Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политический авторитет и политическое лидерство..docx
Скачиваний:
35
Добавлен:
01.04.2014
Размер:
32.39 Кб
Скачать

Функции политического лидера

Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.

Ситуации бывают кризисные и стабильные. В условиях кризисной ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:

  • аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;

  • функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;

  • функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях относительной стабильности общества политический лидер остается новатором, выдвигает новые идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций расширяется:

  • новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;

  • коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;

  • организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;

  • координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти;

  • интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия; лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом;

  • функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы.

Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей.

Женщина-политический лидер

XX век и начало XXI века подарили миру целую плеяду женщин-политических лидеров национального масштаба: Индира Ганди (Индия), Голда Меир (Израиль), Маргарет Тэтчер (Великобритания), Кора Акино (Филиппины), Беназир Бхутто (Пакистан), Ангела Меркель (Германия), Мишель Бачелет (Чили), Кристина Киршнер (Аргентина) и другие. Список можно продолжать и продолжать. Всё же главными по сей день остаются вопросы: что толкает женщин на борьбу за высшие государственные посты; каким образом им удаётся стать национальными политическими лидерами; каковы особенности женского политического лидерства в сравнении с мужским?

Отметим, что при рассмотрении темы женского политического лидерства наряду с сугубо политологическими моментами явственно дают о себе знать моменты социологического и психологического порядка, поскольку женское лидерство в политике не успело ещё стать привычным делом. Многих исследователей, традиционно анализирующих политическое лидерство, смущает примесь «женскости» в данном вопросе. И, вообще, можно ли женщин (даже в политике) мерить с помощью того же инструментария, что и мужчин?

Феномен женского политического лидерства принято анализировать в сравнении с мужским, но, если мыслить глубже, можно заметить, что при всей схожести этих явлений сравнивать их не совсем корректно. Любое сравнение будет поверхностным, поскольку политическое лидерство женщин – явление несколько иного порядка, в силу психологических особенностей оных. С другой стороны, исторически женское политическое лидерство вырастает на основе «мужских» наработок в этой сфере – как в инструментальном, институциональном, так и в личностном планах.

Биографии большинства женщин-политических лидеров показывают, что в построении своей политической карьеры они «отталкивались» от мужского авторитета - ориентировались на него, либо использовали в своих интересах. Особенно велика в этом смысле была роль мужчин(ы) из числа ближайших родственников. Отец (дед, муж, брат), как правило, становились первыми «учителями» для будущих политических лидеров-женщин, и последние, используя полученные знания, затем дорастали до масштабов национального лидера. Однако, вместе с тем, механизм встраивания женщин-лидеров в политическую реальность остаётся иным, нежели у мужчин, – «женским».

Ни одна из женщин, добившихся высших государственных постов в своей стране, не могла бы использовать только мужские механизмы прихода в политику, поскольку политика вписана в контекст культуры данной страны с присущими ей традиционными ролями мужчин и женщин. Большинство культур (особенно восточных) долгое время не признавали самостоятельной роли женщин не только в сфере политики, но также и во владении и распоряжении собственностью, семейном быту. На Западе «прорыв» произошёл в XX в. на волне феминизма и борьбы за права женщин. Тенденцию подхватили другие страны, однако страны Востока по-прежнему оставались верны своим культурным традициям - послабления стали возможны лишь для женщин из высших сословий (каст). Показательны примеры таких восточных политических лидеров, как Индира Ганди и Беназир Бхутто, которым именно в силу их принадлежности к ведущим национальным кланам было позволено заниматься политической деятельностью.

Женщин-политических лидеров Запада и Востока, безусловно, объединяет то, что все они получили в своё время прекрасное образование, преимущественно западное, и сумели использовать полученные знания для управления своей страной.

Если обратиться к роли семьи в становлении женщин-политических лидеров, на основе целого ряда биографий легко сделать вывод, что именно семья оказывает первоочередное и решающее воздействие на формирование лидерских качеств у человека. Подобную гипотезу выдвигал и Жан Блондель в своей работе о политическом лидерстве. [1; 84-85]. Об этом свидетельствуют и факты из биографий упомянутых нами в начале статьи женщин-политических лидеров. Каждая из них воспитывалась и взрослела под влиянием авторитета отца (мужа), прошедшего школу политической борьбы в своей стране. Неудивительно, что «любимые дочери» пошли по их стопам, ведь, как правило, в этих семьях не было наследников мужского пола.

Таким образом, приход женщин в политику при ближайшем рассмотрении оказывается совсем не случайным, а закономерным. Развитые лидерские качества, хорошее образование и умение разбираться в политической ситуации и соответствовать ей играют наиглавнейшую роль в становлении политических лидеров из числа женщин. Если в этом аспекте особых отличий от мужского политического лидерства не наблюдается, то в стилях этого лидерства и способах осуществления власти они есть, и значительные.

Различия в «мужском» и «женском» политическом лидерстве начинаются с вопроса о мотивации стремления к власти. Для женщин власть – инструмент осуществления конкретных социальных реформ, для мужчин, кроме прочего, - это большая игра, подразумевающая сам процесс, конкуренцию с другими мужчинами. Наряду с этим стили женского политического лидерства, как уже говорилось, специфичны по сравнению с «мужским» лидерством.

Завершая размышления над феноменом женского политического лидерства, его причинах, особенностях, стилях, отметим, что сегодня в политической науке ощущается недостаток комплексных теорий, которые бы описывали данное явление во всей его уникальности. Существуют теории общего плана, описывающие политическое лидерство как таковое, однако представляется неправомерным исключать из анализа существенный пласт данного явления – женское политическое лидерство.