Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava_1.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
537.09 Кб
Скачать

Врачевание и врачеватели

В этот период в области, врачевания закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совер­шенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты из металла (меди, бронзы, железа) для врачевания, развивалась лечебная помощь ране­ным общинникам во время участившихся войн. К числу оперативных мето­дов врачевания в синполитейных племенах, находившихся на стадии распада первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время ини­циации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сече­ние.

В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путе­шественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно проведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки:

«Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием ба­нанового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ее ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота роженицы сначала банановым вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, произвел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один помощник с большим искусством прижег раскаленным железом кровото­чащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать оператору возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту

31

Рис. 7. Магический обряд в родовой общине. Реконструкция. По 3. Буриану

и образовавшиеся сгустки крови, оператор при содействии своих помощников подви­нул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями.

На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыва­нием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; по­верх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа...

Выздоровление наступило на одиннадцатый день»1.

В период разложения первобытного общества становление классового не­равенства вело к внугриплеменному расслоению, усилению племенной орга­низации и, следовательно, укреплению культа племенных покровителей и ре­лигиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных слу­жителей культа (рис. 7). Сфера их деятельности включала: сохранение и переда­чу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, вра­чевание, судопроизводство и т.п.

Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые об­ряды становились все более таинственными и непонятными большинству чле­нов общины.

Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпи­рических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые

1 Многотомное руководство по акушерству и гинекологии: В 10 т. Т. 1. — М.: Медгиз, 1961. — С. 15-16.

32

зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторич­ным — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Оке­ании сохранились народные врачеватели — знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандеро, в некоторых районах Бразилии — паже, в стра­нах Западной Африки — нгомбо и бабалаво, в Восточной Африке — мганга, на севере Африки и в странах Востока — хаким и табиб, в Индии — ведья и хаким, в Бангладеш — кобираз и т.д.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников он посвящен в законы и обычаи племени, незыб­лемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, артис­том, а порой и фокусником, он прекрасно понимает свою аудиторию, кото­рая беспредельно верит ему.

Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Азии, Америки, Африки и Океании середины XX в. дан в книге американского стоматолога Г.Райта «Свидетель колдовства», пе­реведенной на русский язык в 1971 г. Г.Райт отмечает, что знахари, с которы­ми ему приходилось встречаться, «были людьми с высоким уровнем профес­сиональной подготовки... Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться». Знахарь не пы­тается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропи­ческой или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах воз­можностей его примитивной «науки», он принимается за лечение со всей энер­гией, энтузиазмом и... мудростью. Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина»1. Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны... Пользуясь ловкостью рук, он может «материализовать» паука или ящерицу, причем работает перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применя­ет гипноз и самовнушение, пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а что­бы создать атмосферу страха, не останавливается перед убийством.

Г.Райт был свидетелем, «как знахарь, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности совре­менной медицины и таланты ее лучших представителей... Он простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим вы­соко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы».

В целом Г.Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а технику — как «странную комбинацию естественных и сверхъ­естественных элементов интуиции и здравого смысла»2.

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранно-

1 Райт Г. Свидетель колдовства: Пер. с англ. — М.: Молодая гвардия, 1971. — С. 72 — 73, 66.

2 Там же. -С. 73, 64-65, 199.

3 Сорокина 33

му для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки.

Так в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанги выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно застав­ляли до обморока дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним бросался в воду).

В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою мис­сию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от обще­ства готовиться к своей профессии.

В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные сред­ства способы их приготовления и применения, тексты священных гимнов, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинствен­ные приемы, призванные победить могучее зло болезни.

В современном мире оценка первобытного врачевания не может быть одно­значной С одной стороны, его рациональные приемы и огромный эмпириче­ский опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующего периода и в итоге - современной научной медицины. С другой стороны, фантастические (иррациональные) представления первобытных врачевателей возникали как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой (их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом).

Итак врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени и потому не может называться «примитивной медициной». Об этом периоде истории человечества прекрасно сказал Ф.Энгельс полтора столетия

тому назад! _

« Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим ис­ходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержа­нием - преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»1.

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств Тогда, более 5 тыс. лет назад, стали зарождаться первые цивили­зации Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все пери­оды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у племен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных (синполитейных) обществах аборигенов Австралии, Азии, Америки, Африки и островов Оке­ании что имеет важное значение как для развития современной научной медицины (использование положительного наследия народной медицины), так и для становления национальных систем здравоохранения в развиваю­щихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным про-

' Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1961.-С. 118.

34

граммам здравоохранения). В наши дни это успешно осуществляется во мно­гих странах мира.

МЕДИЦИНА — НАРОДНАЯ, ТРАДИЦИОННАЯ, НАУЧНАЯ

В современном мире существуют три глобальных направления медицинской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), тради­ционная медицина и научная медицина (табл. 4).

Народное врачевание (народная медицина) — понятие достаточно широкое и исторически наиболее древнее. Оно включает совокупность средств и при­емов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества — от возникновения человека (бо­лее 2 млн лет назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Мор­ган, Э.Тэйлор, Р. С. Солецки, В. П.Алексеев и многие другие исследователи пер­вобытной культуры. Более того, народная медицина — явление универсальное; она существовала во все периоды истории человечества у всех народов мира. Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение, хра­нился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утрачено, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди-

Таблица 4. Медицина — народная, традиционная, научная

Характеристика

Народное врачевание

Традиционная медицина

Научная медицина

Период существования

Более 2 млн лет

Около 3 тыс. лет

Несколько столетий

Философская основа

Религиозно-философ­ское учение

Философская концепция

Истоки развития

Эмпирический опыт народа

Эмпирический опыт, народное врачевание

Народное врачева­ние, традиционная медицина, экспери­ментальный метод

Особенность развития

Мобильность

Стабильность

Динамичность

Распространение

Повсеместное

Локальное

Интернациональ­ный характер

Деятели

Коллективное врачевание, знахари

Профессионалы традиционной медицины

Профессионалы врачи

Обучение

Коллективный опыт, индивидуаль­ное обучение

Школы традиционной медицины

Высшие медицин­ские учебные заве­дения (университе -ты, институты)

35

цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального проис­хождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навы­ки), так и фантастические {иррациональные), возникшие как закономерный ре­зультат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время магические ритуалы и ир­рациональные приемы первобытного врачевания явились предметом крити­ческой оценки и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина — понятие более узкое, конкретное и исторически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее рели­гиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, кото­рая определяет место человека {микрокосмоса) в окружающем мире {макрокосмо­се), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная меди­цина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классический пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, традиционная медицина жизнеспособ­на там, где есть очаг и носители данной культуры, т.е. у себя на родине. Это не исключает возможности ее распространения и в других регионах Земного шара, но на родине она всегда будет эффективнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она подвергается трансформации и в конечном счете, как медицина традиционная, обречена на гибель.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности — временем, когда устанавливались общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская (см. с. 105), индийская (аюрведа) (см. с. 89), тибетская (см. с. 244) традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина опирается прежде всего на научный эксперимент, в ходе которого проверяются эмпирические знания, научные и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории.

Научная медицина и ее методы не являются традиционными, т.е. связан­ными с какой-либо одной культурой и ее традицией.

По своей сути научная медицина интернациональна — ее достижения быст­ро становятся достоянием различных народов. Цель естественных наук — объек­тивное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах это исследование идет на основе современных методов, которыми постоянно обо­гащается современное естествознание.

Итак, научная медицина нетрадиционна в историческом контексте. Следо­вательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-

36

цзю) не может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле «отличная от привычной для нас (!) научной медицины») исторически близоруко и, следовательно, неправомерно. Именно эти так называемые «нетрадиционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной медицины (игло­укалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего — это научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т. е. не­традиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существу­ют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная китайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медицина. Препо­даются они в разных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно взаимосвязаны. Медицина Китая, говоря образно, стоит сегодня «на обеих ногах».

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и пре­дупреждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающи­ми взаимодействия человека с окружающим миром.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]