В 1928 г. между былыми союзниками наметились трещины. Началась борьба с «группой Бухарина» (см. ст. «Партия больше­виков в 20—30-е годы»). 11 июля Николай Бухарин решился на неожиданный шаг — пришёл домой к своему давнему против­нику Л. Каменеву. Каменев описывал его состояние так: «Он, Бу­харин, очень расстроен. Временами у него дрожат губы от вол­нения. Иногда он производит впечатление человека, который

Д. Моор.

«Тов. Бухарин (почётный грузин):

Теперь меня дразнят грузином, а я вот возьму и выучусь по-грузински. Приду на Тыфлыс, скажу: гай, кацо, кто тут националов давит? Давай его сюда — кынжалом рэзить буду!..»

Карикатура, посвящённая избранию Н. Бухарина «почётным грузином» («Крокодил». 1923 г.).

НИКОЛАЙ БУХАРИН В 30-е ГОДЫ

Хотя и лишённый былого влияния, Ни­колай Бухарин оставался весьма замет­ным партийным деятелем. Особенно сочувствовала Н. Бухарину творческая интеллигенция. На I съезде писателей в 1934 г. он выступил с ярким докла­дом о поэзии, закончив его так: «Я кон­чаю свой доклад лозунгом: нужно дер­зать, товарищи!».

Н. Бухарин стал одним из главных ав­торов Сталинской конституции. Нахо­дясь в 1936 г. во Франции, он встре­тился там с эмигрантами — лидерами русских меньшевиков. Во время одной из таких бесед Николай Иванович вы­нул из кармана авторучку и сказал: «Смотрите внимательно: этим пером написана вся новая конституция...».

261

знает, что он обречён». Бухарин сказал: «Разногласия между нами и Сталиным во много раз серьёзнее, чем все наши разногласия с вами. Он перережет нам горло». Затем он назвал Сталина «Чингис-ханом» и обронил многозначительную фразу: «На этот раз его смещение будет не через ЦК». Как вспоминал швейцарский коммунист Жюль Эмбер-Дро, примерно тогда же Бухарин при­знался ему, что согласился бы даже и на убийство Сталина.

В январе 1929 г. «троцкисты», непримиримые противники Бухарина, напечатали листовку с отчётом о его беседе с Каме­невым. В руках Сталина этот отчёт стал сильнейшим козырем. Н. Бухарин вместе с А. Рыковым и М. Томским написал за­явление об отставке. Но одновременно они попытались и выска­зать свои взгляды. Идею Сталина о том, чтобы наложить на кре­стьян «нечто вроде дани», они назвали «военно-феодальной экс­плуатацией крестьянства». Вначале отставку отклонили. «Нужно было сначала обязательно замарать, — говорил Бухарин, — за­пачкать, дискредитировать, растоптать, и тогда речь пойдёт уже не о том, чтобы удовлетворить просьбу об отставке, а о том, что­бы „снять" за саботаж. Игра здесь абсолютно ясная».

Действительно, в апреле 1929 г. Николая Бухарина и его со­юзников сняли с постов, которые они занимали. Тогда же Сталин заявил: «В старину говорили про философа Платона: Платона мы любим, но истину — ещё больше. То же самое можно было бы ска­зать о Бухарине: Бухарина мы любим, но истину, но партию, но Коминтерн любим мы ещё больше». Спустя полгода Бухарин и его товарищи признали свои ошибки. После этого их назначили на менее значительные посты. Бухарин через некоторое время

стал главным редактором газе­ты «Известия» (до этого он воз­главлял «Правду»).

Весной 1936 г. Николаю Ивановичу разрешили совер­шить поездку за границу, став­шую для него последней. Вме­сте с ним поехала в Париж его молодая жена Анна, ожидав­шая ребёнка. Возможно, Ста­лин не хотел, чтобы Бухарин вернулся на родину. Его бегст­во за границу, конечно, спо­собствовало бы арестам и су­дам над «бухаринцами». Одна­ко в конце апреля Н. Бухарин приехал в Москву.

А спустя четыре месяца, во время процесса Л. Каменева и Г. Зиновьева, против него впервые прозвучали обвине­ния в уголовных преступлени­ях. Но до 27 февраля 1937 г.

КОЛЬЦОВ О БУХАРИНЕ

Советская печать не обошла внимани­ем тонкую тактику зашиты, которой придерживался Н. Бухарин во время процесса над «правотроцкистским центром». Известный журналист Ми­хаил Кольцов в дни работы суда пи­сал: «Другие убивали, вредительство­вали, шпионили — он, следует пони­мать, по характеру натуры, по складу ума только мыслил, теоретизировал, „изучал" проблематику руководства. Но к прозаическим, грязным и крова­вым делам прямого касательства не имел. Этакий гнусненький христосик в стане грешников. Этакая валдайская девственница в правотроцкистском публичном доме».

Л. Генч. «После Шестнадцатого...

Бойцы вспоминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они».

Карикатура, посвящённая окончательному разгрому «правых и левых уклонистов» на XVI съезде ВКП(б)

(«Крокодил». 1930 г.).

262

Бухарин оставался на свободе. В печати его обвиняли в подполь­ной деятельности, заговорах и т. п. В знак протеста Николай Ива­нович объявил голодовку. Его пригласили на пленум ЦК Сталин резко спросил его: «Николай, кому ты выдвигаешь ультиматум, ЦК? Проси прощения у него». Почувствовав после этих слов сла­бую надежду, Бухарин согласился прекратить голодовку. А. Ми­коян предложил ему покаяться. Николай Иванович ответил: «Я вам не Зиновьев и Каменев и лгать на себя не буду». В. Молотов воскликнул: «Не будете признаваться, этим и докажете, что вы фа­шистский наймит, они же в своей прессе пишут, что наши про­цессы провокационные. Арестуем — сознаетесь!». По окончании заседания Н. Бухарина арестовали.

Через год в Москве открылся показательный процесс над Н. Бухариным, А. Рыковым и другими «старыми большевиками». (см. ст. «Партия большевиков в 20—30-е годы»). Н. Бухарин на суде проводил наиболее «тонкую линию». Он признавал себя ви­новным «в целом», но отвергал обвинения в конкретных пре­ступлениях. Да, он хотел «убить дело Ленина», но вовсе не поку­шался на самого Ленина. «Я категорически отрицаю свою при­частность к убийству Кирова, Менжинского, Куйбышева, Горь­кого и Максима Пешкова», — сказал Бухарин. Когда зашла речь о его шпионских связях, он напомнил: «Я сидел в шведской тюрь­ме, дважды сидел в российской тюрьме, в германской тюрьме». Связь Н. Бухарина с австрийской полицией, по его собственно­му ироническому напоминанию, «заключалась в том, что он си­дел в крепости в Австрии».

Прокурор А. Вышинский заявил: «Это лицемерная, лживая, хитрая натура. Это благочестиво-хищный и почтенно-злой че­ловек... — проклятая помесь лисицы и свиньи».

Суд приговорил Николая Бухарина к смертной казни. Че­рез два дня, 15 марта 1938 г., он был расстрелян.

Н. Бухарин в группе рабочих завода имени Фрунзе во время альпинистского похода на Эльбрус. 1934 г.

Дружеский шарж на Н. Бухарина (журнал «Красный перец», 1923 г.).

ЗАВЕЩАНИЕ БУХАРИНА

Вдова Николая Бухарина Анна Михай­ловна Ларина дожила в лагерях до ос­вобождения в 1956 г. После этого она опубликовала на Западе, а в 1988 г. и в советской печати письмо-завещание своего мужа. По её словам, Н. Буха­рин продиктовал ей это письмо и за­ставил выучить наизусть перед своим арестом.

Бухарин обращался в своём письме к «будущему поколению руководителей партии». «В эти дни, — говорилось в завещании, — газета со святым назва­нием „Правда" печатает гнуснейшую ложь, что якобы я, Николай Бухарин, хотел уничтожить завоевания Октяб­ря, реставрировать капитализм. Это неслыханная наглость, это — ложь, адекватна которой по наглости, по безответственности перед народом была бы только такая: обнаружилось, что Николай Романов всю свою жизнь посвятил борьбе с капитализмом и мо­нархией, борьбе за осуществление пролетарской революции».

Николай Иванович подчёркивал, что у него «вот уже седьмой год нет и тени разногласия с партией». «В эти, может быть, последние дни моей жизни я уве­рен, что фильтр истории рано или позд­но неизбежно смоет грязь с моей голо­вы. Знайте, товарищи, — заканчивал он, — что на том знамени, которое вы понесёте победоносным шествием к коммунизму, есть и моя капля крови».

263

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]