Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экспериментальная психология.docx
Скачиваний:
55
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
121.51 Кб
Скачать

20. Понятие нормального распределения. Кривая Гаусса.

. Нормальное распределение — модель варьирования некоторой случайной величины, значения которой определяются множеством одновременно действующих независимых факторов.

Характер распределения выявляется главным образом с целью определиться в методах математико-статистической обработки данных.

Если характер распределения показателей психологического признака является нормальным или близким к нормальной форме распределения признака, описываемой кривой Гаусса, то мы можем использовать параметрические методы математической статистики как наиболее простые, надежные и достоверные: сравнительный анализ, расчет достоверности отличий признака между выборками по f-критерию Стьюдента, F-крите-рию Фишера, коэффициент корреляции Пирсона и др.

Если кривая распределения показателей психологического признака далека от нормальной, то мы вынуждены будем использовать методы непараметрической статистики: расчет достоверности отличий по критерию О Розенбаума (для малых выборок), по критерию U Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, факторный, многофакторный, кластерный и другие методы анализа.

Помимо этого, по характеру распределения можно составить общее представление об общей характеристике выборки испытуемых по данному признаку и тому, насколько данная методика соответствует (т. е. «работает», валидна) данной выборке. (стр. 192 рисунок)

21. Коэффициент асимметрии, эксцесс.

Коэффициент асимметрии — показатель скошенности распределе­ния в левую или правую сторону по оси абсцисс. Если правая ветвь кривой длиннее левой — говорят о правосторонней (положительной) асимметрии (рис. 7.2); если левая ветвь длиннее правой — говорят о левосторонней (отрицательной) асимметрии (рис. 7.3).

Эксцесс — показатель островершинности. Кривые, более высокие в своей средней части — островершинные — называются эксцессивными, у них большая величина эксцесса. При уменьшении величины эксцесса кривая становится все более плоской, приобретая вид плато, а затем и седловины — с прогибом в средней части (рис. 7.4).

Эти параметры позволяют составить первое приближенное представление о характере распределения:

  • у нормального распределения редко можно обнаружить коэффициент асимметрии, близкий к единице и более единицы (-1 и +1);

эксцесс у признаков с нормальным распределением обычно имеет величину в диапазоне 2-4.

В более простом варианте показатели асимметрии и эксцесса с их ошибками репрезентативности определяются по следующим формулам

4. Теории, гипотезы и факты в структуре психологического знания.

Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — система умозаключений, посредством которой на основании ряда фактов делается вывод о существовании явления, связи или причины. Потребность в гипотезе возникает, когда неясна связь между явлениями, причинами их. Гипотеза — научное предположение в виде высказывания, истинность или ложность которого неизвестны, недоказуемы дедуктивно, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически) в процессе эксперимента. Психологические гипотезы — это научные предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках определенных психологических представлений. Соответствующие теоретическим представлениям понятия выступают в гипотезе в качестве гипотетических конструктов.

Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Метод построения такого знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в ком­поненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы. Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать ос­новным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя.

В этом и заключается сущность гипотетико-дедуктивного развертывания теории. В действительности теории обладают достаточной независимостью от фактов и, более того, сами определяют, что считать таковыми; научное знание не строится посредством рациональной индукции; процесс познания мало напоминает беспристрастное «чтение книги природы», а находится под большим влиянием особенностей познающего субъекта.

7. Роль экспериментальной гипотезы в дедуктивном выводе. Асимметрия экспериментального вывода. Индуктивные методы вывода (законы Милля). Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая — вторична. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в ком­поненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы. Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Это и есть использование гипотетико-дедуктивного метода. Гипотезы должны быть содержательными, операциональными и формулироваться и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные след­ствия не подтверждаются в эксперименте. Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть оконча­тельно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки. Таким образом, в целом, выдвижением и формулированием гипоте­зы завершается гипотетико-дедуктивный этап психологического ис­следования. Следующие этапы исследования связаны в основном с реализацией индуктивных подходов и правил индуктивных выводов.

Гипотезы как высказывания, предположения, истинность или лож­ность которых первоначально неизвестны, но могут быть установле­ны на основании эмпирической проверки, являются связующим зве­ном между «миром теории» и «миром эмпирии».

психологическое исследование(эксперимент)

Почему в психологии подавляющее большинство теорий строятся гипотетико-дедуктивным методом, те есть от общих теоретических положений к частным эмпирическим фактам и явле­ниям с их последующей экспериментальной проверкой. Почему не­возможно построить теорию индуктивным методом. вся сложность проблемы заключается в том, что (в психологии в частности) невозможно исследовать какое-либо явле­ние данной науки от «плюс» до «минус» бесконечности. Всегда оста­ется какой-либо иррациональный остаток, непознанная область явле­ний и фактов. Это и не позволяет сделать абсолютно достоверный, неопровержимый вывод.

Поэтому мы вынуждены использовать именно гипотетико-дедуктив­ный метод, руководствуясь при его применении принципом фальсифи­кации, предусматривающим возможность опровержения неверных, т. е. ложных гипотез и принципом асимметрии вывода об истинности тео­ретического высказывания.

Выдвижение гипотезы связано с использованием принципа дедукции (обобщения «от общего к частному»), что по­зволяет отвергать, опровергать гипотезы как ложные, если они не­верно описывают эмпирическую реальность, не подтверждаются в опыте.

Однако ни один эксперимент не может подтвердить правильность теоретического положения индуктивным путем, т. е. «от частного к общему» (что было показано выше и поэтому перенос математиче­ского и отчасти естественно-научного принципа индукции на область психологии и ряда гуманитарных наук неправомерен). Ибо задача гуманитарных наук — обоснование и выявление статистических за­кономерностей, которые носят, в абсолютном большинстве, вероят­ностный характер.

В то же время логика планирования экспериментов и выводов о ре­зультатах экспериментов, психологических обследований неизбежно базируется на индуктивных принципах. Ибо если мы желаем прийти к логически обоснованным выводам, то должны выстраивать мысль в соответствии с правилами формальной логики, истоки которой восхо­дят к Аристотелю. Некоторые схемы индуктивного вывода были раз­работаны еще в XIX в. Дж. Ст. Миллем.

(A,B,X)-*-V (C,D,X)-*~ Y

(А, В, С, X) —»- Y (А, В, С) не-Y

X=>V

Если два комплекса переменных вы­зывают один и тот же эффект (У), то, значит, он обусловлен общей для этих групп переменной (X).

Х=5

Если группа переменных, включающая фактор (X), вызывает эффект (У), а та же группа без фактора (X) приводит к отрицательному эффекту (не-Y), то (Y) обусловлен переменной (X).

Основная логическая схема, позволяющая добиться та­кого результата, довольно простая. Она включает в себя проведение исследования не на одной, а на двух и более группах испытуемых, одна из которых является экспериментальной, а другие — контрольными. В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяет­ся переменная, которая рассматривается как вероятная причина объяс­няемого явления, а в контрольной группе ничего этого не происходит. По завершении эксперимента сравнивают и сравниваются между со­бой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли в другой переменной — зависимой, и если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной являются имен­но вариации независимой переменной, которые имели место в экспе­риментальной группе.

Существует несколько вариантов практической реализации этой общей схемы. Рассмотрим их.

1. Метод единственного различия. Схематически он представляет- ся следующим образом:

А, Б, В, Г-------------> Д, Е

А, Б, В, Г+ ----------->-Д, Е+

В данном случае фиксируется единственное различие между экс­периментальной и контрольной группами по признаку Г, которое по завершении эксперимента приводит к появлению единственного раз­личия по признаку Е. На этом основании делается вывод о том, что изменение Г и есть причина замеченных изменений в Е.

2. Метод сопутствующих изменений (обобщенный вариант метода единственного различия).

А, Б, В, Г ► Д, Е

А, Б, В, Г+ >Д, Е+

А, Б, В, Г++ ► Д, Е++

А, Б, В, Г+++ ► Д, Е+++

Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получаем из­менения только одного признака Е, то Г можно рассматривать в каче­стве наиболее вероятной причины Е.