
- •Литература западной европы и сша после 1848 года
- •Французская поэзия в середине XIX века
- •Шарль бодлер
- •Гюстав флобер
- •Романтизм в литературе сша. Поздний этап
- •Герман мелвилл
- •Эдгар по
- •Генри лонгфелло
- •Бичер-стоу
- •Уолт уитмен
- •Синхронистическая таблица Западная и Центральная Европа. Сша. 1850—1870 годы
Герман мелвилл
Герман Мелвилл (1819—1891) принадлежит к числу крупнейших представителей позднего американского романтизма.
В его творчестве отразилось глубокое несоответствие между страстной жаждой совершенства и убожеством американской действительности.
Мелвилл родился в Нью-Йорке и получил строгое религиозное воспитание в пуританском духе, следы которого явственно дают' о себе знать в его творчестве, проникнутом библейской символикой и образностью. Предки писателя принимали активное участие в американской революции: один из них прославился своей легендарной храбростью. Мелвилл рос в атмосфере воспоминаний о героическом прошлом своей страны, столь не похожем на однообразные будни, воцарившиеся в результате прихода к власти дельцов и предпринимателей, охваченных единственной страстью: разбогатеть. Конфликт между былым идеалом и действительностью больно ранил Мелвилла, с самого начала сообщив его произведениям бунтарскую и в то же время трагическую окраску. Первые книги. Первые книги Мелвилла «Тайпи» (1846) и «Ому» (1847) были написаны на основе личных впечатлений, полученных автором во время плавания на китобойных судах. Мелвилл описывает здесь свою жизнь среди туземцев на островах Тихого океана, куда его забросили превратности морской службы. Подобно большинству романтиков, Мелвилл идеализирует естественную жизнь первобытных племен, противопоставляя ее уродствам буржуазной цивилизации. Однако Мелвилл хорошо понимает, что человек XIX столетия не может удовлетвориться тем, что предлагает ему первобытное общество: герой, в конце концов, бежит от своих гостеприимных хозяев, возвращаясь в ненавистный, но — увы! — необходимый ему цивилизованный мир, частью которого он сам является. Таким образом, Мелвилл одновременно создает прекрасную утопию и сам же подрывает ее основы. Романтический идеализм и романтический пессимизм идут у него рука об руку.
«Тайпи» и «Ому» привлекли читателей — современников Мелвилла своим экзотическим сюжетом. За писателем прочно установилась известность «человека, Который жил среди людоедов». Сложный философский подтекст обеих повестей оказался недоступен широкой публике.
Для Мелвилла, однако, самым главным в его творчестве было стремление к постановке глубоких философских проблем. Вопрос о смысле человеческого существования — вот что волновало и мучило Мелвилла, вот что заставляло его писать, несмотря на то что после «Тайпи» и «Ому» читатели, казалось, совершенно перестали замечать его книги и в конце концов просто-напросто забыли о нем.
«Марди». Переломным в творчестве Мелвилла стал роман «Марди» (1849) — сложный сплав фантастики, аллегории и сатиры,
295
не исключающий достоверности отдельных деталей. Герой романа вместе со своими спутниками совершает полное приключений путешествие в поисках истины, красоты и счастья. Он посещает несколько островов вымышленного архипелага Марди, олицетворяющего земной шар. Каждый остров — символическое изображение той или иной страны. В какую бы страну ни попали путешественники— будь то Диранда (Германия), Доминора (Англия), Вивенца (Америка) и т. д., везде они сталкиваются с произволом, насилием, несправедливостью, тупостью правителей и непонятной покорностью народа, терпеливо сносящего тиранию. Даже Америка не составляет исключения: на стенах возведенного здесь храма Свободы вывешено объявление, обещающее награду за поимку беглого раба. И все же путникам удается найти остров, где люди пытаются жить по законам справедливости: это Серения. Жаль только, что, в отличие от Доминоры, Вивенцы и прочих островов архипелага Марди, за Серенией не стоит никакой реальной страны — это остров-мечта, остров-сон. Мелвилл воплотил здесь свое представление о том, какими должны быть отношения между людьми.
«Моби Дик». Поискам ответа на вопрос, как уничтожить царящее в мире зло, посвящено главное произведение Мелвилла: роман «Моби Дик, или Белый Кит» (1851). Эта книга — одно из высших достижений американского романтизма.
Романтики остро чувствовали силу зла в окружающем их мире. Поставив в своем творчестве эту проблему во всей ее философской глубине, они сделали заметный шаг вперед по сравнению с просветителями. Просветители исходили из представления об изначальном совершенстве природы человека и считали зло преходящим явлением, порожденным недостатком просвещения и правильного воспитания. Романтики уже поняли, что существование зла кроется на каких-то намного более неизмеримых глубинах, чем те, на которые указывали просветители. Но как отыскать его источник, где найти средства для борьбы с ним, как навсегда избавить от него человечество — вот круг вопросов, на которые романтики искали и не находили ответа.
В романе «Моби Дик» мировое зло принимает облик загадочного, неуловимого и непобедимого чудовища — Белого Кита, по прозвищу Моби Дик. Ему бросает вызов капитан Ахав — величественный трагический герой, близкий по духу богоборцам Мильтона и Байрона. Ахав дает клятву уничтожить Моби Дика, отомстить за все страдания, причиненные им людям. Став во главе команды, где собрались представители разных рас и национальностей, капитан Ахав начинает преследовать Белого Кита по всем морям и океанам.
Корабль капитана Ахава — это символ всего человечества, которое на протяжении тысячелетий ценой неимоверных усилий ищет пути к высшим истинам добра и правды. Поединок корабля с Китом заканчивается трагически: Моби Дик топит корабль; команда гибнет вместе со своим капитаном, спастись удается
296
только одному человеку. Свидетельствует ли этот финал, как полагают некоторые критики, о безысходном пессимизме автора? Обрекает ли Мелвилл человечество на поражение в борьбе со злом?
Такой вывод был бы глубоко ошибочен. Мелвилл приводит своих героев к поражению — но только потому, что стремится быть верным правде жизни: ведь «мировое зло» не уничтожено, страдания по-прежнему существуют, справедливость далеко не всегда одерживает верх над несправедливостью. Однако это не означает, что писатель призывает отказаться от борьбы, сложить оружие и смириться с неизбежностью. Напротив, он создает трагедию, в которой побеждает героическое начало. Пусть капитан Ахав и его команда гибнут — даже в гибели своей они отказываются признать себя побежденными. Когда разбитый корабль погружается в морскую пучину, из-под воды поднимается рука одного из матросов и упрямо прибивает к мачте национальный флаг. Невольно вспоминаются слова Хемингуэя: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Роман Мелвилла — это гимн во славу несгибаемой силы человеческого духа.
Хемингуэй вспоминается в связи с «Моби Диком» не случайно. Мелвилл оказал большое влияние на американскую литературу XX века; в особенности это относится к творчеству Хемингуэя и Фолкнера. Разве не близки Мелвиллу по духу и самой сути своей рассказы Хемингуэя, посвященные испанской корриде, его роман «По ком звонит колокол», повесть «Старик и море»? Во всех этих произведениях герои, казалось бы, терпят поражение, порой даже гибнут, но все равно остаются несломленными. То же верно и по отношению к творчеству Фолкнера: пафос неравной, обреченной, но героической и потому, в сущности, победоносной борьбы роднит его с мелвилловским «Моби Диком».
«Израиль Поттер». После романа о Белом Ките Мелвилл написал еще немало выдающихся произведений. Среди них следует выделить роман «Израиль Поттер» (1855), в котором он обратился к истории- Войны за независимость. Уже в ней он увидел зародыш последующей агрессивной политики Америки. В годы, когда было принято представлять деятелей американской революции рыцарями без страха и упрека, Мелвилл изобразил одного из них — знаменитого флотоводца Поля Джонса — как бесшабашного авантюриста, головореза и демагога. Фигуру Поля Джонса Мелвилл возвел до символа всей Америки: «...неустрашимая, беспринципная, отчаянная, хищная, безгранично честолюбивая, прячущая дикарскую сущность под маской цивилизации Америка — это истинный Поль Джонс среди наций или еще станет им».
Мелвилл раньше других осознал, что война Америки за независимость была уже и войной за господство. Проницательность писателя лишний раз подтверждает истину о том, какими возможностями предвидения обладает художественное творчество.
297
Героем своего произведения Мелвилл сделал не прославленную историческую личность, а простого безвестного фермера Израиля Поттера. В этом лишний раз сказался демократизм писателя. Поттер — верный солдат революции, однако Америка отплатила ему за подвиги черной неблагодарностью: его лишают не только заслуженной награды, но даже скромных средств к существованию.
В новелле «Писец Бартльби» Мелвилл также обратился к судьбе «маленького человека» — мелкого служащего, которого страх потерять работу доводит до помешательства.
Мастерство художника. В художественном мире Мелвилла тесно переплетаются фантастика и реальность, повседневность и миф. Приключенческая фабула наполняется философским содержанием, документальные описания поднимаются на высоту поэтической аллегории. Так, например, сюжетную основу «Моби Дика» составляют морские приключения. Мелвилл подробно описывает жизнь на корабле, знакомит читателя со всеми тонкостями китобойного промысла, вводит в книгу специальные разделы, содержащие разнообразные сведения о китах. Однако все это — лишь первый повествовательный пласт. На нем, как на фундаменте, выстраивается здание философского романа. Каждый персонаж, каждое событие в романе имеют как бы два измерения: реальное и символическое. Одно неотделимо от другого. Описание труда китобоев, например, воссоздает реальную атмосферу корабельной жизни и в то же время воспринимается как символ упорных трудов человечества на пути познания истины. Использование «двойного измерения» — один из важных эстетических принципов Мелвилла. Он получил большое распространение в литературе XX века (в творчестве Т. Вулфа, Дж. Стейнбека, У. Фолкнера и др.).
В поисках символов Мелвилл часто обращается к мифам, пользуется образами, почерпнутыми из Библии. Стилю писателя свойственны торжественная приподнятость и пророческий пафос. Язык его пестрит архаизмами. Величественный ритм его прозы придает ей сходство с ораторской речью. Мелвилл не стремится к простоте. Сложный ход его мысли нередко требует сложных форм выражения. Однако цель писателя остается неизменной: искать и находить правду, как бы ни был извилист и труден путь к ее достижению.
Большое влияние на Мелвилла оказал Шекспир. Повествование Мелвилла всегда пронизано драматизмом. Конфликт развертывается на фоне титанической борьбы страстей.
Герои Мелвилла ведут борьбу за истину. В образах героев часто воплощается та или иная философская идея. Драма страстей превратилась под пером писателя в драму идей. Это явилось принципиально важным художественным открытием.
Творчество Мелвилла осталось неизвестным русским писателям XIX века. Сам он также не был знаком с русской литературой. Несмотря на это, можно обнаружить сходство некоторых мотивов
298
в творчестве Мелвилла и Гоголя. Это сходство типологическое: оно порождено не влиянием, а близостью ряда социальных и философских проблем, волновавших общественное сознание США и России. Речь идет прежде всего о судьбе рядового, так называемого «маленького человека», который и в республиканской Америке, |и в крепостнической России в равной мере мог стать жертвой 'бездушной бюрократической системы.
Поэтому история Израиля Поттера напоминает в чем-то судьбу капитана Копейкина, а писец Бартльби заставляет вспомнить гоголевскую «Шинель».
При жизни Мелвилл не получил признания и умер, забытый современниками. Его творчество возродилось и вошло в классику мировой литературы лишь в XX столетии. Это объясняется тем, что Мелвилл намного опередил свое время — как мыслитель и как художник.