
Методология
.pdf
370 |
Глава 3 |
ные модели социальных, экономических, технологических, образовательных и т.д. систем сами: авторские модели произ- водств, фирм, организаций, школ, авторские технологии, авторские методики и т.д.
Но для грамотной организации проектов, для грамотного построения и реализации новых технологий, инновационных
моделей практическим работникам понадобился научный стиль мышления, который включает такие необходимые в данном случае качества как диалектичность, системность, аналитичность, логичность, широту видения проблем и воз- можных последствий их решения. И, очевидно, главное, – понадобились навыки научной работы, в первую очередь –
умения быстро ориентироваться в потоках информации и создавать, строить новые модели – как познавательные (науч- ные гипотезы), так и прагматические (практические) иннова- ционные модели новых систем – экономических, производст- венных, технологических, образовательных и т.д.72 А, кроме того, для многих специалистов всех уровней стали необходи- мы навыки чисто исследовательской работы: для проведения маркетинговых, социологических, психологических исследо- ваний и т.п. Вот в этом и заключается наиболее общая причина устремления практических работников всех рангов – менедже- ров, финансистов, инженеров, технологов, педагогов и т.д. к науке, к научным исследованиям – как общемировая тенден- ция.
Действительно, во всем Мире, в том числе и, возможно, более всего, в России, стремительно растет количество за- щищаемых диссертаций и получаемых ученых степеней.
72 Действительно, в среднем современные технологии в производстве меняются каждые 5-7 лет. Предугадать заранее какими они будут и заблаговременно обучить владению ими специалистов, естественно, невозможно. Поэтому от специалиста требуется иное – способность быстро осваивать новую информацию, а также широта кругозора и все остальные качества личности, о которых говорилось выше и которые можно сформировать только в процессе включения в научно- исследовательскую деятельность.
Методология практической деятельности |
371 |
Причем, если в предшествующие периоды истории ученая степень была нужна лишь научным работникам и преподава- телям ВУЗов, то сегодня основная масса диссертаций защи- щается практическими работниками – наличие ученой степе-
ни становится показателем уровня профессиональной квалификации специалиста. А аспирантура и докторантура (и, соответственно, соискательство) становятся очередными ступенями образования. В этом отношении интересна дина-
мика уровня заработной платы работников в зависимости от уровня их образования. Так, в США на протяжении 80-х годов прошлого века почасовая заработная плата лиц с выс- шим образованием увеличилась на 13 процентов, тогда как с незаконченным высшим – снизилась на 8 процентов, со сред- ним образованием – сократилась на 13 процентов, а те, кто не окончил даже среднюю школу, потеряли 18 процентов зара- ботка. Но в 90-х г.г. рост заработной платы выпускников ВУЗов приостановился – люди с высшим образованием стали к этому времени как бы «средними» работниками – как в 80-е годы выпускники школ. Стала стремительно расти заработная плата лиц с учеными степенями – бакалавров на 30 процен- тов, докторов – почти вдвое [88]. То же самое происходит сейчас и в России – на работу в престижную фирму более охотно берут кандидата, а то и доктора наук, чем просто специалиста с высшим образованием.
Теперь рассмотрим, что общего и в чем различия проекта в области практической деятельности и научного исследова- ния. Общим является то, что и практический проект, и науч- ное исследование строятся в логике проектов. Практический проект, понятно, строится в логике практического проекта, научное исследование строится в логике научно- исследовательского проекта. В исследовательском проекте также формулируется проблема, подлежащая разрешению – проблема исследования, строится модель будущей системы научного знания – гипотеза и т.д. В то же время, методы и средства будут, естественно, различаться.
372 |
Глава 3 |
Но главное различие в другом. Практический проект
имеет целью достижение удовлетворительного состояния какой-либо практической системы. При этом руководители, участники проекта, а также «среда» могут пользоваться обы- денными, житейскими представлениями, знаниями об эффек- тивности проекта.
Цель же исследовательского проекта принципиально иная – получение нового научного знания, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к нему: истинности, интерсубъ- ективности, системности (см. главу 1).
Зачастую результаты практического проекта могут быть представлены как результат научного исследования. Но для этого необходимо:
1.С помощью специальных критериев математической статистики (см. Табл. 7) доказать достоверность полученных результатов.
2.Перевести результаты работы на язык науки. Дело в том, что должна быть выстроена строгая понятийно- терминологическая система изложения результатов, а сами результаты должны быть структурированы в систему науч- ных категорий: принципы, условия, модели, механизмы и т.д. Кроме того, необходимо еще четко показать, в какое место «научной теории» должны быть «вложены» полученные результаты.
3.Переведенные на научный язык результаты должны быть опубликованы в научной работе – ведь новое знание, пусть истинное, системное, станет только тогда научным знанием, если оно станет интерсубъективным, станет общест- венным достоянием, станет доступным любому человеку через систему научных коммуникаций, в том числе через книги, журналы, библиотеки, Интернет и т.п.
Таким образом, мы рассмотрели методологию практиче-
ской деятельности в логике организации проекта как полного цикла инновационной деятельности – объективно инноваци-
Методология практической деятельности |
373 |
онной или субъективно инновационной, как индивидуальной, так и коллективной.
Отличие авторского подхода заключается именно в цело- стности (замкнутости, полноте) цикла. Для этого понадоби-
лось свести воедино материалы многочисленных публикаций по различным отраслям: системному анализу, который рас- сматривает, в основном, вопросы проектирования систем; управлению проектами (project management); проектирова- нию и моделированию; рефлексии и т.д.
Кроме того, мы рассмотрели специфику управления про- ектами, а также вопросы взаимосвязи проектов и научных исследований.
В следующей главе 4 мы в той же логике проектов рас-
смотрим методологию художественной деятельности как специфического вида профессиональной деятельности.

374 |
Глава 4 |
Глава 4. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Переходя к изложению методологии художественной деятельности, необходимо отметить, что эта область, по сути, вообще не исследована. Если по методологии научной деятельности имеется огромный массив публикаций, и ее можно было выстроить в относительно четкой системе; если
по методологии практической деятельности подобный массив публикаций во много раз скромнее, то по методологии худо- жественной деятельности публикации вообще отсутствуют, и
авторы взяли на себя смелость выстраивать ее полностью самостоятельно. Но, естественно, пока что это только первый опыт, первая прикидка построения методологии этого вида специфической деятельности. Поэтому данную главу мы и назвали «введение … ».
В данной главе использованы материалы, имеющиеся в литературе по эстетике, искусствоведению и теории литера- туры73. Но выстроены они в иной логике – в логике методо- логии как учения об организации деятельности.
73 При этом мы брали за основу парадигму, так сказать, классической эстетики, что позволило нам выстроить более или менее систематиче- ское изложение материала данной главы. Под «классикой» понимаются те произведения культуры и искусства, в которых содержатся некие универсальные ценности, сохраняющие свою актуальность и значимость не только во время их создания, но и в другие периоды истории культуры, нередко достаточно отдаленные по времени [28] (в отличие от эстети- ки «современного искусства», нонклассики, которая, с одной стороны, сама по себе пока не систематизирована). С другой стороны в ней, по меткому выражению В.В. Бычкова [28], «… такие категории, как возвы- шенное, трагическое, отчасти прекрасное, канон, стиль, не утрачивая

Введение в методологию художественной деятельности |
375 |
Прежде всего, необходимо уточнить понятие «художе- ственная деятельность». Как уже говорилось (см. раздел 2.1), эстетическая деятельность вообще свойственная любому человеку. В то же время, художественная деятельность –
это самостоятельное эстетическое творчество в области искусства и литературы.
В целях систематичности изложения и возможности сравнения данную главу мы построим в той же структуре и логической последовательности, что и главы о методологии практической деятельности (глава 3) и научной деятельности (глава 2): характеристики художественной деятельности (раздел 4.1); средства, методы и формы художественной деятельности (раздел 4.2); организация процесса художест- венной деятельности (раздел 4.3).
4.1. Характеристики художественной деятельности
Особенности художественной деятельности. Во-
первых, художественная деятельность характеризуется теми же общими особенностями, как и любая другая человеческая деятельность (см. раздел 3.1). В то же время, художествен- ная деятельность имеет и свои ярко выраженные специфиче- ские особенности. Рассмотрим их.
1. Наличие специфических способностей. Если практи- ческая деятельность не предъявляет к профессионалу требо- ваний наличия каких-либо особых способностей (за редким исключением отдельных профессий – летчиков, дегустаторов и т.п.), хотя, конечно, желательно, чтобы человек был разно- сторонне развит, был самостоятельным, обладал творческим потенциалом и т.д.; если научная деятельность уже требует от исследователя некоторых определенных способностей (см. раздел 2.1), то художественная деятельность требует от ху-
своей базовой значимости, смещаются на края современного эстетиче- ского поля, а к его центру активно перемещаются игра, ирония, без- образное».
376 |
Глава 4 |
дожника (в широком смысле: и художника, и артиста, и писа- теля, и архитектора и т.д.) ярко выраженных специфических способностей. В первую очередь, это сильно развитое образ-
ное мышление, воображение, фантазия, высоко развитое чувство эмпатии (сопереживания) и т.д. Кроме того, в от- дельных видах искусств требуются отдельные способности. Так, у музыкантов это музыкальный слух и чувство ритма, у художника – зрительная память, у артиста – способность к перевоплощению и т.д.
Важнейшей особенностью художественного творчества является вдохновение. Вдохновение есть высшее напряжение и духовных, и физических сил. «Вдохновение – это состоя- ние, когда человек работает во всю силу, как вол …», – гово- рил П.И. Чайковский.
Но вдохновение не есть результат внезапного озарения: это качественный скачок на основе количественных измене- ний, возникающих у художника в процессе ежедневных на- блюдений. Это способность накопления материала, напря- женная внутренняя работа, порождающая подъем душевных сил.
Накопление материала для возникновения творческого вдохновения – повседневный кропотливый труд. Это процесс подготовки, в котором всегда присутствует предощущение вдохновения.
У большинства художников из «хаоса» отдельных на- блюдений рождаются совершенные художественные творе- ния. Однако часто художники создавали свои произведения, казалось бы, без всяких предварительных наблюдений, в состоянии вдохновения. И тем не менее, такие взлеты творче- ства являются результатом длительного кропотливого пред- варительного труда по накоплению впечатлений и материала.
2. Синкретизм (нерасчлененность, интегративность) ху- дожественной деятельности [92]. Художественная деятель-
ность органически включает в себя остальные четыре вида деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, преобразовательную и коммуникативную. В искусстве про-
Введение в методологию художественной деятельности |
377 |
исходит органическое слияние, полное совпадение четырех перечисленных основных видов деятельности, в результате чего рождается пятый ее вид, обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компо- ненты.
В искусстве рождающееся в художественном образе це-
лое становится существенно отличным от слившихся в нем компонентов. К искусству можно применить понятие эмерд- жентности, которое означает возникновение у целого новых качеств, отсутствующих у составляющих его элементов [39, 192]. Эмерджентность искусства является главным его качеством, именуемым художественностью. Художествен- ность – это такое специфическое свойство искусства, которое не сводимо ни к содержащейся в нем познавательной инфор- мации (известны произведения, обладающие высокой худо- жественностью при низкой познавательной ценности или, напротив, малой степенью художественности при высокой познавательной емкости), ни к заключенной в нем системе оценок (известны случаи несоответствия художественной и идеологической значимости произведения искусства), ни, тем более, к конструктивной «сделанности» произведения или к его коммуникативным качествам (так, художественные дос- тоинства произведения искусства не совпадают с понятно- стью или сложностью его языка, равно как с его техническим совершенством. Художественность есть качество интегра- тивное, в оценке которого учитываются все перечисленные выше моменты, но не в виде их простого суммирования, не путем механического сложения или вычитания, а их соотне- сением как разных граней одного целого, которое рассматри- вается именно как целое [91, 234 и др.].
Вместе с тем, в художественной деятельности могут быть рассмотрены и отдельные виды деятельности (см., например, [231]):
Познавательная деятельность, в результате которой ху-
дожник отражает объективную действительность, познает
378 |
Глава 4 |
взаимосвязи между личностью и обществом в каждую кон- кретную историческую эпоху.
Преобразовательная деятельность, состоящая в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в созда- ваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и общества, трансформи- руя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя даже пространственно-временные связи для выражения авторской концепции. Воспитательная деятель- ность как аспект преобразовательной деятельности художни- ка также проявляется в социально-личностном плане, по-
скольку он стремится воздействовать на духовный мир реципиентов – тех, кому адресуются его произведения, лю- дей, которые их воспринимают, то есть осуществляет воспи- тательную деятельность.
Оценочная деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироотношение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребно- стей, вкусов, идеалов.
Коммуникативная деятельность, предполагающая пря-
мое (в исполнительских искусствах) или косвенное (напри- мер, в архитектуре, живописи и т.д.) общение художника с реципиентом своего произведения. Это общение осуществля- ется через использование автором художественного произве-
дения исторически сложившейся в каждом виде искусства знаковой, семиотической системы.
И в дополнение отметим, что художественная деятель- ность по своей природе является эстетической деятельно- стью. Таким образом, образуется единство пяти основных видов деятельности: ценностно-ориентировочной, познава- тельной, преобразовательной, коммуникативной и эстетиче- ской, то есть художественная деятельность является интегра- тивной деятельностью (см. раздел 3.1).
3. Личностный тип отражения. В искусстве художест-
венные произведения сугубо персонифицированы. Каждое произведение неотъемлемо от автора, его создавшего. Если
Введение в методологию художественной деятельности |
379 |
бы А.С. Пушкин не написал «Евгений Онегин» или Люд-
виг ван Бетховен не сочинил бы свою знаменитую Девятую симфонию, то этих произведений просто бы не существовало.
Внауке положение несколько иное. Иной тип отражения. Научные результаты тоже персонифицированы – каждая научная книга, статья и т.д. имеет автора. Нередко научным законам, принципам, теориям присваиваются имена ученых.
Вто же время понятно, что если бы не было, например, И. Ньютона, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна, Н.И. Лобачевского, то теории, которые мы связываем с их именами, все равно были бы созданы какими-то другими авторами. Они появи- лись бы потому, что представляли собой объективно необхо- димые этапы развития науки. Об этом свидетельствуют мно- гочисленные факты из истории развития науки, когда к одним и тем же идеям в самых различных отраслях приходи- ли независимо друг от друга разные ученые.
Другое дело в искусстве. Сикстинскую мадонну мог на- писать только Рафаэль, «Хованщину» мог написать только М.П. Мусоргский и т.д.
Как правило, различие науки и искусства объясняется тем, что наука дает понятийное, логически аргументирован- ное, свободное от личных пристрастий знание, а искусство – эмоционально, наглядно, чувственно, конкретно и т.п. Но
ведь личные симпатии ученых зачастую примешиваются к научным спорам, а эмоции нередко столь же сильны среди людей науки, как и среди художников. Можно указать на различие места эмоций в процессах художественного и науч- ного поиска, а также в восприятии художественных произве- дений и продуктов научного труда. Это различие состоит в том, что в науке эмоциональный момент не учитывается, хотя он и присутствует фактически. Источником эмоций является реальная личность исследователя; но, поскольку изложение научного текста, то есть итога и конечного результата иссле- дования, ведется как бы «от лица» абстрактного субъекта науки, то эмоции либо устраняются, либо не должны рас- сматриваться как собственный, значимый компонент научно-