Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНИК БАТУЕВ.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
3.3 Mб
Скачать

149 :: 150 :: 151 :: 152 :: Содержание

152 :: 153 :: 154 :: 155 :: 156 :: 157 :: Содержание

Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян.

Рис. 20 Решение шимпанзе задачи получения банана (по В. Детьер и Э. Стеллар, 1967)

Некоторые исследователи поведения животных считают, что высшие психические функции не что иное, как примитивное мышление, которым животные могут пользоваться без предварительного научения, то есть не используя прежний жизненный опыт. Так, В. Келлер после наблюдения за поведением шимпанзе полагал, что высшие психические функции являются выражением изначальных свойств и способностей мозга.

И.П. Павлов и его сотрудники, повторив опыты Келлера, пришли к иному выводу. Шимпанзе составляет пирамиду из ящиков, чтобы достать гроздь бананов, подвешенных к потолку, на основании перенесения в новую ситуацию старого опыта, на основании проб и ошибок (рис. 20). Сам И.П. Павлов писал по этому поводу: "...Каждая новая ассоциация, касающаяся отношения внешних вещей, есть прибавление знания, а пользование этим знанием есть то, что называется пониманием".1

Еще Ч. Дарвин (1871) отмечал, что подражание сыграло значительную роль в процессе антропогенеза, причем

152

у родоначальников человека подражание в сочетании с рассудком сыграли исключительную роль в выборе оптимальных решений.

Л.А. Фирсов (1987) выделяет подражательную деятельность в качестве самостоятельной формы поведения антропоидов, которая оказывается особенно выраженной у детенышей шимпанзе в возрасте 2-2,5 лет. Подражание после однократного наблюдения решения проблемных задач или демонстрации дифференцирования предъявляемых сигналов особью-"актером" сохраняется у "зрителя" от нескольких часов до нескольких недель. Причем кроме скорости и прочности подражания отмечается его очень широкий диапазон.

Механизм подражания следует рассматривать как особую форму поведения или отражения действительности, где принцип "животное - окружающий мир" заменяется принципом "животное - другое животное - окружающий мир". Причем особь-"актер" воспринимается особью-"зрителем" как обобщенная система натуральных раздражений, которыми и являются акты поведения.

Предметная и орудийная деятельность антропоидов - это одна из базовых проблем антропогенеза. Установлено, что манипулирование разнообразными предметами среды - предметная деятельность - это неотъемлемая черта сложного поведения всех представителей отряда приматов. Антропоиды обладают способностью к целенаправленному манипулированию с предметами. В процессе этой деятельности они не только используют предмет как таковой или при необходимости изменяют его, но способны также сочленить несколько предметов в устойчивую конструкцию. Использование предметов для игры молодыми шимпанзе начинается с 2,5-3-месячного возраста. Но только в возрасте около 2,5 лет детеныши шимпанзе научались составлять новые конструкции и использовать их для приближения приманки. То же наблюдается и у других антропоидов (рис. 21).

Орудийная деятельность отчетливо проявляется у шимпанзе в опытах с огнем, который служил препятствием для достижения приманки. В опытах И.П. Павлова

153

Рис. 21 Орангутан за составлением двух трубчатых предметов (по Л.А. Фирсову, 1987)

Рафаэль взял бутылку с водой и вылил ее на пламя, а в опытах Л.А. Фирсова Каролина накрыла огонь половой тряпкой и легко завладела апельсином. Из этих опытов ясно видно свойство обобщения сигнальной ценности окружающих предметов. Наблюдения за поведением шимпанзе, проведенные Л.А. Фирсовым, дают основание считать, что, перед началом каких-либо действий, у шимпанзе имеется ближайший план, ради которого они реализуются. Вот один из примеров. Подростки шимпанзе Лада и Нева, воспользовавшись ошибкой лаборантки, достали связку ключей, забытую ею на столе в 3 м от вольера, и оказались на свободе. Действия обезьян при этом были следующими: 1) отгрызание края столешницы от стола, который уже давно находился в вольере; 2) с помощью получившейся палки подтягивание занавеси и овладение ею; 3) набрасывание как лассо занавеси на стол с ключами и очень осторожное подтягивание связки ключей к вольере; 4) открывание висячего замка и выход на свободу.

Этот пример отражает реализацию уже принятого окончательного решения, которое сформировалось как на основе текущей деятельности, так и имеющегося у обезьян жизненного опыта. В любом случае обезьяна способна в известной степени предвидеть результаты своих действий.

Орудийная деятельность основана на анализе связей между предметами, явлениями и результатами манипулирования с предметами. При этом важную роль играет уровень обобщения элементов среды с тем, чтобы можно было применить любой предмет в любой ситуации, придерживаясь логики принятого решения. Целенаправленность поведения с обобщенным использованием предметов внешней среды, с частичным их изменением

154

и составлением из них устойчивых конструкций является наиболее поздним эволюционным приобретением. Она обязательно проявляется в поведении ребенка, и на ней в значительной мере основывается трудовая деятельность человека. Новая ступень предметной деятельности - орудийная деятельность - развивается в процессе все большей социализации древнейшего человека.

Учитывая семейно-групповой образ жизни антропоидов, исследователи уделяют значительное внимание способам общения животных между собой и с экспериментатором. Основное внимание уделяется голосовым и жестикуляторным проявлениям. Л.А. Фирсов и В.В. Плотников (1981) отмечают выраженную "полисемантичность" голосовых реакций обезьян и большое значение окружающей ситуации для придания им определенной сигнальной значимости. В силу высокоразвитых свойств подражания антропоиды легко усваивают новые звуковые проявления, обогащая их экологическое значение. В определенных условиях эти артифициальные сигналы могли оказаться более точными, чем врожденные, и соответственно их биологическая роль возрастала.

Своеобразная форма общения шимпанзе с экспериментатором была изучена А.И. Счастным (1972). Обезьян приучали возвращать экспериментатору выданные им во время опыта жетоны: за возвращение круглого жетона давали обезьяне конфету, квадратного - орех, прямоугольного - компот, шестиугольного - игрушку, за треугольник - ничего не давали. Обезьяны, используя условные "знаки", сигнализировали экспериментатору и друг другу о своей потребности в пище, питье или игрушке.

Та же цель преследовалась опытом супругов Гарднеров, Премаков и других исследователей на детенышах шимпанзе и горилл. В качестве символов могли использоваться либо специальные фишки, либо азбука глухонемых. Важно то, что выученными жестами или фишками шимпанзе могли пользоваться между собой, а новички по механизму подражания воспринимали их у обученных и успешно ими пользовались.

Антропоиды обладают способностью к переносу первичного научения для формирования обобщения с отвлечением от конкретных признаков сигнала. Стало

155

очевидным, что шимпанзе способны абстрагироваться от некоторых существенных признаков предметов или явлений и обнаруживают выраженную способность к ассоциативному мышлению. Обобщение и абстракция являются результатом чувственного опыта животного, содержат информацию об истории процесса, оценке ситуации, решении, его реализации, результатах комбинаторики старых навыков для нового решения. Поэтому обобщение - функциональный блок систематизированной информации, хранящейся в аппаратах памяти.

Вероятно, на основе сложных обобщений у древних приматов формировался знаковый язык. Л.А. Фирсов (1982) понимает под термином "язык" все формы адаптивного поведения животных и человека, в том числе врожденные коммуникативные сигналы. Это первичный язык. Знаковая система общения у обезьян позволяет различать во вторичных языках стадию "А" (довербальные понятия) и стадию "Б" (вербальные понятия). Последние, как правило, реализуются с помощью речевого аппарата. Соотношение классификации языков приводится в табл. 4.

Существенной стороной поведения антропоидов являются формы их сосуществования в сообществах (семьях, группах, стадах). Такую кооперацию можно рассматривать как присущий приматам тип зоосоциального поведения, при котором действия нескольких особей объединяются для выполнения какой-либо операции, направленной на достижение полезного результата. Кооперативность поведения обезьян зависит прежде всего от иерархических рангов партнеров, а затем и от других факторов, таких как уровень мотивации, физиологическое состояние особей и др.

Кроме обычного наблюдения за поведением животных Л.А. Фирсовым был использован весьма показательный

Таблица 4

Классификация языков (уровни отражения) (Л.А. Фирсов, 1987)

И.П. Павлов

Л.А. Орбели (1949)

Л.А. Фирсов (1974)

1 сигнальная система

I сигнальная система

Допонятийный уровень

Первичный язык

 

Промежуточный этап

Стадия "А": довербальные понятия

Вторичный язык

И сигнальная система

II сигнальная система

Стадия "Б": вербальные понятия

Тоже

156

Рис. 22 Состояние образной памяти (отсроченный выбор) на фоне тренировки различения зрительных сигналов (по Л.А. Фирсову, 1987) По оси ординат - отсрочка в критическом испытании, мин; по оси абсцисс - номера критического испытания после образования условного рефлекса; I - шимпанзе; II - павианы; III - макаки; IV - капуцины.

объективный тест на кооперативное поведение двух обезьян. Возле одной из кормушек находился рычаг, нажатие на который открывало доступ к пище в противоположной кормушке, и наоборот. Кооперативное поведение устанавливается тогда, когда обезьяны по очереди подкрепляют одна другую. Однако такое поведение разрушалось, как только проявилось доминирование одной особи и подчиненность другой. В этом случае подчиненная особь в несколько раз чаще нажимала на рычаг, чтобы накормить своего партнера, чем доминирующая.

Наконец, хорошо изучена способность антропоидов к длительному хранению следов. Главной отличительной особенностью шимпанзе является широкое использование образной памяти (рис. 22).

Вышеприведенные данные об уровне психического развития антропоидов, включающего подражательную, орудийную, ориентировочно-исследовательскую деятельность, способность к обобщению и абстрагированию сигналов, использованию знаковой системы сигнализации и высокого уровня образной памяти, позволяют заключить, что обезьянообразные, ближайшие предшественники древнейшего человека, обладали не меньшим развитием перечисленных функций.

157

1 Неопубликованные и малоизвестные материалы И.П. Павлова. Л., 1975. С. 96.