Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции Шерстюк / Lektsia_5_Politicheskoe_razvitie_Rossii_v_nachale_XX_v.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
04.06.2019
Размер:
97.79 Кб
Скачать

# 2) Аграрная политика Столыпина.

Революционные события 1905-1907 гг. и политические баталии в I и II Государственных Думах продемонстрировали, с какой остротой стоит на повестке дня аграрный вопрос. Правительство вплоть до революции было уверено, что крестьянство, в отличие от рабочих и интеллигенции, является его достаточно надежной опорой. Массовые аграрные беспорядки, сгоревшие «дворянские гнёзда» и поднятые на вилы помещики – со всей очевидностью продемонстрировали правительству, что основная крестьянская масса стремится к переделу земли, а не к поддержке самодержавия.

Единственный способ решения этой проблемы П.А. Столыпин видел в введении массовой частной собственности на землю в деревне, создании крупных капиталистических товарных хозяйств. Перед Столыпиным стояла двуединая задача разрешения аграрного вопроса:

в интересах сельской буржуазии – кулаков

и без ущерба помещичьему хозяйству.

Было намечено два основных пути:

переселение крестьян, которое должно было решить проблему мало и безземелья,

– и разрушение общины, с целью ликвидации феодальных пережитков, создания рынка земли, повышения товарности с/х и утверждения в деревне капиталистических отношений.

# Разрушение общины было на руку исключительно сельской зажиточной буржуазии – кулачеству, уже перешедшему на капиталистические рельсы и страдавшему от ограничений (в том числе и в эксплуатации крестьян), налагаемых общиной.

# Указ, положивший начало этому процессу, был принят правительством 9 ноября 1906 г. В соответствии с ним выход всех желающих из общины на хутора# и отруба# был максимально облегчен. Выходя из общины, каждый крестьянин мог требовать укрепления в личную собственность причитающейся ему части общинной земли. По желанию такого «укрепленца» эта земля, разделённая, как правило, на разрозненные полоски, должна была быть сведена к одному месту. Естественно, что правом выхода воспользовались зажиточные кулаческие хозяйства, не нуждающиеся в помощи общины и стесняемые её рамками, и сельская пролетаризирующаяся беднота, для которой право выхода из общины было возможностью продать землю.

# Несмотря на нажим правительства, из общин вышло к 1 января 1916 всего 2 млн. 478 тыс. домохозяев с 16 млн. 920 тыс. десятин земли, что составило всего 22% числа общинных дворов и около 15% площади крестьянского общинного землевладения. Причём более половины из вышедших продали свою землю, так что созданное за 1907– 1916 отрубное и хуторское землевладение составило 10,3% всех крестьянских дворов и 8,8% площади надельной земли.

На укрепление слоя зажиточного крестьянства была направлена деятельность Крестьянского банка. Этот банк был учреждён еще в 1882 г., однако, при Столыпине его деятельность значительно активизировалась. Он служил посредником между помещиками, желавшими продать свои земли, и крестьянами, желавшими их купить.

Проблемы малоземельной сельской бедноты должно было решить массовое переселение крестьян #. Переселенцев наделяли землёй, принадлежащей государству или местному населению. # Основная масса переселенцев направлялась в Сибирь, в Среднюю Азию и на Кавказ. # В 1908 г. волна переселенцев достигла рекордной цифры 664,8 тыс. человек. После 1908 г. пошла на убыль. Однако сам по себе процесс переселения и землеустройства был плохо организован. Не получая эффективной помощи от правительства, часть переселенцев разорялась, многие возвращались обратно (в 1911 – 60% от общего числа уехавших). Из # 3 млн. чел., переселившихся за 1906 – 1916, возвратились на прежние места # 548 тыс. чел., т. е. 18%. Откровенное пренебрежение властей к нуждающимся в деле переселения ещё более ожесточило крестьян.

В целом аграрная политика Столыпина провалилась. Он не сумел создать опору правительству в слое зажиточной сельской буржуазии, только растравил её аппетиты. Кулаки, заинтересованные в захвате помещичьих земель, поддерживали революционные брожения. Община продолжала оставаться основной ячейкой с/х общества, переселение заглохло. Социально-экономические противоречия и расслоение в деревне только усилились, возрастала классовая напряжённость.