
Диссонанс и конфликт
Диссонанс возникает после принятия решения, он — следствие принятого решения; конфликт возникает до принятия решения.
При конфликте привлекалась полная информация, при диссонансе информация привлекается селективно, а именно лишь та, которая позволяет увеличить привлекательность выбранного при наличии альтернативы. Цель, которая при этом преследуется, — изобразить решение как наиболее резонное, «оправдать» его. Поэтому можно сказать, что конфликт, возникающий до решения, более «объективен», диссонанс же, возникающий после решения, целиком «субъективен».
[Существует большое количество экспериментов, в которых исследуются различные факторы, способствующие уменьшению диссонанса после принятия решения. В частности, известно исследование Брема (1956 г.), когда он давал испытуемым альтернативные решения и предлагал выбрать одно из них. Через некоторое время предлагалось оценить как выбранное, так и отвергнутое решение. Во всех случаях выбранные решения оценивались выше, чем отвергнутые. Аронсон и Миллс (1957 г.) создавали такую ситуацию, чтобы испытуемые затрачивали некоторые усилия для присоединения к некоторой группе, после чего убеждались, что группа «плохая». Возникший диссонанс испытуемые уменьшали, пытаясь выявить или просто «усмотреть» положительные характеристики группы, оценить ее выше. Аронсон и Карлсмит (1963 г.) ставили эксперимент с детьми, у которых отбирали какую-то игрушку и даже наказывали их за пользование этой игрушкой. В результате дети начинали особенно сильно любить данную игрушку. Фестингер дополняет теорию анализом таких феноменов, как вынужденное согласие, когда диссонанс порождается наличием угрозы или перспективой наказания, принудительное информационное воздействие, которое также способствует возникновению или поддержанию диссонанса. Роль социальной поддержки, создаваемой в группе, где проявляются разногласия, и одна из позиций способствует либо усилению, либо ослаблению диссонанса. В этой связи Фестингер переходит к анализу ряда «макроявлений»: роли слухов в обществе, массового обращения в веру и других форм социального влияния.]
Главная же задача — объяснение мотивации человеческого поведения — оказалась невыполненной. Общая ограниченность теорий соответствия, отсутствие попыток выйти за пределы только когнитивной организации человека в более широкую область социальных условий его существования, не позволила и при дальнейшем их развитии преодолеть этот рубеж.
Критика:
Разные люди добывают д. по-разному.
Разным людям свойственна разная устойчивость к к.д.
Величина к.д. при согласовании когниций связана с культурой, в которой проживает человек. Чем более дифференцировано наше представление о себе, тем более легко мы допускаем у себя проявление к.д.
Иногда люди испытывают позитивные чувства при проявлении к.д.это вызывает у нас любопытство – в цирке достают кролика из шляпы.
Отношение к.д. и конфликтов. (?)
Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума.
50е гг.
Понятие конгруэтность = баланс, консонанс.
Главное отличие теории Осгуда и Танненбаума от других теорий соответствия:
попытка предсказать изменение отношения (аттитюда).
Основная мысль – Всегда при редукции диссонанса происходит одновременно изменение отношения и к одному и к другому элементу.
Пример: Р— реципиент, К— коммуникатор, О— информация о каком-либо объекте.
Если реципиент <3 коммуникатора. Коммуникатор <3 явлению, но реципиент не <3 явление - возникает ситуация неконгруэнтности (оценки не совпадают)
Выход - одновременное изменение отношения реципиента о обоим элементам.
По терминологии Осгуда и Танненбаума, хайдеровским
«позитивным отношениям» = «ассоциативные утверждения», а
«негативным отношениям» = «диссоциативные утверждения».
Методика семантического дифференциала предназначалась для исследования субъективного значения понятий.
три группы факторов:
оценки (+/-),
активности (актив—пассив),
силы (сильный—слабый).
Методика семантического дифференциала помогает измерить отношение испытуемого к социальным объектам. Испытуемый производит оценку сам, при помощи биполярных определений.
Основные идеи:
а) возможность определить место каждого значения в некотором семантическом пространстве
б) возможность вычисления расстояний между значениями
в) возможность зафиксировать сдвиг значений слов при вхождении их в словосочетания.
Эти принципы теории позволяют использовать методику семантического дифференциала в контексте теории конгруэнтности.
Теория Осгуда и Танненбаума делает два предположения, которые позволяют прогнозировать исходы дисбалансных состояний.
1. Дисбаланс в когнитивной структуре Р (в его аттитюдах) зависит не только от общего знака отношения Рк К и К к О, но и от интенсивности этого отношения. Различная интенсивность отношения может привести к возникновению «неконгруэнтных ситуаций». Логично в этом случае ввести процедуру измерения именно этой интенсивности отношений и использовать методику семантического дифференциала.
2. Восстановление баланса м.б достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но и путем изменения и интенсивности, и знака, причем одновременно к обоим членам триады.
Пример: допустим, что Р не расположен к К, и оценим силу его негативного отношения в 3 единицы (—3). Вместе с тем Р достаточно хорошо относится к О (+2). Если теперь Р (реципиент, воспринимающий сообщение коммуникатора) услышит, что К утверждает что-то положительное относительно О, то для Р возникает неконгруэнтная ситуация. По Осгуду, Р будет стремиться выйти из этой ситуации, одновременно изменяя свое отношение и к К, и к О. При этом снизится степень «положительности» в отношении к О, но также снизится и степень «отрицательности» в отношении к К.