Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стереотипные представления о неформалах.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
25.45 Кб
Скачать

Стереотипные представления о неформалах

— Как определить, не гот ли мой ребенок? — Проверьте, не пьет ли он кровь. (Интернет-байка)

Для начала давайте разберемся с терминологией. Миф — первоначально древнее сказание о богах и героях. Мифы имеют длинную историю, многим мифам человечества тысячи и тысячи лет. Например, всем известны мифы Древней Греции. Конечно, на определенном этапе развития общества они были нужны, оттуда люди черпали социальные нормы и правила. Но прошло время, в них отпала необходимость, и теперь мы не верим, что молнии с неба мечет Зевс, когда гневается. И сейчас миф используется для обозначения чего-то фантастического, выдуманного. Его порой не в состоянии разрушить ни время, ни логика: все знают, что это вымысел, который не находит подтверждения в действительности, но продолжают верить в него — часто просто по привычке или по незнанию. ,

Понятию мифа близко понятие стереотипа — обобщения, имеющего под собой реальную почву, но очень грубого и часто начинающегося со слова «все»: «Все блондинки — девушки непостоянные и беззаботные», «Все поэты — не от мира сего», «Все неформалы — потенциальные преступники». К отдельной личности, тем более еще формирующейся, нельзя подходить стереотипно (ведь все мы — очень разные). Сегодня подросток — такой, а завтра — совсем другой. Вешая на подростка ярлык: «агрессивный», «будущий наркоман», «бездарь», взрослые формируют ему установку на будущее, в каком-то смысле предвещают его судьбу.

Это все неслучайно, ведь обыватели часто пугаются, сталкиваясь с группой подростков, которые иногда ведут себя вызывающе. К тому же среди подростков действительно существуют преступные группировки, а неформалы выглядят настолько необычно, что их воспринимают как нарушителей закона. Однако не стоит смешивать эти явления. Конечно, в любом сообществе, и среди неформалов в том числе, встречаются преступники, но к счастью, чаще всего такие проявления не одобряет большинство представителей той или иной культуры, с ними пытаются бороться в своей среде. Так и субкультура регулирует саму себя, не позволяя себе исчезнуть вовсе.

У многих неформалов найдется пара историй о том, как к ним предвзято отнеслись просто из-за того, что они принадлежат к той или иной субкультуре:

Александра, 17 лет. Когда мне было 16 лет, я ужасно простудилась. Температура была 39,8. «Скорая» отвезла меня в столичную больницу. И первый вопрос, который мне задали в приемном покое: «Наркотики употребляешь?» — причем скорее даже не с вопросительным, а с утвердительным акцентом.

Когда я ответила отрицательно, у меня переспросили еще раз: «Точно? Не обманываешь?» Потом еще и еще. Раза четыре спросили. При этом недвусмысленно указывая на мою футболку с «Арией» и напульсники. Наверное, если бы не температура, я от обиды начала бы спорить и доказывать, что я не верблюд. Но мне было очень плохо — сначала только физически, а потом — после этого вопроса — и морально. Я молчала и пыталась понять: «Почему? Зачем они меня так?» Это сейчас я вспоминаю все это с улыбкой, а тогда я чувствовала унижение: вот так у нас неформалов в наркоманы записали... А позже в своей медицинской карточке, рядом с записями о простуде и рецептами, я обнаружила один очень интересный «диагноз». Звучал он простенько, но со вкусом: «Принадлежит к неформальному сообществу». Это прямо как в стишке про бас-гитариста:

Я играю на басу. Хочешь, справку принесу?

Когда рассказала друзьям, все очень долго смеялись. Переспрашивали: «А что, теперь это уже болезнью считается?»

Так что стереотипы проникают в повседневную жизнь юных неформалов. Порой веселя, но чаще — удивляя и расстраивая:

Света, 15 лет. У нас в школе в прошлом году по старшим классам ходила проверка, смотрели, есть ли неформалы. Во мне сразу вычислили готку, заставили идти в кабинет к завучу и оправдываться. Было неприятно: такое ощущение, что во мне увидели одновременно преступницу и умственно отсталую. Грозились не только предупредить родителей, но и поставить на учет в милиции. Якобы это проводится операция «Неформал». Но ко мне в школе никогда не было претензий — я староста класса, всегда хорошо училась, а уж тем более не совершала преступлений. И вдруг такое... Я сразу же провела опрос в Интернете, так вот, таким проверкам подвергались многие ребята из разных крупных городов, некоторых задерживала на улице милиция. Конечно, их в скором времени отпускали, но при этом предупреждали: учти, мы за неформалами следим, если набедокуришь — вмиг очутишься у нас. Как будто мы только и думаем, как бы гадость сделать. Видимо, взрослые до сих пор считают, что неформалы — это антисоциальные элементы. Это ужасно бесит!

Как видите, подростков очень беспокоит подозрительное и настороженное, а порой действительно необъективное и стереотипное отношение к их увлечениям. А ведь в этом возрасте даже справедливая критика выводит из себя, что уж говорить о ситуации, когда молодые люди считают, что обидели их зря. Конечно, ребята порой утрируют, когда рассказывают о «произволе» взрослых: замечания родителей и педагогов им видятся не заботой, а неуважением. Но очевидно одно: подросткам обидно, когда взрослые верят кому и чему угодно, но только не своим детям. В итоге дети замыкаются и обижаются, а отцы продолжают твердить: «Опасно! Вредно! Подозрительно!» И от этого мифов и стереотипов о молодежных субкультурах становится лишь больше — ведь обе стороны не хотят услышать друг друга. В итоге мы имеем то, что имеем: еще один повод для извечного конфликта отцов и детей.

А между тем стереотипы и байки о неформалах появились не сейчас и даже не двадцать лет назад. У крылатой фразы «Наркотики, секс, рок-н-ролл» длинная история...