
- •3. Развитие онтологии в Средние века. Спор об универсалиях.
- •4. Владимир Сергеевич Соловьев. Исторические дела ф-фии.
- •7. Определение сущности человека через «Ничто» у Сартра.
- •8. Старая и новая онтология в концепции Гартмана.
- •9. Понятие априорного и апостериорного знания.
- •12. Философия и наука. Сциентизм и антисциентизм. Никифоров, л.
- •15. Что такое метафизика. Проблема «закрытия» метафизики.
- •28. Источники человеч-го знания о мире. Дилемма эмпиризма и рационализма.
- •16. Язык ф-фии: категория, символ, концепт.
- •18. Тектс как объект гуманитарных наук
- •17. Становление онтологии: поиски субстанциального начала бытия.
- •19. Герменевтика и гуманитарное познание.
- •21. Коперниканский переворот, осущ-ый Кантом в представлениях о познании.
- •22. Понятие дискурса м.Фуко и парадигмы т.Куна
- •25. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- •26. Генеалогия знания и концепция «власти-знания» Фуко.
- •27.Постструктуализм и гуманитарное познание. Структурализм.
- •29. Споры о врожденных идеях (традиция и современность). Универсальная грамматика Хомского.
- •32. Проблема онтологической относительности
- •34. Основные концепции истины.
- •38. Теория речевых актов ( Дж. Остин)
- •39. Экзистенциализм – это гуманизм (Сартр)
- •Вопрос 40.Современные концепции детерминизма. Индетерминизм.
- •Принципе причинности
- •41. Основные принципы классич. И неклассич. Теории познания.
- •43. Ступени чувственного познания: классика и соверменность
- •45. Пространство и время
- •46. Лингвистический поворот
45. Пространство и время
В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени.
Первый подход, субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго подхода, объективистского, считают пространство и время объективными формами бытия, не зависящими от сознания человека.
Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи Аврелия Августина (5 век). Он считал, что время — это это человеческий способ обозначения изменений, и потому в объективном смысле не существует. Самой известной субъективистской концепцией пространства и времени является теория Канта. Пространство и время, по его мысли, представляют собой априорные способы чувственности. Пространство и время не существуют независимо от субъекта.
В рамках объективистской парадигмы исторически первой была субстанциональная концепция пространства и времени. Уже в атомизме Демокрита есть представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна, бесконечна. По сути дела, словом «пустота» Демокрит обозначает пространство.
В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления филофов 17 века и механика Ньютона. Пространство в механике Ньютона есть пустое вместилище для вещества — материи; оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время есть совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему.
В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.
46. Лингвистический поворот
термин, описывающий ситуацию, сложившуюся в философии в первой трети - середине 20 в. и обозначающий момент перехода от классической философии, которая рассматривала сознание в качестве исходного пункта философствования, к философии неклассической, которая выступает с критикой метафизики сознания и обращается к языку как альтернативе картезианского cogito. Основными чертами Л.П. являются отказ от гносеологической и психологической проблематики, критика понятия субъекта, обращение к исследованию смысла и значения, замена понятия истинности понятием осмысленности, стремление рассматривать язык как предельное онтологическое основание мышления и деятельности, релятивизм и историцизм. Первая волна Л.П. представляла собой разнообразные попытки прояснения и реформирования языка в соответствии с законами логики, которая трактовалась как единая структура действительности. Гуссерль, Витгенштейн и Хайдеггер рассматривали обыденный язык как источник заблуждений и философских проблем, как нечто не подлинное и противопоставляли ему язык, упорядоченный в соответствии с законами логики, верифицированный в соответствии с фактами, или язык, как язык искусства. Вторая волна Л.П. связана с заменой проектов улучшения языка описанием различных типов языка в его обыденном функционировании. Структурализм, герменевтика, лингвистическая философия акцентируют свое внимание на контекстах и предпосылках высказываний, на объективированных структурах языка вне связи с субъектом. Идея единого совершенного языка заменяется понятиями различия, многозначности, историчности оснований языка, описанием его политических и социальных функций.
47. Структура научных рев-ий
Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
1. История науки по Т.Куну
Историю науки можно представить определенной схемой.
1. При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;
2. одно из главных направлений деятельности нормальной науки - обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;
3. при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии - факты, противоречащие парадигме;
4. в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще сохраняет свое значение;
5. для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;
6. в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объясняется старой парадигмой;
7, 8. новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции, полностью (или частично) замещает старую парадигму.
13. Событие смерти Бога в рецепции Ницше и Хайдеггера.
Соц-ая ф-фия Ницше исходит из протеста против жизни "простого смертного", подчиненной стадным инстинктам. Он упрекает старую добродетель справедливости в потакании слабым и провозглашает новую справедливость как волю жизненной силы к власти, которая не нуждается в посторонних "подпорках" и оправдывает сама себя. Воля к власти (мощи) – самая внутренняя сущность бытия, требующая “хотеть стать мощнее”, “расти”, а для этого “полагать ценности” и хотеть средств для их реализации.
Истина – это тот род неистребимых заблуждений, без которых определенный род живых существ не мог бы жить из-за страха. Истина – это лишь положение различных заблуждений по отношению друг к другу так, что одно заблуждение старше и глубже другого. Истина – не то, что нужно найти, а то, что нужно создать. Ч, сущность кот. "водится изнутри воли к власти" – сверхчеловек , устремленный в будущее. Тем самым сверхчувственное основание сверхчувственного мира сделалось бездейственным. "Бог мертв", его убили люди. В пафосе "ужаса из-за этого" можно усмотреть возврат к поиску божественного Высшего начала.
Ницше не смог предвидеть, что созданная им элитарная и аристократическая ф-фия “сверхчеловека” оказалась на практике наиболее пригодной для безликих "людей из толпы", которые, компенсируя свою слабость из-за неполноценности, обратились к насилию и имморализму.
Философия М.Хайдеггера также двойственна, двусмысленна, амбивалентна, как и философия Ф.Ницше, что, вероятно, и послужило причиной того, что именно Хайдеггер"заставил" философский мир относиться к Ницше серьезно, что именно Хайдеггер уловил в идеях Ницше одну из главных установок грядущего XX века: постановку вопроса о необходимости ф-фии вообще
Вслед за Ницше, Хайдеггер, например, додумывает "до конца" основную идею нигилизма, ведущую к "убийству Бога"; показывает неизбежность для "отвергнувших Бога" прихода к "новому богу" из-за невозможности существовать для человека без посторонней поддержки; постоянно "вопрошает" себя и человечество о необходимости и, в то же время, невозможности "назвать" то, что оказалось "на месте Бога", терзающий человека ужас от этой невозможности.
И Ницше, и Хайдеггер выступали по сути против картезианской традиции западноевроп. ф-фии и видели в рационализме не столько помощь, сколько помеху дальнейшему развитию человечества. Ницше предъявил этой традиции свои "пять нет", выступив против: чувства вины; скрытого христианства (перенесенного в музыку, в социализм); "XVIII века Руссо" с его "природой"; романтизма (в котором сходятся идеалы христианства и Руссо); и, наконец, против "преобладания стадных инстинктов". Хайдеггер, со своей стороны, утверждает, что "...не потому не веруют в Бога, что Бог как таковой утратил для них достоверность, а потому, что они сами отказались от возможности веровать и уже не могут искать Бога. Они больше не могут искать, потому что перестали думать