Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия - книга.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
210.43 Кб
Скачать

Философия Аристотеля как энциклопедическое учение

Аристотель завершает объективистско-онтологическую традицию. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествую­щей греческой философии. Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Аристотель — мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук.

Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой вся­кого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувства­ми вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств — тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных эле­мента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух теплого и влажного, вода—холодного и влажного, а земля—холодного и сухого.

Эти четыре элемента — основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. Правда, позднее, в связи с проблемами небесных сфер, Аристотель вводит пятый элемент — эфир.

В то же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элемен­ты являются в принципе конкретной модификацией одной и той же первой материи.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи как чистой возможности, т. е. еще не оформленной определенным образом, они (как конкретное бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий.

Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией, т. е. такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них — некоторое единичное бытие. Но что такое само единичное бытие?

По Аристотелю, каждая единичная вещь, единичное бытие есть сочетание, единство «материи» (гиле) и «образа», «формы» (эидос, морфе). Материя — это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Форма — это активное начало, начало жизни и деятельности. Форма не материальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне приходящая в материю. Он иллюстрирует это примером. Так, медный шар есть единство вещества—меди и формы—шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существую­щем шаре оно составляет одно целое с веществом. Медь лишена «формы», поскольку меди еще не придана форма шара. И та же медь есть «возможность» формы. Иными словами, материя у Аристотеля, так же, как и у Платона,— это первичный материал, потенция вещей, «форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и, наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма.

Об онтологических воззрениях у Аристотеля говорит и его понимание движения, которое связывается с категориями места, нахождения, активности и пассивности. В «Физике» движение тесно связывается с конкретными формами бытия. Подчеркивается, что движение помимо вещей не существует. Аристотель считал движение вечным, ибо оно всегда было и во всякое время будет.

Несколько противоречивы взгляды Аристотеля на источник движения. Если Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение присуще самим вещам и является самодвижением, то, с другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя — чистой, лишенной материи формы. Этот первый двигатель (Бог) — источник жизни и движения всего Космоса — служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно.

Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Он приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и к месту. Движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти противное. Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. Противным движению является просто покой. Противным отдельных движений являются отдельные движения, возникновению — гибель, увеличению — уменьшение, а изменению места — покой на месте. Наибольшая противоположность — это изменение противоположных мест, например: движение, вниз — движению вверх и движение вверх — движению вниз.

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные моменты идеализма и метафизики, его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производное вторичных, как его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалисти­ческого и диалектического понимания действительности.

Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно найти и в Аристотелевом понимании сознания (души). Аристотель придерживается той точки зрения, что душа является формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. Душа — это проявление активной жизненной силы. В ряде своих работ он приходит даже к таким выводам: «деятельность души обусловлена состоянием тела», «душа не существует без материи». Однако в «Политике» Аристотель говорит, что «душа по своей сути являются господствующим принципом, тело — принцип подчиненный». Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы.

Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта. Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, т. е. то, что он характеризует как первые сущности. При помощи чувственного познания человек, таким образом, овладевает единичным, индивидуальным.

Хотя Аристотель считает чувственный уровень основой всего познания, он, однако, большое значение придает познанию общих взаимозависимостей и понятийному постижению общего. Постижение общего является привилегией разума, который, подобно чувствам, черпающим из реальности, черпает из чувственного опыта.

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию логики и логических концепций.

Аристотель заложил теоретические основы логики как науки. Для Аристотеля логика—не отдельная наука, а орудие всякой науки. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного познания. Отсюда название трудов Аристотеля, посвященных логике, «Органон» (органон — орудие). Аристотель называет логику «аналитикой», ее основные учения об умозаключении и доказательстве. Задача логики, как ее понимал Аристотель, — исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии

Средневековая философская мысль в начале представлена двумя течениями: реализмом и номинализмом. Реализм, конечно, не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Реализм—философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно заметить, что средневековый реализм близок учению Платона об идеях. Согласно реализму, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Отсюда следовало, что познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Что касается номинализма, то здесь подчеркивался приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам, общие понятия — только имена, они не обладают никакой самостоятельностью помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.

Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и вычленяем только то, что является общим для всех: человек есть живое существо, наделенное разумом. Следовательно, универсалии существуют не «до», а «после» вещей.

Средневековая философия представляет тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Христианство возникает в I-II вв. нашего летоисчисления. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя, упадком Римской империи.

По мере того, как христианство приобретало все большее влияние и распространение, оно стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов. Отсюда попытки использовать для этой цели учения античных философов. Поэтому средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия, преимущественно в идеалистическом варианте, с другой. Христианская мысль пыталась ассимилировать философские идеи античности, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый контекст.

Специфической чертой средневекового мышления была его теоцентричность: реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, тесно связанных между собой: идеи творения и идеи откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии.

Таким образом, мы определили специфику средневековой философской мысли. Далее рассмотрим ее основные этапы и персоналии.

В средневековой философии выделяются две основные вехи — патристика и схоластика, определяющие, и отражающие ее становление и развитие.

Христианство было вынуждено с самого начала противостоять враждебному окружению. Однако его единству угрожали и внутрен­ние противоречия — различные течения, пытавшиеся соединить христианство с нехристианскими элементами.

Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был гностицизм, наибольший расцвет которого приходится на II в. Основой его является дуалистическое объяснение мира. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Зло происходит из материи, добро — от Бога. Существуют как бы два бога — Бог как всеблагой искупитель и враждебный ему творец (Демиург) мира.

Другим распространенным еретическим учением было манихейство (основатель — персидский мыслитель Мани — 216-270 гг.). В манихействе дуализм был доведен до классического вида. Свет и тьма суть двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения, между ними происходит постоянная борьба.

В борьбе против языческой философии и религии, заблуждений еретиков и пр. выступают христианские писатели, названные апологетами (от греч, «апология» — защита). Они на основе Евангелия пытались решить философские вопросы, были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческое философское учение к потребностям собственных концепций. Это такие мыслители, как Юс-тин Мортир (ок. 100-166 гг.), Эрней (конец II в.), Теофан Антиохийский и др. Их деятельность приходится на II столетие, называемое столетием апологетов.

Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160-230 гг.) — юрист, философ, теософ, активно поддерживал тезис о несоединимости философии и веры. Он был первым христианским мыслителем, который писал на латыни. Его главным трудом считался «Апологетикум» («Защита») — около 197 г. Тертуллиан непримиримо выступал против соединения философии и христианства, утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Принцип Тертуллиана «верю потому, что нелепо» полностью выражает содержание и смысл его учения. Философии он противопоставлял религию, языческой науке — христианскую веру, разуму — божественное откровение. Научные исследования становятся излишними, когда известно Евангелие — авторитетный единственный источник познания Бога, а тем самым и любого знания, ибо Бог все определяет. Философский разум ведет лишь к ереси.

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин (354—430 гг.).

В своих произведениях он подвергает страстному осуждению ошибочные различные еретические учения — гностицизм, манихейство и др. Помимо «Исповеди» к его главным трактатам относятся: «О троице», «О граде Божьем». Августин сделал Бога центром философского мышления. Из принципа, что Бог первичен, вытекает и положение о превосходстве души над телом, воли над разумом.

Бог является высшей сущностью (summon essentials),только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходи­мостью не существует. Он единственный, существование, которого неза­висимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле.

Согласно Августину, мир как свободный акт Бога является творением разумным. Бог создал его на основе собственной идеи. Христиан­ский платонизм был августианским вариантом учения Платона об идеях, которое понималось в теологическом и персоналистическом духе. В Боге сокрыт идеальный образец реального мира. Как у Платона, так и у Августина существуют два мира: идеальный в Боге и реальный в мире и пространстве.

В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которого можно достигнуть, прежде всего, через познание Бога и испытание души. В познании Бога вера дополняется разумом: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».

Таким образом, период патристики прочно установил как общественные, так и философские позиции христианского мировоззрения.

Постепенно возникла необходимость в поиске рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Отсюда и название — схоластика (от греч. schooled — школа). Схоласты уже располагали догматической конструкцией, и их задача состояла в том, чтобы ее упорядочить и сделать доступной для необразованных людей.

Начало схоластики приходится на IX в. Она носила лишь религиоз­ный характер; мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу.

Метод схоластической философии был предопределен еще в ее исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т. е. философии. Из этого вытекает три цели: первая — с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; вторая — придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов; третья — используя философские аргументы, исключить критику святых истин. Все это не что иное, как схоластический метод, в котором господствует формализм.

Рамки данной работы не позволяют осветить творчество таких мыслителей, как Эригена (810—877), Пьер Абеляр (1079-1142), Иоанн Росцеллин (1050—1110) и др. Поэтому мы остановимся на ключевой фигуре схоластического этапа средневековой философии, коей является Фома Аквинский (1225-1274).

Главными его трудами считаются «Сумма теологии» (1266—1274) и «Сумма против язычников» (1259—1264).

Области науки и веры у Аквината совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Однако над царством философского познания находится другое царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть силой мышления. Речь идет о таких сверхъестественных истинах, как божественное откровение и пр., которые содержатся только в вере. Поэтому философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры.

Фома Аквинский пытался использовать элементы учения Аристотеля, преобразованные им согласно требованиям христианской теологии. Мир он представлял как систему, порядок, по которому все разделено на несколько иерархических ступеней. Самая широкая ступень — неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, из которого вырастает высшая ступень — мир людей, являющийся переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог.

Всякое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности (essential) и существования (existential). У Бога сущность тождественна его существованию. Напротив, сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вытекает из их единичной сути. Все единое является сотворенным, имеет характер обусловленный. Лишь Бог абсолютен, не обусловлен, он существует с необходимостью, которая содержится в его сущности. Бог является простым бытием, сущим.

Фома Аквинский выступил систематизатором всей средневековой схоластики. Его учение пользовалось большим влиянием и было официально признано римской церковью.