Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
History.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
651.26 Кб
Скачать

35. Третьиюнская Монархия

После революции в России возникла новая система политической организации государства «Третьиюнская монархия». Во внутренней политике правительства прослеживалось две линии: наступление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административными и идеологическими мероприятиями. Полицейско-чиновничьему аппарату помогали печать и церковь. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законов.

Проведение контрреволюционной линии опиралось на «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». Местные власти получили право обыскивать помещения учреждений, арестовывать. Смертные приговоры и казни стали повседневным явлением, были переполнены тюрьмы. Были разгромлены многие организации крестьян, студентов, демократической интеллигенции, закрыта часть профсоюзов, запрещалось издание ряда демократических газет и журналов.

Церковь призывало к христианскому смирению и сотрудничеству с правительством. Представители черносотенных организаций требовали смерти для всех революционеров, прекращение деятельности думы.

В послереволюционных условиях перед правительством стояли по-прежнему три вопроса: рабочий, национальный и аграрный. В принятых законах для рабочих (о страховании, пенсии) правительство создавало лишь видимость заботы о рабочих.

Национальная политика проводилась под лозунгом «Россия для русских». Это не находило поддержки у окрепшей национальной буржуазии, этим воспользовались черносотенные организации разжигая национальную рознь и антисемитизм.

Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос, была проведена столыпинская реформа (1906г.). Реформа ускорила социальное расслоение – формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в земле.

С 1910 г. в России наметилось нарастание нового социально-политического кризиса. Революция перечеркнула планы высших эшелонов власти, и ничто уже не могло спасти монархию. Вступление России в первую мировую войну, поражения на фронте, ухудшение материального положения трудящихся стачки рабочих, неспособность правительства стабилизировать обстановку в стране – все это вызвало новое оживление оппозиционного движения.

36. Социально - экономическая политика правительства п.А. Столыпина

Ключевой фигурой режима являлся председатель Совета Министров и министр внутренних дел в 1906 – 1911 гг. Петр Столыпин. Главной особенностью его политики явилось сочетание решительных мер по подавлению революции, репрессий и в то же время серьезных реформ, прежде всего в аграрном вопросе (об этом говорилось ранее).

Оценка Столыпина и его реформ в современной историографии весьма неоднозначна. Сейчас нередки его апологетические характеристики как великого реформатора, патриота России. В наше время часто вспоминают его афоризмы («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»; «Дайте нам 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России»).

В то же время ряд авторов обращает внимание на ограниченность реформ Столыпина, отмечается, в частности, что они проводилось путем бюрократического нажима, что вызывало все большее сопротивление общинного крестьянства. Характерно, что с годами выход из общины и переселения уменьшались, 450 тыс. переселенцев вернулись назад. Не случайно, что после 1917 г. хутора были разгромлены, а хуторян заставили вернуться в общину.

Политика Столыпина подвергалась все более ожесточенным нападкам со всех сторон. На него нападали правые, один из известных лидеров черносотенцев Пуришкевич произнес крылатую фразу, что «хутора это фабрики пролетариата"). Премьер-министра осуждали либералы и ненавидели революционеры. Это было связано не только со столыпинскими репрессиями, но и с тем, что успех реформ выбивал почву из-под левых. Ленин, называвший политику Столыпина «аграрным бонапартизмом», проницательно заметил: «Если реформы удадутся, то нам нечего будет делать». Наконец под давлением придворных кругов Столыпин все более лишался и поддержки царя.

В сентябре 1911 г. Столыпин был убит эсеровским террористом Багровым, который был одновременно связан с охранкой. Некоторые историки рассматривают это событие как закономерный финал: в сложившейся ситуации, если бы Столыпин остался жив, все равно, скорее всего, был бы устранен с политической сцены. В то же время многие авторы рассматривают гибель Столыпина как яркое выражение кризиса реформистского курса, как потерю еще одного существенного шанса для эволюционного преодоления трудностей модернизации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]