Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат по мировой экономике Фадеев Р ИСВ-92.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
89.09 Кб
Скачать

2.2. Куала-Лумпур – культурный, финансовый и экономический центр Малайзии

В середине XIX в. отдельные территории сегодняшней Малайзии входили в состав британских колоний или являлись частью султанатов, подконтрольных тем же британцам, означает «Устье Мутной реки».

Олово и каучук в те времена были главным богатством этих мест. Рабочих рук не хватало, поэтому англичане в массовом порядке переселяли сюда иммигрантов из Китая и Индии. Сложилась четкая иерархия, сохранившаяся частично до наших дней. Англичане командовали всем и всеми. На следующей ступени стояли китайцы, занятые в торговле, добыче полезных ископаемых и надзоре за плантациями гевеи. Ниже находились индусы-рабочие, трудившиеся на железной дороге и производстве каучука. Малайцы образовали самый нижний слой и работали мелкими чиновниками или на плантациях.

Так сложилась удивительно пестрая этническая картина современного Куала-Лумпура. Полтораста лет назад труд здесь был невыносимо тяжел: мешали наводнения, пожары и нескончаемая гражданская война. Мировая цена на олово постоянно колебалась, и не раз Куала-Лумпур переживал упадок и рисковал навсегда остаться запущенной малайской деревней с китайским населением.

Но в 1880 г в Куала-Лумпуре обосновалась британская колониальная администрация, а еще через шесть лет он получил статус столицы султаната Селангор, находившегося в полной зависимости от англичан. Сразу же началось большое строительство. Куала-Лумпур соединили железной дорогой с побережьем.

В 1896 г Куала-Лумпур уже столица Малайской конфедерации нескольких штатов фактически колонии Англии. Тогда же в городе сформировался этнический принцип расселения. Торговым центром города стала Рыночная площадь, вокруг которой поселились китайцы. Северный район, за Ява-стрит (сегодня — улица Джалан Тун Перак), заняли коренные жители — малайцы. Прочие районы стали местом проживания индийцев. Британская администрация облюбовала площадь Селангор Клаб Паданг Англичане вскоре утратили интерес к малайскому олову и занялись каучуком для нужд стремительно развивающейся химической и автомобильной промышленности. Окрестности Куала-Лумпура стали одной громадной плантацией гевеи — дерева семейства молочайных, источника натурального каучука.

Город рос стремительно: в 1931 г в Куала-Лумпуре жили 110 тыс. чел. Развитию города помешала Вторая мировая война и японская оккупация, которую здесь называют «Три года и восемь месяцев». Японские войска заняли Куала-Лумпур в январе 1942 г и сдались англичанам в августе 1945 г., сразу после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Но не успела закончиться одна война, как началась другая. Коммунистическая партия Малайи под руководством Чин Пена (р. 1924 г.) в 1949 г начала партизанскую борьбу против английских войск. Партизанское движение, однако, было не очень успешным, поскольку опиралось лишь на поддержку китайцев, но не малайцев. Несмотря на это, в полночь 31 августа 1957 г на площади Селангор Клаб Паданг одновременно с боем часов в последний раз был спущен государственный флаг Великобритании. Чтобы не допустить привлечения населения к партизанам, Англия предоставила формальную независимость Малайе, но чрезвычайное положение в стране было отменено только в 1960 г. Как бы там ни было, Куала-Лумпур стал столицей независимой Федерации Малайя, а Паданг был переименован в Датаран Мердека, или площадь Независимости. Сегодня на площади высится 100-метровый флагшток один из самых высоких в мире; здесь цветут клумбы и бьют фонтаны, а жители Куала-Лумпура весело отмечают День независимости и Новый год.

Промышленные предприятия давно выведены за границу города и находятся в пригородах и специально построенном для этих целей индустриальном городе-спутнике Петалинг-Джайя. Здесь построены предприятия по переработке продуктов кокосовой и масличной пальм, автосборочные конвейеры, цементные заводы, а также предприятия по переработке каучука и оловянной руды. Здесь же работают знаменитые на весь мир фабрики по производству бытовой техники и электроники. Ведущие фирмы Запада вывели свои производства в Малайзию, т к. здесь дешевая рабочая сила — преимущественно женщины и высокое качество сборки электроники и компьютерной техники.

Куала-Лумпур — сравнительно молодая столица и, как все мегаполисы, многонациональна. Это придало архитектуре города совершенно невероятный облик.

Дома XIX - первой половины XX в. — пример намеренного смешения стилей. Например, дворец султана Абдул Самада (1894-97 гг.), построенный специально для британской колониальной администрации, сочетает викторианский и мавританский стили. 40-метровая башня с часами возвышается над медными куполами, минаретами и арками с арабесками.

Понятие «древняя постройка» в этом совсем не старом городе относится к сооружениям всего лишь столетней давности, также поражающим разностильностью. К ним относится Масджид Джамек — старейшая мечеть в городе, построенная в 1909 г по английскому проекту в индийском стиле с мусульманскими луковичными куполами и колоннадами. Она совсем не похожа на Масджид Негара, или Национальную мечеть (1965 г.) — яркий пример малайской архитектуры, с минаретом высотой 73 м.

Самое поразительное архитектурное творение в городе — знаменитые куала-лумпурские небоскребы. Они расположены в Куала-Лумпур Сити-Центре громадном комплексе, части амбициозного малазийского проекта «Мультимедийный суперкоридор» — и квартале «Золотой треугольник».

Город уже невозможно представить без символа его финансовой и интеллектуальной мощи — башен-близнецов «Петронас», похожих на два кукурузных початка. Высота 88-этажного комплекса с «мостиком»-коридором на уровне 41-го и 42-го этажей, называемым «скайбридж» и увенчанным стальными шпилями, — 451,9 м. Здание находится на 15-м месте в списке высочайших сооружений на Земле. Другое известное во всем мире высотное сооружение столичная телебашня «Менара Телеком» (421 м).

Чайна-таун Китайский квартал выглядит так же, как и сто лет назад. Здесь живут потомки первых китайских иммигрантов. Власти страны, озабоченные уменьшением пропорциональной численности коренных жителей города, провели т н. «малаизацию» столицы, разрешив вывески только на малайском языке и строительство домов в малайском стиле. Башня «Мэйбанка» выполнена в форме малайского кинжала «криса», а здание «Табунг Хаджи» похоже на малайский барабан «гедом-бэк». В некоторых элементах зданий легко угадываются очертания малайских головных уборов «сонгкок». Психологи отметили весьма необычный факт' политика внешней «малаизации» сделала менее заметным подавляющее присутствие китайцев в Куала-Лумпуре.