Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
демографический взрыв,миграции населения.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
75.26 Кб
Скачать

Нищета - спусковой крючок демографического взрыва

Прямая связь между нищетой и демографическим взрывом видна в глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка - континент, находящийся в самом тяжёлом, кризисном эколого-экономическом состоянии, - имеет наибольшие в мире темпы роста населения, и в отличие от других континентов они там пока не снижаются. При среднегодовых темпах роста населения на 3% производство продовольствия там увеличивается лишь на 2% в год. Так замыкается порочный круг: нищета - быстрый рост населения - деградация природных систем жизнеобеспечения.

Чем же был вызван демографический взрыв? Элементарные мероприятия гигиены и здравоохранения, которые проводились в бывших колониальных и зависимых странах в послевоенный период (вакцинация населения, борьба с эпидемиями, голодом и другими бедствиями), резко сократили смертность населения при сохранении высокой рождаемости.

Разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами развития промышленности ещё более усиливается повсеместным спадом производства, что затрудняет решение громадной проблемы безработицы в развивающихся странах. Почти треть их трудоспособного населения относится к числу полностью или частично безработных. Нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь больше детей. Дети - важная часть семейной рабочей силы. Они с малолетства собирают хворост, заготавливают топливо для приготовления пищи, пасут скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы. Как это на первый взгляд ни странно, но в условиях тяжёлой безработицы дети легче могут найти работу, чем взрослые, т.к. их труд оплачивается дешевле. Дети - это единственная надежда родителей, лишённых какого-либо социального обеспечения, на поддержку в старости.

Итак, в действительности опасность номер один для нашей планеты - нищета, в которой пребывает абсолютное большинство населения мира. Поэтому, вероятно, на карте «Земля в опасности» правильнее всего было бы в качестве опасности номер один отметить нищету. Демографический взрыв и вынужденное разрушение природной основы существования - в большой мере следствия нищеты.

Миграции

В этих условиях неизбежна миграция (перемещение людей, работ­ников, связанное, преимущественным образом, с изменением места жительства и места работы) бедного населения. Зоны демографически высокого давления в Азии будут порождать движение в зоны низкого демографического давления в Америке и Австралии; даже самые суровые иммигра­ционные законы не остановят это движение, что неизбежно вызовет применение силы. Среди трех наиболее развитых капиталистических регионов Япония категорически и абсолютно закрыла себя от въезда иммигрантов. Две другие зоны - Европа и Америка - руководствуются другой поли­тикой. Наиболее открыты США и Канада. Соединенные Штаты принимают в год около миллиона иммигрантов – больше, чем все другие развитые страны, взятые вместе (увы, предпочтение отдается не максимально нуждающимся, а молодым и хорошо образованным специалистам).

Рядом с Европой (самое старое и самое богатое в мире население) находится Африка с самым молодым и самым бедным населением. Приглашая дешевую рабочую силу во время бума 50-70-х гг. ХХ в., западноевропейцы способствовали созданию значительных анклавов африканского, азиат­ского, мусульманского населения. Но позднее свобода приема сменилась на жесткое устрожение во всех основных странах Западной Европы.

Эмигранты, согласно данным Всемирного банка, отсылают своим семьям не менее 70 млрд долл. США в год - сумма, уступающая только доходам от экспорта нефти и значительно превышающая официальную цифру помощи развитых стран развивающимся. Прибытие иммигрантов отнюдь не мобилизует гуманизм. В развитых странах оно формирует ощущение кризиса, в развивающихся – откровенную ненависть к новопришельцам. Особенно отчетливо ксенофобия ощущается в таких странах, как Пакистан, Индия, Бангладеш, Таиланд, Мавритания, Сенегал, Конго, Нигерия, Ливия.

Даже самые лучшие умы Запада не видят способа остановить миграцию бедных, кроме созда­ния в качестве границ богатого мира проволочных оград с током высокого напряжения. Без такой политики мигрантов остановить нельзя. Хороший вывод из уст тех, кто славословил крушение Берлинской стены. Прежде благожелательная к черным иммигрантам Британия практически закрыла въезд иммигрантов. Мир 2020 г. для Британии, в этом смысле - если некоторая готовность лейбористов к приоткрытию острова не будет поддержана населением - будет сильно отличаться от мира 1990 г.). Трагедия в дуврском порту, где по пути в благополучную Британию погибли в июне 2000 года 58 нелегальных китайских иммигрантов, подчеркнула глубину проблемы. Но нет возможности ее решения. Судя по росту правого экстремизма в данном вопросе более чем веро­ятно, что «небелые», живущие в Европе, будут подвергаться той или иной форме дискриминации. Этническая неприязнь и дискриминация, вероятно, станут общим феноменом всех частей Европы.

В США, полагает американский исследователь Х. Макрэй, к старой вражде между белыми и черными присовокупится новая вражда между новыми иммигрантами (скажем, корейцами) и афроамериканцами. В Италии бывший премьер и лидер “Форца Италия” Сильвио Берлускони выступает за контролирование побережья страны военными судами, начинающими огонь по прибывающим незаконно судам без предупреждения.

Иммигранты помогут продлить бум в экономике (скажем, американской), но они создадут опасные культурные противоречия между собой и (что не менее важно) между «новыми» США и остальным миром. В США будут существовать более заметные, чем в Западной Европе или Японии анклавы очень бедного населения – острова стран «третьего мира» посреди в высшей степени индустриализованного общества. Это скажется на образовательных стандартах, уровне занятости, способе участия в политической жизни. В Западной Европе тоже сформируются впечатляющие анклавы отличной от главенствующей культуры, но не в масштабах, сравнимых с Соединенными Штатами, где, к примеру, испанский будет языком народных масс Калифорнии, а английский - языком сужающейся элиты (в результате чего граница США с Мексикой будет практически стерта).

Выступающая против прилива иммиграции оппозиция на Западе в наступившем веке укрепит свои позиции. Американская элита (прежде всего, в республиканской партии) усилит призывы прекратить помощь и легальным, и нелегальным иммигрантам пенсионного возраста. Все это не обещает безоблачных времен для мирового сообщества, ожесточение богатых и бедных может принять жестокие формы, вплоть до силовых.