Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
.СА в годы Холодной войны.ч1.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

VII. Армейская авиация Сухопутных войск

Самый молодой род войск появился, точнее, воссоздался в составе Сухопутных войск в начале 1980-х гг., после того как на вооружение в 1974 г. был принят вертолет огневой поддержки Ми-24. Вновь формируемые вер­толетные полки (имевшие в среднем по 55-60 машин и состоявшие из 4 эскадрилий), а также отдельные эскадри­льи (по 12-14 машин в каждой), вооруженные этими вертолетами, а также вертолетами Ми-8 в транспортно-боевом исполнении, вошли в состав практически всех групп войск, округов, танковых и общевойсковых армий, армейских корпусов. Первоначально, с начала 1970-х гг., вертолетные полки придавались созданным в конце 1960-х гг. десантно-штурмовым (именовавшимся сначала воздушно-штурмовыми, а затем воздушно-десантными) бригадам. Каждая такая бригада имела в оперативном подчинении по 2 вертолетных полка — боевой (по штату 20 Ми-24 и 40 Ми-8) и трансгюртно-боевой (40 Ми-8 и 20 Ми-6). Все эти машины (боевые Ми-8, Ми-24 и появив­шиеся в незначительном количестве Ми-28, пришедшие на смену Ми-24, а также транспортные Ми-6 и Ми-8Т и очень редко Ми-2) составляли основу армейской авиации14. В качестве воздушных командных пунктов применялись вертолеты Ми-17. Кроме задач огневой поддержки и транспортных перевозок, на вертолетные части возлагались ведение воздушной разведки в тактической зоне, переброска разведывательно-диверсионных групп, корректировка артиллерийского огня, вывоз раненых и т.д.

Всего за 1980-е гг. было создано около 50 полков и примерно 30 отдельных эскадрилий. Фактически все такие полки и эскадрильи создавались вновь (например, сначала появилась 77-я эскадрилья, затем переформиро­ванная в 181-й полк), и лишь некоторые из них переформировали из существовавших авиаполков с сохранением номеров, наград и почетных наименований, как, например, 7-й и 239-й гвардейские. А настоящим боевым испытанием для вертолетных частей стал Афганистан, где особую популярность приобрели Ми-24, прозванные «Крокодилами». Причем Афганистан внес новшество не только в боевую деятельность армейской авиации, но и

44

стал единственным местом, где в распоряжении общевойсковой армии имелись, кроме вертолетных, также истребительные, бомбардировочные, штурмовые и разведывательные авиачасти. В остальных армиях этот комплект частей выглядел не столь внушительно. Например, в распоряжении управления армейской авиации самой мощной на Дальнем Востоке 5-й армии имелись следующие части и подразделения, расположенные в Уссу­рийске и Черниговке (аэродром): 1078-й командный пункт, 319-й вертолетный полк, 32-я и 319-я отдельные вертолетные эскадрильи, 53, 60, 147-й отдельные вертолетные отряды, 273-я отдельная эскадрилья беспилотных средств разведки, 741-й отдельный батальон аэродромно-технического обслуживания, 4 отдельные роты (123-я и 1134-я связи и радиотехнического обеспечения, 134-я аэродромно-технического обслуживания и 930-я материаль­ного обеспечения), 31, 37,435-я подвижные авиаремонтные мастерские, 160-е метеобюро.

VIII. Инженерные войска

Эти войска в послевоенное время существенно увеличили оснащенность техникой, хотя численность их формирований, наоборот, уменьшилась - со времен войны сохранилось не так уж много частей, в основном, как правило, бывшие саперные батальоны в оставшихся дивизиях, значительная часть из которых сменила нумерацию. Самыми крупными структурно-штатными единицами со времен войны остались бригады - инженерно-саперные и понтонно-мостовые (почти все сменившие нумерацию), которые подчинялись или непосредственно Москве, или штабу округа (группы войск), реже - армии. Инженерно-саперные и понтонно-мостовые полки входили в состав армий, а отдельные батальоны - в состав армейских корпусов и дивизий (см. выше). В некоторых армиях имелись переправочно-десантные батальоны, которых можно отнести как к войскам спецназа, так и к инженерным войскам, поскольку в их задачу входил захват и удержание плацдармов до подхода главных сил при переправе через водные преграды. Имелся также целый ряд отдельных специализированных батальонов (рот, взводов), как правило входящих в состав бригад ВГК, — это такие батальоны, как инженерные штурма и разграждения (оибшр), инженерно-заградительные (оизб), маскировочные (омб), мостостроительные (омостб), дорожные (одорб), оборудования пунктов управления (обопу), инженерно-фортификационные (оифб), спецминирования (обсм), раз­минирования (обрм), полевого водоснабжения (обпвс). Кроме того, после Чернобыля вблизи атомных станций стали создаваться инженерные бригады ликвидации последствий ядерных аварий.

Инженерные войска никогда не оставались без «работы», поскольку постоянно проводимые учения, никогда не прекращающееся оборудование и строительство военных городков, полигонов, стрельбищ, дорог и т.д., а также периодически происходящие стихийные бедствия требовали привлечения, как личного состава этих войск, так и самой инженерной техники. А ее на вооружении инженерных и понтонных частей состояло немало - от обыкновенных грузовых автомобилей, тракторов и бульдозеров до специализированных бронированных машин, как, например, ИРМ (инженерные разведывательные машины на модифицированных шасси БМП-1) и УР-67 (установки дистанционного разминирования на шасси БТР-50), а также мостоукладчиков МТУ-20 и МТ-55А на шасси танка Т-55 (без башни). Различные маневры и учения, проводимые в 1960-1980-е гг., как правило, с форсированием крупных и мелких рек с соответствующими названиями - «Днепр» (1967 г.), «Двина» (1970 г.), «Березина» (1978 г.) и самое масштабное в поствоенное время - «Запад-81», требовали масштабных привлечений и понтонно-мостовых частей, главным вооружением которых являлись тяжелые и легкие понтонно-мостовые парки. Но настоящим испытанием для инженерных частей стал Афганистан (см. гл. 7).

Отдельной строкой надо отметить военно-строительные части, хоть и не относящиеся к инженерным частям, а, скорее, к тыловым, но выполнявшие огромный объем работ по строительству военных объектов и объ­ектов инфраструктуры гражданского назначения, в первую очередь жилья для военнослужащих. Знаменитые, хотя зачастую со знаком «минус», строительные батальоны (стройбаты) и отряды являлись основной структурной единицей военно-строительных частей. Этот «минус» им приносил порядок комплектования их личным составом, который осуществлялся по остаточному принципу, — в их состав направлялись в основном те, кто не подходил для боевых частей: бывшие заключенные, национальные кадры, не владеющие русским языком (или делающие вид, что не владеют), низкоинтеллектуальные или неуравновешенные люди. Правда, строительные части, осуществ­лявшие возведение важных объектов, комплектовались лучше. Они могли быть как отдельными, так и сводиться в бригады, которые, в свою очередь, могли входить в состав строительных корпусов. Военно-строительные части фактически не имели никакого вооружения, не считая строительной и автомобильной техники.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]