Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Советский.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
155.14 Кб
Скачать

Г л а в а IV

Изучение эрозионных процессов и борьба с ними в период от октябрьской революции до наших дней

(1917—1947)

Роль Докучаевского почвенного института в изучении эрозии. Прасолов. Полынов. Панков

Октябрьская революция в корне изменила экономику страны. Плановое социалистическое хозяйство нуждалось в научных материалах, обосновывающих пятилетние планы развития народного хозяйства.

Те огромные убытки, те разрушения, которые приносили водная и ветровая эрозия и потери влаги от неурегулированного стока талых и ливневых вод народному хозяйству и с которыми бессильны были бороться миллионы мелких крестьянских хозяйств, стали совершенно нетерпимы при плановом социалистическом хозяйстве. Поэтому вполне понятно, что в СССР, где и наука планова, были организованы научно-исследовательские институты, опытные станции, опорные пункты. В тематику этих учреждений были включены вопросы борьбы с эрозией почв, а часть из них была специализирована на этих вопросах.

Тот огромный интерес к проблеме эрозии почв и борьбы с нею, который возник в последние годы в СССР и постепенно захватывает все более и более широкие круги самых различных специалистов — от почвоведов, агрономов, лесомелиораторов до гидротехников, инженеров-геологов, транспортников, гидрологов, географов и т. д., в значительной мере связан с работами, проведенными Почвенным институтом имени В.В. Докучаева Академии Наук СССР. Институт объединил научные силы, работающие в этой области, путем периодического созыва конференций, выяснил широкое распространение процессов эрозии в СССР и наиболее наглядно показал исключительное народнохозяйственное значение проблемы борьбы с эрозией.

В первые же годы после основания Институт под руководством Л.И. Прасолова приступил к составлению новой почвенной карты Европейской части СССР. Эта карта была опубликована в 1930 г., причем при составлении ее были использованы как исследования земских почвоведов, так и новейшие исследования, проведенные после Октябрьской революции. На карте были выделены почвы различного генезиса, подзолистые, черноземы, каштановые и светлобурые почвы сухих степей, с выделением более легких, подверженных ветровой эрозии разностей (песчаных и супесчаных); были выделены разрушенные ветровой эрозией песчаные и супесчаные почвы под названием «пески развева-

55

емые», кроме того, были выделены районы, наиболее пострадавшие от водной эрозии, где поверхность обогащена хрящем, щебнем, галькой, валунами и даже наблюдаются выходы материнских или коренных пород. Такие районы правильно подчеркнули особую подверженность водной эрозии Донецкого кряжа, правобережья pp. Донца, Волги, Миуса, района Общего Сырта и Высокого Заволжья, а также холмистые районы конечных морен близ Минска.

Крупнейшим достижением Института было составление к 1937 г. новой почвенной карты Европейской части СССР в масштабе 1:1 000 000. Эта грандиозная работа, проведенная под непосредственным руководством акад. Л.И. Прасолова, дала на новом уровне синтез всех материалов почвенных исследований и впервые с такой детальностью осветила основные закономерности в распределении почвенного покрова СССР. Эта карта, уменьшенная до масштаба 1:2 500 000, под редакцией акад. Л.И. Прасолова и И.П. Герасимова, послужила одним из оснований при составлении почвенно-эрозионной карты Европейской части СССР.

По составленным почвенным картам акад. Л.И. Прасоловым впервые были учтены площади различных почв Европейской части СССР и Союза в целом, причем отдельно были учтены площади почв легкого механического состава, наиболее подверженных ветровой эрозии, а также площади почв, разрушенных ветровой эрозией (различные типы песков), и почв, разрушенных преимущественно водной эрозией, поверхности которых обогащены щебенкой (Л.И. Прасолов, 1933). Эти цифры в дальнейшем используются для ряда расчетов в настоящей работе.

В первом же выпуске своих трудов Почвенный институт им. Докучаева начал печатать диссертацию акад. Б.Б. Полынова «Пески Донской области, их почвы и ландшафты». В этой капитальной монографии автор рассматривает процессы ветровой эрозии, устанавливает взаимную связь ветровой эрозии с водной, описывает формирование рельефа песчаных пространств, происхождение и развитие ландшафтов долины Дона на фоне геологической истории страны (Б.Б. Полынов, 1914, 1915, 1926, 1927, 1928).

Работы предыдущего десятилетия в области эрозии почв, особенно же по изучению смыва почв, наносящего наибольший ущерб хозяйству СССР, должны быть связаны прежде всего с именем покойного А.М. Панкова (1934—1938), который поставил во всей широте вопрос об изучении эрозии почв, начал организацию в Почвенном институте Академии Наук СССР первой в СССР лаборатории эрозии почв, провел при институте первое Всесоюзное совещание по борьбе с эрозией почв и развернул исключительную по своей широте и убедительности пропаганду необходимости борьбы с эрозией.

А.М. Панков лично посетил все опытно-овражные станции и пункты (которые занимались лишь овражной эрозией), значительную часть с.-х. опытных станций и с.-х. институтов, везде делал доклады по вопросам народнохозяйственного значения борьбы с эрозией, широко популяризируя достижения отечественной и зарубежной науки в этих вопросах и доказывая необходимость скорейшей организации противоэрозиоиной борьбы в СССР.

Внезапная смерть оборвала в 1936 г. плодотворную деятельность А.М. Панкова и не дала ему возможности развернуть намеченные им экспериментальные и географические исследования.

Заслуга покойного А.М. Панкова заключается в том, что он заинтересовал и этим заставил ряд специалистов и научно-исследовательских учреждений впервые заняться вопросами смыва почв.

56

После смерти А.М. Панкова работы по изучению процессов эрозии и разработке мер борьбы с нею продолжали и продолжают развиваться в Почвенном институте им. Докучаева. Эти работы института будут рассмотрены в следующих разделах главы.

Работы после Октябрьской революции, ввиду исключительного их изобилия, будут рассмотрены (по необходимости) еще более кратко, чем работы предыдущих периодов. Такая краткость обзора современных работ оправдывается и тем, что в последующих главах и во II томе к ряду основных работ придется неоднократно возвращаться, разбирая и даже цитируя основные положения (см. С.С. Соболев, 1947).