Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник научных трудов 1.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
1.87 Mб
Скачать

Сетевое право и налогообложение малого предпринимательства т. И. Абакумова,

зам. начальника отдела кадров ООО «Коксохимэлектромонтаж»

г. Москва, Россия

Развитие малого предпринимательства является одной из приоритетных сфер деятельности государства, что следует из неоднократных заявлений Президента РФ. Известно, что малый бизнес играет важную роль в экономиках ведущих стран мира и обеспечивает бюджету значительные налоговые поступления. Однако в России малый бизнес подвергался репрессиям и гонениям в 20-е и 30-е годы XX в., был фактически запрещён в поздний советский период (статьи в УК РСФСР о спекуляции, незаконном предпринимательстве, о валютных операциях и др.) и продолжает находиться под прессом чиновников и правоохранительных органов.

Ряд проблем малого бизнеса имеет своим следствием неполный сбор налогов. В то же время Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [1] не предусматривают никаких мер по развитию малого бизнеса. Одну из проблем мы видим в том, что далеко не все фактически занимающиеся предпринимательской деятельностью лица регистрируются в качестве предпринимателей, в то время как совершение такого действие обязательно и нарушение его наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ. Незарегистрированные предприниматели, естественно, не платят и налогов.

Тем не менее, государство не принимает действенных мер, хотя государственным органам не составило бы особого труда найти граждан, занимающихся тем или иным видом предпринимательской деятельности. Однако мы полагаем, что хотя таких лиц действительно можно выявить при некоторых усилиях со стороны правоохранительных органов и Федеральной налоговой службы, делать это в виде прямой лобовой атаки в отношении некоторых категорий, занимающихся систематическим извлечением прибыли, не следует, поскольку они получают весьма низкие доходы, а их занятие предпринимательством фактически носит периодический характер и приносит совсем небольшие деньги. К таким лицам относятся, например, учителя, занимающиеся репетиторством. Иные категории лиц, возможно, получают более постоянные доходы, но традиционно никогда не платили налоги. Это сантехники и рабочие других специальностей, выполняющие время от времени или постоянно ремонтные работы на дому по вызову. Есть и другие категории лиц, которые гораздо более обоснованно могли бы привлекаться к уплате налогов, например, это сдающие внаём свои квартиры и иную недвижимость, особенно, когда они имеют множество сдаваемых объектов недвижимости.

Однако у всех таких лиц есть общая проблема: сложности при регистрации бизнеса, ведении бухгалтерского и налогового учёта, исчисление и уплата налогов, подача декларации. В процессе работы у некоторых из них неизбежно могут возникать разногласия с налоговыми органами и судебные споры, что ещё более может осложнить их жизнь. И обо всём этом данные лица хорошо осведомлены, поэтому они сравнивают получаемые доходы и возможные неудобства и расходы в связи с регистрацией и делают вывод не в пользу последней.

Отсюда можно обоснованно предположить, что не все категории налогоплательщиков уклоняются от уплаты налогов исключительно по злому умыслу, но существует ряд объективных трудностей материального и нематериального характера (традиции, привычки, вырабатывавшиеся десятками лет при советской власти, когда налоги государство удерживало из заработной платы практически всех категорий населения), часть из которых порождены самим государством и несовершенством его законодательства и исполнительной системы.

Для решения подобных вопросов западные страны давно применяют информационные технологии. Так В.В. Иванов и А.Н. Коробова сообщают, что «государственные структуры и компании из Северной Америки поручают выполнение целого ряда компьютерных работ, обслуживание в call-центрах, оцифровку архивов, расшифровку рентгеновских снимков, обработку бухгалтерской и налоговой отчетности исполнителям, находящимся в другой стране, и получают результаты в своем офисе, обеспечивая при этом значительное снижение издержек» [2, с. 22]. Авторы также перечисляют способы, применяемые другими странами для создания более благоприятного климата малому бизнесу, и пишут, что «четверть всех стран уже предоставили возможность заполнения on-line форм и треть всех стран использует электронные платежи при налоговых расчетах… Налоговое управление Швеции улучшило систему подачи налоговых деклараций до такой степени, что более 70% шведских граждан только подписывают декларации (при желании электронным способом или через SMS) [2, с. 210].

Это происходит во многих развитых странах, следовательно, мы могли бы обоснованно полагать, что и Россия должна пойти по такому же пути. И, видимо, пойдёт, но как всегда, с большим опозданием. Это плохо. Но из данного положения можно извлечь и определённую пользу, учитывая, что не всегда модернизация сводится к тому, чтобы догонять и вечно при этом отставать. В некоторых случаях можно увидеть за всеми процессами, которые происходят на Западе, нечто такое, что позволит в некоторых отношениях его опередить.

Так В.В. Иванов и А.Н. Коробова, ссылаясь на известную работу Келли (Kelly K. New rules for the New Economy, WIRED, Sept., 1997) упоминают важное теоретическое положение: «Принципы сетевой экономики, сформулированные Келли, свидетельствуют о том, что в новой экономике действуют закономерности, обратные традиционным, когда значительные улучшения сетевых продуктов приводят к снижению их стоимости» [2, с. 17]. В настоящем исследовании нам важны не сами конкретные принципы сетевой экономики, которые характеризуются определённым образом, а то, что речь идёт о теоретических принципах науки, которые позволяют предвидеть новые явления в науке и практике. Это даёт повод вспомнить, что кроме сетевой экономики начинает развиваться и наука сетевого права, которая, во всяком случае, также наработала принципы сетевого права. Л.В. Голоскоков сформулирован один из них как принцип необходимости построения системы сетевого права таким образом, чтобы при его действии «максимально защитить человека от нарушения норм права путём автоматизации исполнения ряд норм права, например, уплаты налогов, сборов, пошлин» [3, с. 60].

Учитывая это, а также мысль В.В. Иванова и А.Н. Коробовой, о том, что «затраты на налоговое администрирование предприятий обратно пропорциональны размеру и ложатся диспропорциональным бременем на малые предприятия» [2, с. 205], и вытекающее отсюда следствие о том, что данную мысль можно распространить на индивидуальных предпринимателей, сформулируем конкретные предложения, вытекающие из теории сетевого права.

Итак, чтобы индивидуальные предприниматели не несли диспропорциональное бремя расходов на процедуры расчёта и уплаты налогов, чтобы создать им максимальный комфорт при уплате налогов, нужно пойти существенно дальше того, что уже сделано. Упоминая слово «комфорт», необходимо подчеркнуть его ключевое значение в настоящее время для российского менталитета и практики: комфорт нужен не для налоговой инспекции, а для предпринимателей, и наполнение этого слова содержанием должно идти от новых норм права – норм сетевого права – в сторону их максимального сопряжения с информационно-коммуникационными технологиями, но не для того, чтобы налоговому инспектору было удобно, не вставая с мягкого кресла, вызвать к себе предпринимателя и задать ему вопросы о недоплаченных налогах, а чтобы предприниматель не знал, где вообще находится налоговая инспекция, и считал, что она вся помещается в окошке его компьютера, которое открывается одной кнопкой, если это бывает нужно раз в год.

Модель таких правовых и организационных новаций вытекает из принципа сетевого права и может слагаться из следующих последовательных действий:

1) создание специального портала на сайте Правительства РФ, или Минфина РФ, или Федеральной налоговой службы (или на всех трёх сайтах), который будет позволять гражданину любого региона страны в любое время суток за пять минут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя прямо на сайте путём ввода необходимых данных в соответствующие формы, заплатить регистрационный взнос банковской карточкой или иным способом и немедленно приступить к работе. Это элементарная процедура, которая применяется для регистрации предприятий во многих странах мира для резидентов, нерезидентов и для оффшорных компаний;

2) в формах данного регистрационного портала должны быть и такие, которые позволяют вводить зарегистрированному предпринимателю данные о полученных доходах, которые предприниматель может вводить в любое время, как только у него появляется доход;

3) как дополнение или альтернатива к предыдущему пункту должна быть предусмотрена возможность получения индивидуальным предпринимателем специальной банковской карточки (карточек), через которую ему будут поступать доходы, которые будут автоматически обрабатываться сервером банка по программам, установленным ФНС РФ, с целью автоматического исчисления и уплаты налогов при любом поступлении доходов. Такая система предполагает и автоматически заполняемую электронной системой декларацию, которую предприниматель уже не должен составлять и направлять в налоговую инспекцию. Специальная банковская карточка должна выпускаться, например, в рамках совместного проекта Правительства РФ, Минфина РФ и ФНС РФ, а также ряда заинтересованных и отобранных для этого крупных банков, имеющих большие филиальные сети, и должна быть привязана программно и технологически к серверу ФНС РФ, на котором и будет производиться расчёт поступающих налогов и перечисление их в бюджет в автоматическом режиме.

Такое нововведение придаст следующие положительные качества бизнес-процессам:

1) предприниматели смогут экономить деньги на найме бухгалтеров, и это для них является критически важным, ибо речь идёт о предпринимателях, доход которых является небольшим и нерегулярным, и тратить дополнительные средства на регулярный бухгалтерский учёт и отчётность и налоговую отчётность для них означает – делать свой бизнес малорентабельным или вообще невыгодным. Государство здесь должно бороться за каждую бюджетную копейку, полученную через налоги, поступившие от таких лиц, поскольку именно малый бизнес составляет в развитых государствах оплот экономики и значительную долю бюджетных поступлений, но бороться не сыском, усилением контроля и ужесточением наказания, как это обычно принято, а созданием более благоприятного налогового климата предпринимателям, лучшим налоговым сервисом;

2) предприниматели смогут обходиться без посредников, рассчитывающих налоги и оказывающих услуги в составлении деклараций, а это означает, что чем меньше будет таких посредников, тем меньше вероятность того, что и посредники тоже окажутся неплательщиками налогов по любым причинам (ошибки, умысел, банкротство, ликвидация своих посреднических фирм и прочее);

3) мгновенное исчисление автоматикой налогов и перечисление их в бюджет создаст более устойчивый поток денег в бюджет, равномерно распределённый по месяцам в течение года, поскольку он не будет привязан к периоду уплаты налогов.

Нужно также составить список категорий лиц, так или иначе занимающихся предпринимательством, но не уплачивающих налоги, чтобы можно было оценить возможные потери бюджета сегодня и сумму потенциальных доходов бюджета завтра – после проведения предлагаемых нами мероприятий. Мы полагаем, что ещё одна из таких категорий – это лица, занимающиеся сетевым бизнесом на основе MLM-маркетинга, иначе говоря, просто сетевики. Значительная часть сетевиков приходит в данный бизнес ненадолго – попробовать, поскольку далеко не у всех он получается. Другая часть граждан, которые так же систематически не платят налоги, это лица, работающие в фирмах, занимающихся различного рода сервисами, имеющие высокую квалификацию, но получающие у своих хозяев маленькую зарплату. Например, фирма занимается предоставлением услуг по промышленному альпинизму. Монтажникам платят мало, и тогда они для увеличения заработков находят, используя возможности фирмы, а также свои личные возможности клиентов на стороне, и в частном порядке их обслуживают, прибегая к услугам посредников, которые обналичивают для них заработную плату, или же получают доходы напрямую от своих «левых» клиентов. Во всех таких случаях они не уплачиваю положенных налогов. Таких категорий лиц множество.

Все подобные категории лиц по закону являются налогоплательщиками, но налогов часто не платят, ибо находятся в некоей переходной, тренировочной стадии и не уверены, что смогут регулярно получать доход. Такие лица тем более не пойдут в налоговую инспекцию регистрироваться, так как боятся и своего нового бизнеса (сетевого), и сопряжённых с этим неудобствами по регистрации и уплате налогов. Или боятся своих хозяев, у которых работают и где боятся потерять работу, поскольку они получают там зарплату и одновременно возможности «халтуры» на стороне. Именно им и нужно в первую очередь предложить регистрироваться на сайте, где все расчёты, оформление платёжных поручений по уплате налогов и сдачу отчётности возьмёт на себя государство, поручив всю эту работу автоматически действующим программам, которые будет периодически настраивать и изменять в связи с изменениями законодательства Федеральная налоговая служба РФ.

Для создания благоприятной внешней среды для такого бизнеса можно было бы предложить банкам, выпускающим банковские карточки для предпринимателей, делать на одной стороне карточки надпись о том, что её обладатель зарегистрирован в ФНС РФ, приводить там же банковские реквизиты для перечисления денег, телефон ФНС РФ для желающих проверить данный факт всем клиентам предпринимателя и текст с его обязанностью совершать только безналичные расчёты с клиентами. А гражданам России после проведения такой работы сделать оповещение через СМИ, что определённые категории индивидуальных предпринимателей с назначенной даты должны принимать платежи только безналичным путём. Такой способ работы приведёт также к большей ответственности предпринимателей за качество своих услуг, поскольку безналичные деньги легче отслеживаются и в случае предоставления некачественных товаров или услуг этот факт будет легче доказать в суде. По сути дела, такая банковская карточка хоть в какой-то степени будет служить «сертификатом качества» или неким заменителем удостоверения о том, что её обладатель является профессионалом в своём сфере. Для того чтобы усилить такую позицию, нужно обязать указывать предпринимателя при регистрации на сайте, что он является, например, дипломированным преподавателем иностранного языка, или окончил какие-то курсы, и данная информация подтверждаться в заданный срок, скажем, пересылкой регистрационному органу фотокопии диплома об образовании, окончании курсов, стажировок и т.п. Конечно, не по всем профессиям и специальностям это возможно, и постепенно нужно продумать такую систему, но не переусердствовать с документами, а главное, не выйти за пределы электронного режима оформления и дальнейшего взаимодействия сторон, ибо его суть в скорости, простоте, надёжности и комфортности, которая будет конкретно состоять в отсутствии санкций к налогоплательщику в связи с полной автоматизацией уплаты налогов.

В 2010 году был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4], который установил правила использования ИКТ при предоставлении государственных и муниципальных услуг и организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. В развитие возможностей универсальных электронных карт можно было бы использовать и наши предложения, которые хорошо ложатся в общую схему указанного закона и предназначение универсальных электронных карт и позволят их использовать также для более полного сбора налогов.