Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по искусств от ДР2-1.docx
Скачиваний:
99
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
276.87 Кб
Скачать

27. Картины в васнецова по мотивам русского фольклора

Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Виктор Михайлович совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды и сказки, притом и сами сказки часто становились темами больших полотен. "мудрыми глубинами человеческого инстинкта", в которых, по словам Ивана Ильина, "завязываются узлы национального бытия и национального характера". Именно такое понимание сказки и присуще Васнецову. Его полотна "Ковер-самолет" (1880), "Три царевны подземного царства" (1884), "Иван-царевич на сером волке" (1889), наконец, широкоизвестные театральные эскизы к "Снегурочке", ознаменовавшие решительный переворот не только в русской , но и в мировой сценографии, абсолютно лишены иллюстративной описательности. Его сказочные произведения не просто дань национальному фольклору - это его поэтическое прозрение. "Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова, написанная им следом за известной картиной "После побоища Игоря Святославовича с половцами". Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства. «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам - могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна. Очень хорош - в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей - пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей. Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины - одежда богатырей, их вооружение, убранство коней - подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону «археологии», лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.

28. Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам.

определение иллюстрации – это «периодическое издание, снабженное рисунками художественного, этнографического, исторического, политического (карикатуры) и прочего содержания».

Еще можно сказать, что иллюстрация – это визуализация, такая как рисунок, фотография или другая работа, которая создаётся с целью выделить субъект, а не форму. Поэтому назначение иллюстрации — объяснить или декорировать текстовое содержимое книги, журнала, газеты.

Маврина Татьяна Алексеевна (1902–1996), русская художница, мастер графики и книжной иллюстрации. Свою творческую карьеру Маврина начала со станковой живописи. Кроме масляной живописи она обращалась к акварели, гуаши и темпере, В конце двадцатых и в тридцатые годы писатели и художники, не отражающие коммунистические идеалы, были вытеснены из издательств и выставочных залов. Зато детская литература почти не подвергалась цензуре и, благодаря этому, Татьяна Маврина стала известна по иллюстрациям к произведениям классической литературы и детским книгам. Маврина зачастую оформляла издание целиком — от обложки до каждой буквицы в тексте, а потому даже растиражированные, эти издания выглядят рукодельными. Особое место в ее творчестве занимали сказки Пушкина. Она создала в своих произведениях самобытные образы знаменитых «ученых» котов, сказочных девушек-лебедей, которые живут в особом праздничном мире выдуманной реальности, мире детства, но при этом с нашим миром напрямую связаны. Хотя Маврина часто обращалась и к живописи маслом, ее излюбленными техниками были рисунок тушью, а также акварель, гуашь и темпера.

Особое место в ее творчестве заняло иллюстрирование книг для детей. Наиболее известно оформление сказок А. С. Пушкина: "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ", "Руслан и Людмила", "Сказки", а также сборники "По щучьему велению", "Русские сказки", " За тридевять земель". Т. А. Маврина выступала и как иллюстратор собственных книг: "Сказочные звери", "Пряники пекутся, коту в лапы не даются", "Сказочная азбука".

Обращение к традициям народного искусства, к национальным истокам сказки помогло Т. А. Мавриной развить чувство декоративности, стать певцом русской сказки, в пластических зримых образах соединить фантастику с окружающей жизнью. Неповторимый "мавринский стиль" основан на принципах и формах произведений народного искусства: силуэтное решение композиции, яркий колорит, многоярусное развертывание сюжета и др. Легкость, свобода и непринужденность рисунка, изящество линий, богатство колорита, тонкость цветовых отношений, строгий отбор средств, кажущаяся детскость изображения присущи брызжущим веселостью и энергией иллюстрациям Т. А. Мавриной.

Колорит книг Т. А. Мавриной тесно связан с выведенными веками цветовыми формулами народного искусства. Цветовой фон ее листов плотно заселен пятнами разной величины и формы, изображение не читается на этом фоне, но вырастает из него. Цветовая гармония ее книг звучит многоголосой перекличкой сходных цветовых мотивов ("Выбирай коня любого") или строится по принципу смелых цветовых контрастов ("Сказочные звери"). Художница смело обобщает форму, стремится к яркому, мажорному звучанию произведений. Одной из первых книг, которую иллюстрировала Т. А. Маврина, была "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

Важнейшая особенность искусства Т. А. Мавриной - связь поэзии сказки и пластической красоты разных видов народного декоративно-прикладного искусства. В нарядной красочности иллюстраций можно увидеть обаяние народной глиняной игрушки, русского лубка, бытовой керамики, пряников, изразцов, старинных костюмов. Творчество Т. А. Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.

29 . ФАВОРСКИЙ, ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ (1886–1964), русский художник и теоретик искусства, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна. Родился в Москве 3 (15) марта 1886 в семье юриста; мать его, С.О.Шервуд, была художницей. Учился Владимир Андреевич в школе-студии К.Ф.Юона (1903–1905), а также в частной академии Ш.Холлоши в Мюнхене (1906–1907). С 1905 занимался искусствоведением в Мюнхенском, а с 1907 – в Московском университете, защитив в 1913 дипломную работу «Джотто и его предшественники». Был членом объединения «Четыре искусства». Испытал влияние Т.Бьюика.

Иллюстрации к «Слово о полку Игорева»

В худож. наследии Ф. большое место занимают иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Таковы эскизы росписи «Битва», «Соколы и лебеди» (1937), гравюры на дереве «Боян», «Игорево войско в походе», «Затмение солнца», «Вторая битва», «Буй Тур Всеволод в бою», «Злато слово Святослава», «Бояре слушают Святослава Киевского», «Ярославна в Путивле», «Светлое и трижды светлое солнце», «Донец», «Разговор Игоря с Донцом», «Игорь-князь в Русской земле», «Села рады, города веселы» (все созданы в 1950, изданы отдельно в 1954). Эти произведения вошли в число тех книж. иллюстраций, за которые Ф. был удостоен Ленинской премии. Искусствоведы отмечают, что для полотен Ф. вообще и для иллюстраций к «Слову о полку Игореве» в частности характерно органическое сочетание психологизма, филос. осмысления, эпич. и лирич. начал, ист. верности фактов. Наряду с авторским текстом «Слова» иллюстрации Ф. дают четкое представление о напряженной, полной трагизма и в то же время радостных надежд эпохе XII в. на Руси. Ф. стремился к синтезу разных видов иск-ва (в данном случае — словесного и изобразит.), а живопись, напр., считал такой формой иск-ва, в которой осуществляется ритмич. организация пространства, разворачивающегося во времени. Такой подход к трактовке образов «Слова о полку Игореве» особенно заметен в ил. Ф. «Соколы и лебеди», «Затмение солнца», «Ярославна в Путивле», «Светлое и трижды светлое солнце», «Разговор Игоря с Донцом», «Игорь-князь в Русской земле», «Села рады, города веселы». На этих полотнах мы видим, как широкие небесные и земные (точнее — степные) просторы фокусируются в небольшом временно́м отрезке — от начала похода войска Игоря до его трагич. окончания, всего на протяжении двух недель. В остальных картинах Ф. на темы «Слова» пространственная перспектива представлена иначе; напр., в картинах «Первая битва», «Вторая битва», «Игорево войско в походе», «Буй Тур Всеволод в бою», «Донец» дается лишь «передний план», чтобы можно было лучше разглядеть основных действующих лиц; с еще большей категоричностью это можно сказать о картинах «Злато слово Святослава» и «Бояре слушают Святослава Киевского», изображение событий в которых ограничено небольшим «пространством» терема князя. Но и в таких случаях, подобно автору «Слова», Ф. переносит действие с поля поражения рус. войск в великокняжескую столицу, как бы сливая в одно целое пространство и время, время непродолжительное, т. к. на съезде бояр и князей в Киеве надо было быстро принять решение об отпоре врагу, вторгшемуся в рус. земли сразу же после победы «на Каяле»; Святослав при этом мысленно охватывал огромную территорию рус. княжеств, которые, в случае единства действий, смогут нанести сокрушит. удар по врагу. Думается, что в иллюстрациях Ф. авторская трактовка «золотого слова» Святослава нашла полное худож. выражение в суровых, задумчивых, встревоженных и одновременно — мужественных лицах самого Святослава и окружающих его бояр и воинов. При этом отчетливо передана общая атмосфера готовности выступить на защиту родины. Об этом свидетельствуют динамичные, решительные фигуры воинов, одетых в кольчуги и держащих в руках сабли. Таким образом, благодаря картинам Ф. «Слово о полку Игореве» получило яркую худож. интерпретацию всех его наиболее существенных частей и образов.