Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
детские переживания и локус контроля.doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
985.6 Кб
Скачать

2.4. Интерпретация полученных данных и основные выводы

В результате исследования была проанализирована значимость различий в уровне субъективного контроля у людей с разными социальными условиями в детстве и дана им интерпретация.

Была проверена гипотеза исследования: на формирование интернального локуса контроля влияют переживания, которые взрослый вынес из опыта и условий детства, среди которых – состав семьи, наличие сиблингов, материальный достаток, порядок рождения, пол и наличие опыта потери.

В частности, анализ данных показал следующие тенденции:

  • Чем старше человек, тем ниже уровень субъективного контроля. Статистического подтверждения связь не получила, что, возможно, обусловлено малым количеством испытуемых.

  • У людей, ведущую роль в воспитании которых занимала мать, уровень субъективного контроля выше, что согласно все теориям, представленным в обзоре вполне логично. Однако значимых различий статистические критерии не показали.

  • У женщин уровень субъективного контроля ниже, чем у мужчин. Возможно, это связано с тем, что ролевая функция мужчины – нести ответственность. Статистически гипотеза подтвердилась по шкале «Интернальность семейных отношений».

  • У детей – первенцев уровень субъективного контроля выше, чем у младших детей, что согласуется с теорией Альфреда Адлера о порядке рождения ребенка.

К сожалению, и эта связь статистического подтверждения не получила.

  • У единственных детей уровень субъективного контроля выше, чем у детей, имеющих братьев или сестер. Наличие сиблинга помогает сформировать чувство общности, а, значит, и социального интереса, но при этом снижает интернальность в силу субъективного ощущения, что можно разделить ответственность пополам с братом или сестрой. Статистических различий в данной тенденции не обнаружено.

  • У людей, воспитывавшихся в семьях с низким достатком уровень субъективного контроля выше, чем у детей, воспитывавшихся в богатых семьях.

Данные различия можно обосновать тем, что в бедных семьях дети зачастую предоставлены сами себе, а в богатых семьях с детства родители стараются определить детей в определенные отросли, стремятся дать лучшее образование… В результате, у детей в бедных семьях больше возможности собственного выбора, а у детей из богатых семей такой свободы нет.

  • Люди, пережившие в детстве горе потери или разлуки (развод, долгое отсутствие, отъезд одного из родителей, смерть) имеют более высокий уровень субъективного контроля, потому что опыт таких переживаний научает принимать что «мы одни в этот мир приходим – нам одним и уходить», что ответственность за свою жизнь люди несут сами.

Эта связь была подтверждена статистически.

Итак, сделаем выводы:

  1. Существуют статистически значимые различия между мужчинами и женщинами по уровню субъективного контроля по интернальности семейных отношений (р < 0,05).

  2. Существуют статистически значимые различия по уровню субъективного контроля между людьми, пережившими в детстве горе потери и людьми, не пережившими его по шкале интернальности, в частности, значимые различия обнаружены по шкалам:

  • Общая интернальность (p < 0.001)

  • Интернальность достижений (p < 0.01)

  • Интернальность неудач (p < 0.01)

  • Интернальность семейных отношений (p < 0.01)

  • Интернальность производственных отношений (p < 0.01)

  • Интернальность здоровья (p < 0.05)

Мужчины и женщины по-разному относятся к семейным отношениям: женщины более склонны приписывать развитию отношений судьбоносные аспекты, вкладывают в них спонтанность развития и чаще считают, что контролировать и планировать их сложно. Мужчины, в свою очередь, более склоны относиться к семье как к плановому явлению и считают, что развитие семейных отношений зависит от их поступков.

Люди, пережившие в детстве горе потери близкого человека, чаще возлагают ответственность за достижения и поражения на собственные плечи. Они считают себя ответственными за свои успехи и неудачи.

Люди, указавшие в анкете, что не имели опыта потери в детстве, склонны приписывать свой успех удаче или винить неудачу в достижении цели. Они считают, что достижения – это результат связей и возможностей родителей, а воля и упорство в достижении целей не является для них значимыми (они об этом не задумываются).

С опытом потери связана шкала «Интернальность в семейных отношениях». Так люди, пережившие потерю в детстве, будут склоны объяснять благополучие в семейных отношениях как результат собственных усилий. Также они несут ответственность и за развод в семье.

Эти люди склоны брать ответственность на себя и за карьерный рост, рассматривая его как итог собственных стараний и труда.

Люди, пережившие в детстве горе потери, также показывают интернальность в сфере здоровья. Таким образом, можно сделать вывод, что люди, потерявшие когда–то близкого человека, будут скорее беречь имеющееся здоровье. А может и вовсе они более бережливы? Они будут утверждать, что здоровыми не рождаются также как и больными и приводить в пример биографию Суворова, который благодаря своим усилиям из болезненного слабого мальчика стал великим полководцем, генералиссимусом русской армии.

Вероятно, что опыт потери значимого близкого в детстве накладывает огромный отпечаток на общем мировоззрении, на характер человека, на образ его мыслей, действий, установок.