Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ф-фия.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
14.07.2019
Размер:
243.2 Кб
Скачать

9. Понятие априорного и апостериорного знания.

- термин "a priori"  (лат.) буквально означает "из предшествующего", а термин "a posteriori"  означает "из последующего". Новое значение данные термины приобрели после трудов И. Канта. "Априорным" стали называть независимый от опыта и определяющий его элемент знания, а "апостериорным" - эмпирические (по)знания, определяемые опытом.

И. Кант. "Априорным" он называет такое содержание созерцаний и понятий, которое обладает строгой всеобщностью и необходимостью именно в отношении опыта. Априорное определяет область возможного опыта, т. е. того, что может быть. "Апостериорным" же он называл эмпирическое, извлекаемое из опыта знание. Априорное у Канта имеет два уровня: 1) априорные формы человеческой чувственности, чувственного созерцания (возможность интеллектуального созерцания, интеллектуальной интуиции для человека отрицается) - время и пространство;  2) синтезирующие чувственность категории рассудка (такие как единство, множество, причинность и т. д.). Взаимодействие данных форм чувственности и рассудка создает предмет всякого возможного опыта и определяет необходимый и всеобщий характер его познания. Познание предмета выражается в суждении.

В философии неокантианства, особенно Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), понятие априорного расширяется за рамки чувственного опыта и переносится на область философии культуры. Это прежде всего культурные нормы и ценности как "общезначимые предпосылки разумной деятельности.

Для неопозитивизма, особенно раннего (Венская школа), характерно стремление к "радикальному эмпиризму", отрицающему всякое синтетическое а priori.

В аналитической философии обнаруживается не только позитивистская интерпретация априорного и апостериорного, но и прагматическая. Последняя осуществляется в духе номинализма в прагматическом анализе У. Куайна, а неноминалистический вариант разработан в концептуальном прагматизме К. И. Льюиса. В статье "Прагматическая концепция a priori" он ставит вопрос о характере той необходимости, которая традиционно связывается с понятием априорного. В отношении опыта априорное является "истинным несмотря ни на что", поскольку оно ничего не предписывает ни его содержанию, ни его форме. Априорными являются такие обязательства нашего разума, которых мы придерживаемся независимо от актуального опыта, а апостериорное - это такие эмпирические обобщения, которые могут оказаться ложными и подвергнуться замене.

Априорными, согласно Льюису, являются различные логики, математика. В естественных науках априорны исходные понятия, дефиниция которых уже есть классификация (например, понятие одновременности в физике). Также априорны наиболее фундаментальные законы (типа закона сохранения энергии). Априорны и критерии реального/нереального, которые не может изменить никакой опыт; всякий опыт, им противоречащий, тут же вносится в категорию нереального.

10. Ф-фия и религия.

По Бибихину: отрицание одной из них отрицает обе. Ф-фия знает как многое – все главное – свершилось прежде, чем мы успели заметить. Сознание хромает за историей и не может ее догнать. Мысль – не сознание, раньше. Она не нуждается в нем. Слово религия происходит от лат. «еще и еще вглядываться, перечитывать, вчитываться, снова обсуждать». В основе всего ряда – способность обратить внимание, вдуматься в то, что по-настоящему серьезно. «Религия» - необходимое, но не достаточное для ф-фии настроение. Всякая ф-фия религиозна задолго до того, как берется за «религиозные» темы. Можно услышать, что ф-фия не знает личного Бога. Откуда нам это известно? Ф-фия специально оставляет вещи недоговоренными.

В античной Греции, взлет которой произошел намного раньше, чем возникло христианство, ф-фию (тот же Пифагор) обозначали как «божественную науку» (Аристотель). Но у греков Бог рассматривался как ф-фский Бог, то есть в качестве первоначала и предпосылки бытия, в роли мироустрояющего Разума. Соответственно, познать Бога окончательно было нельзя, как нельзя было окончательно познать первоначала и принципы. Они все определяют в мире, но сами не постигаемы.

Т.о. изначально теология, как наука о первопринципах, безусловно относилась к сфере философского. Одновременно, философ всегда выступает как критик, который во всем сомневается, в том числе и в устоявшихся культурных стереотипах. Не случайно за такую критику философы часто подвергались осуждению.

Позиция церкви как религиозного социального института. Независимый в суждениях теолог (а уж тем более свободный религиозный ф-ф) для нее даже опаснее атеиста, ибо может подрывать ее изнутри, привнося творческое сомнение в веру и разрушая тем самым догматические церковные устои.

У философии есть свой весомый контраргумент против любых насильственных и внешних попыток «навязать» религиозное верование: «Все, что не доказано – абсурдно для разума. Докажи мне истину твоей веры, уж если ты претендуешь на владение ей, обоснуй ее. Ф-фия – это особая сфера духовной культуры, призванная дать целостное и предельное (в отличие от частных научных знаний) и рационально обоснованное (в отличие от мифа) мировоззрение. Не слепая вера в богов и священные тексты, а разумная философская вера, обретаемая через напряженные размышления о вечных проблемах человеческого существования - вот цель и смысл философии, которым она остается верна с далеких времен вплоть по сию пору.