Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История журналистики зачёт.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
27.05.2019
Размер:
85.1 Кб
Скачать
  1. Альманахи

Альманах — небольшого размера (в двенадцатую долю листа) «кар­манная книжка» — состоял, как правило, из двух отделов: «Поэзия» и «Проза».

В 1802-1803 гг. появились в свет две книжки стихотворного альма­наха «Свиток муз» — печатный орган Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Помимо патриотических од и наполненных гражданским пафосом стихотворений И. Борна, В. Попугаева, А. Востокова и других членов Вольного общества здесь был помещен некролог «На смерть Радищева» Борна. Некролог состоял из двух частей — поэтической, восхвалявшей истинный патриотизм того, «кто силы не страшася ложной, дерзает истину вещать», и прозаической, излагавшей биографию «истинно великого человека».

Театральный альманах «Русская Талия», подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 год», издателем кото­рого был Фаддей Венедиктович Булгарин, опубликовал отрывки из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», переводы из комедий и трагедий Вольтера, Мольера и других отечественных и зарубежных авторов, биографии известных русских деятелей театра.

Значительным успехом у читателей пользовался альманах Алек­сандра Александровича Бестужева (Марлинского) и Кондратия Фе­доровича Рылеева «Полярная звезда» — «карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности». Вышли три книжки альманаха, в которых напечатали свои художественные произведения лучшие поэты и писатели той поры.

В 1824 г. инициатором издания в Москве альманаха «Мнемозина» выступили Вильгельм Карлович Кюхельбекер и Владимир Федоро­вич Одоевский. В том же году вышли три книжки альманаха, год спу­стя последняя, четвертая. Своей структурой, периодичностью «Мне­мозина» более соответствовала журнальному виду периодики. В ее отделах «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Сти­хотворения», «Критика и антикритика», «Смесь» печатались научно-популярные статьи по эстетике и естествознанию, путевые очерки и критические статьи, стихотворения и художественная проза. Помимо издателей в альманахе участвовали Пушкин, Грибоедов, М. Павлов.

Подобно «Мнемозине», размыванию структуры альманашного издания содействовала «Русская старина» — «карманная книжка для любителей и любительниц отечественного на 1825 год». Издателем ее являлся участник Вольного общества любителей российской словес­ности А. О. Корнилович, его ближайшим помощником — донской историк В. Сухорукое. Их статьи исторического характера составили содержание единственной книжки альманаха.

Большей долговечностью по сравнению с названными альманаха­ми отличался «Невский альманах» (1825-1833). Его издатель Е. Аладьин, вложивший в свое предприятие 2000 рублей, полученных в ка­честве награды за раскрытие контрабанды на купеческих кораблях, рассчитывал на прибыль, по примеру «Полярной звезды».

Попытки издателей реализовать коммерческие замыслы в журна­листике активизировались в следующем десятилетии.

Билет 16. Цензурная политика в первой половине 19 века.

Одним из первых постановлений императора Александра I по этой части стало снятие запрета на ввоз иностранной литературы в страну, возвращение вольным типографиям законного статуса. На эпоху правления Александра I, в частности, пришёлся либеральный «первый цензурный устав» от 9 июля 1804 года; в нём значилось: «цензура обязана рассматривать все книги и сочинения, предназначенные к распространению в обществе», то есть, фактически, без разрешения контролирующего органа что-либо издать было невозможно.

Добиться результата, заявленного в уставе, не удалось, и в рамках цензурной реформы в 1826 году был принят новый устав. Основные положения его гласили:

  • цель учреждения цензуры состоит в том, чтобы произведениям словесности, наук и искусства при издании их в свет посредством книгопечатания, гравирования и литографии дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага отечества направление

  • цензура должна контролировать три сферы общественно-политической и культурной жизни общества:

  1. право и внутреннюю безопасность

  2. направление общественного мнения согласно с настоящими обстоятельствами и видами правительства

  3. науку и воспитание юношества

  • традиционно цензура вверялась Министерству народного просвещения, а руководило всею её деятельностью Главное управление цензуры. «В помощь ему и для высшего руководства цензоров» утверждался Верховный цензурный комитет, состоявший в соответствии с тремя направлениями цензуры из министров народного просвещения, внутренних и иностранных дел

  • правителем дел Верховного цензурного комитета состоит директор Канцелярии министра народного просвещения. Ежегодно он составляет наставления цензорам, «долженствующие содержать в себе особые указания и руководства для точнейшего исполнения некоторых статей устава, смотря по обстоятельствам времени»

  • в стране создавались Главный цензурный комитет в Петербурге, местные цензурные комитеты — в Москве, Дерпте и Вильно. Главный цензурный комитет подчинялся непосредственно министру, остальные — попечителям учебных округов

  • право на цензуру, кроме того, оставалось за духовным ведомством, академией и университетами, некоторыми административными, центральными и местными учреждениями, что закладывало простор для субъективизма цензуры.

В эпоху Александра I основная роль в организации цензурных мероприятий была передана университетам; специальные комитеты были созданы при Московском, Дерптском, Виленском, Казанском, Харьковском университетах. Цензорами становились непосредственно деканы. Был утверждён устав церковной цензуры; согласно которому основные цензурные функции возлагались на Святейший Синод. Под руководством Амвросия (Протасова) был создан комитет, занимавшийся цензурой проповедей, в Казани, а затем и в других городах империи.

В 1826 году в должность цензора Главного цензурного комитета занял А. И. Красовский, уже к 1832 году ставший председателем Комитета иностранной цензуры. При нём были произведены структурные изменения в цензурных органах; так, был учреждён Верховный цензурный комитет, состоявший из трёх членов — министров народного просвещения, иностранных и внутренних дел. Красовского критиковали именитые современники — А. С. Пушкин, Н. И. Греч, И. С. Аксаков и многие другие.

Сильным гонениям подвергались книги иностранных авторов, в особенности французских, которых Красовский ненавидел 

В 1824 году на короткое время министром просвещения был назначен адмирал А. С. Шишков, придерживавшийся консервативных взглядов. Непродолжительный промежуток работы Шишкова на этом посту отмечен новым цензурным уставом, принятым в 1826-м году и вошедшим в историю под названием «чугунный устав».

Граф Уваров в начале 1830-х годов вступил в должность Министра народного просвещения. Основным направлением цензурной политики с подачи Уварова стали журналистика и периодическая печать, однако и о романистике граф не забывал. В частности, под пристальным вниманием цензоров вновь оказалась французская литература, чрезвычайно популярная среди интеллигенции XIX века.

Новый цензурный устав, гораздо «мягче» шишковского, был принят 22 апреля 1828 года. Цензурная практика была переориентирована на недопущение вредных книг, вместо разрешения полезных. Новый устав не содержал указаний для литераторов, не задавал направление общественной мысли, его главная задача заключалась в запрете продажи и распространения книг, «вредящих вере, престолу, добрым нравам, личной чести граждан».

Период с 1848 по 1855 год в современной историографии, по М. К. Лемке, именуется не иначе как «эпохой цензурного террора». События, развернувшиеся в конце 1840-х годов в Европе (революции во Франции, Венгрии, Италии и Чехии), привели к ужесточению цензурной политики в Российской империи.

Цензурное ведомство империи претерпело ряд трансформаций. В частности, 19 июля 1850 года было утверждено мнение Государственного совета о преимуществах цензоров; документ включал три основных положения. Первое гласило, что цензорами могли быть назначены «только чиновники, получившие образование в высших учебных заведениях или иными способами приобретшие основные сведения в науках». Согласно второму, цензоры должны быть «при том достаточно ознакомлены с историческим развитием и современным движением отечественной или иностранной словесности, смотря по назначению каждого». В последнем значилось, что цензоры «во время занятий сей должности не должны вместе с нею нести никаких других обязанностей».

Комитет, сформированный 2 апреля 1848 года для осуществления особо пристального контроля над издаваемыми на территории Российской империи произведениями и помощи Министерству внутренних дел по вопросам наказания «нерадивых» авторов, ужесточил цензуру в стране. Министром народного просвещения стал князь П. А. Ширинский-Шихматов, предлагавший «поощрять чтение книг не гражданской, а церковной печати», ибо первые чаще представляют собой бесполезное чтение, вторые же укрепляют простолюдина верою, способствуют «перенесению всякого рода лишений».

Целью кадровой политики цензурного аппарата стало замещение цензоров-литераторов цензорами-чиновниками. Сама процедура запрещения того или иного произведения была размыта; так, большое количество произведений не было допущено к печати по указам ведомств, вообще не имеющих отношения к цензуре.

Билет 17. «Московский журнал» - первый энциклопедический журнал России.

В 1826-1830 годы в типологической системе периодической печати лидерство принадлежит энциклопедическому журналу.

Важным звеном в процессе развития отечественной журналистики стала последекабрьский период концепции Н.А.Полевого – издателя журнала «Московский телеграф» (1825-1834). ПО мнению Полевого, русская периодическая печать обнаруживает тенденцию к разносторонности содержания. Анализ современного состояния русской журналистики позволил Полевому сделать вывод о том, что издание с широким охватом знаний и единым взглядом на них лучше всего отвечает потребностям настоящей минуты. Таким Полевой и пытался сделать журнал «Московский телеграф».

Тяготение издания к энциклопедичности содержания Полевой объясняет изменением социального состава чиновников. По его словам к концу восемнадцатого столетия начал образовываться «средний» класс, который и был заинтересован в издании такого рода.

Целью журнала стало усиление деятельности просвещения. С этой целью к работе журнала были привлечены известные литераторы: Пушкин, Вяземский, Баратынский. Среди европейских авторов предпочтения отдавались Виктору Гюго.

Журнал издавался раз в две недели, тираж постепенно возрастает.

Журнал был закрыт в 1834 году, предлогом послужила рецензия Полевого,в которой он усмотрел льстивый по отношению к власти характер.

Билет 18. Газета «Северная пчела». Журналистская и издательская деятельность Ф.В.Булгарина.

В журналистике 1830-х годов четко наметилась тенденция к развлекательности, спекулятивности, беспринципности, которую олицетворяли газета «Северная пчела» Ф.Булгарина и Н.Грега. Появление подобных изданий было связано прежде всего с проникновением в журналистику буржуазных отношений.

«Северная пчела» издавался в Санкт-Петербурге с 1825 по 1864 год и выходила практически ежедневно. До восстания декабристов придерживалась либерального толка (печатались Пушкин, Рылеев). Позднее стала консервативным, преправительственным изданием. Выходила тиражом до 10 тысяч экземпляров.

Ведущую роль в «Северной пчеле» играл сам Булгарин, тесно связанный с жандармами и канцелярией.

В критических статьях «Северная пчела» занималась травлей известных писателей (Пушкин, Гоголь), нередко дело доходило и до доносов.

В связи с популярностью журнала Фаддей Булгарин становится особенно известен в качестве предприимчивого издателя. Его издательская деятельность началась еще в преддверии восстания декабристов. Параллельно издательской работе в «Северной пчеле» Булгарин также занимает пост соредактора журнала «Сын Отечества» Грега.

Издательскую деятельности Булгарин успеваю совмещать с деятельностью литературно-журналистской. Булгарин участвовал в выпуске альманах «Полярная звезда», публиковал свои материалы в «Сыне Отечества». Также Булгарин известен как создатель первого в России бестселлера – романа «Иван Выжигин.

Именно завистью к своему успеху он объяснял враждебность Пушкина, Лермонтова т Гоголя.

Билет 19. Журнал «Библиотека для чтения» О.И.Сенковского как первый массовый журнал в России.

«Библиотека для чтения» была заявлена как «журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод». «Библиотека для чтения» выходила регулярно первого числа каждого месяца. Журнал имел привлекательный внешний вид: отличная бумага, четкий шрифт, цветные картинки мод.

Основал «Библиотеку для чтению» в 1834 году известный книгоиздатель и книготорговец, хозяин самой популярной книжной лавки в Петербурге А.Ф.Смирдин. Редактором журнала он пригласи Осипа Сенковского

«Библиотека для чтения» издавалась по европейскому образцу – как коммерческое предприятие. Рудактор получал жалование, вводилась оплата авторского труда. Журнал ориентировался на средний класс населения, ставка делалась на семейное чтение.

Главным достижением Сенковского стало то, что в своем журнале он смогу собрать весь цвет российской словесности: Одоевского, Давыдова, Даля, Пушкина, Булгарина. Материалы, поступавшие в его распоряжение ,Сенковский перерабатывал, приспосабливая к требованиям цензуры и вкусам аудитории. Так, избегая политических и острых социальных проблем, Сенковский развлекал и одновременно просвещал публику.

Нужно сказать, что помимо литературных произведений, в журнале в занимательной форме популяризировались технические достижения, содержались разного рода советы и рекомендации хозяйственного толка.

Спустя десятилетия читатели, оценив качественный уровень обновленных «Отечественных записок» и «Современника» и найдя в них отклик на запросы времени, отхлынулиот «Библиотеки для чтения».