Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТАРХ 1-38.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
742.4 Кб
Скачать

Вопрос 23 Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных “владыке Фив” – солнечному Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц Мут и их сыну – лунному богу Хонсу.

В эпоху Нового царства каждый фараон, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного вклада в расширение обители своего божественного отца Амона. В 16 в. до н.э. по приказу царя Тутмоса I выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Эту грандиозную строительную программу продолжила дочь Тутмоса I – знаменитая фараон-женщина Хатшепсут. Зодчие Хапусенеб и Сененмут – “начальники всех работ” царицы лично руководили перестройкой и расширением Карнака, создавая новый храм, называвшийся “Хатшепсут божественна в памятниках”. Из восхитительного красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 метров каждый. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом.

Аменну – “блистательный памятниками” – так назывался большой юбилейный храм, построенный в Карнаке после смерти царицы ее преемником – фараоном Тутмосом III. В одной из надписей, посвященных сооружению храма, говорится о личном участии царя в создании плана сооружения. Уникальные по своей форме колонны храма имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. В небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Аменну, сохранился Царский список Карнака – перечень всех царей-предков Тутмоса III. Неподалеку находится и знаменитый “Ботанический сад” – помещение, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли.

В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен знаменитый “Зал анналов”, на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В центре “Зала анналов” установлены два высоких геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

В память о своих победах в Азии Тутмос III возвел в северной части Карнакского комплекса особый храм, посвященный львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу “прекрасноликому” Птаху и их “лотосоподобному” сыну Нефертуму. В темном святилище храма до сих пор стоит культовая статуя Сехмет. Воплощенная в камне богиня, чуть выше человеческого роста, увенчана массивным солнечным диском; в ее руках – скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости и анх, символ вечной жизни. В считанные минуты, когда солнечный луч, попадающий в святилище через специальное отверстие на потолке, касается невероятно живого, и в то же время гранитного львиного лика своей дочери, понимаешь, что Сехмет из храма в Карнаке, пожалуй, одно из самых потрясающих и неповторимых изображений египетских божеств, дошедших до наших дней.

Богиня-львица почиталась в Карнаке еще и потому, что Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой. Заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с еще сохранившими цвет рельефами – это все, что осталось от когда-то величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства. На берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию комплекса Мут, расположенного на юге Карнака, и сегодня высятся многие десятки разбитых гранитных статуй Сехмет.

Более семисот статуй грозной богини было воздвигнуто вокруг нового храма Мут Аменхотепом III, для того чтобы почтенная таким необычайным образом «во всех именах своих, и во всех местах своихЛ, дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы и в стране воцарилась гармония. Не с меньшим почтением Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут – лунному Хонсу, а также укрепил берега огромного священного озера, расположенного на территории комплекса Амона, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея, воплощение бога Хепри – созидательного утреннего солнца.

В 13 в. до н.э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. При Сети I, втором царе XIX династии и его сыне – Рамсесе II Великом, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный зал. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает 144 колонны. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 м2 и отделаны листами золота.

Даже в наши дни, когда от золота не осталось и следа, а потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн, гипостильный зал производит неизгладимое впечатление. Сотни тысяч иероглифов, прославляющих царское деяние, покрывают эти «окаменевшие тростникиЛ, влекут от одной колонны к другой, манят поднять голову, посмотреть туда, в бесконечную синеву, куда стремительно возносятся эти колоссальные метелки папирусов.

В последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий, строительство в Карнаке, тем не менее, продолжалось. Более того, цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались волею судеб.

В 4 в. до н.э., во времена правления XXX династии, Карнак переживает последний период своего расцвета. Древняя пристань на берегу искусственного озера, соединенного с Нилом, была расширена. От нее аллея овноголовых сфинксов ведет к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого по приказу Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются эпохи, события и цари: гигантский колосс Рамсеса Великого, изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бент-Анат стоит здесь рядом с колоннадой нубийского царя Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими в одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев.

В Карнакском храме как нигде более в Египте сквозь камни построек проступает История, опыт поколений и отзвук человеческих судеб. Где еще в одном и том же храмовом комплексе можно увидеть памятники, отстоящие друг от друга во времени иногда более чем на десять веков? А вернее, где еще можно увидеть это тысячелетие сквозь призму человеческих деяний, которые порой кажутся столь нерукотворными… Карнак это одно из тех редких мест на земле, где все еще звучат голоса древности, запечатленные в камне, но, несмотря на это, живые.

ВОПРОС 24 Теотиуакан (аст. Teōtīhuacān — город, где люди становятся богами) — заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от города Мехико в муниципалитете Сан-Хуан-Теотиуакан. Современные исследователи считают, что площадь этого древнего поселения составляла 26-28 кв. км, а население — около 100 тыс. человек. Это первый крупный город западного полушария, его возраст — около 2 тыс. лет. Теотиуакан — более позднее название.

Теотиуакан стал региональным центром во 2 в. н. э. в результате того, что прежний центр, Куикуилько, был заброшен после извержения вулкана, а его жители переселились в Теотиуакан.

Теотиуакан был заброшен в середине VII в.. В период расцвета Теотиуакана здесь жили более 150 тыс. человек, но пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь величественные руины. Одни из главных (и самых старых) построек Теотиуакана — пирамида Солнца и пирамида Луны (высота — 42 метра).

В глубине пирамиды Луны археологи нашли погребальную камеру с останками 12 человеческих тел. У всех них были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры. Согласно одной из версий, это были враги обитателей Теотиуакана. Две другие жертвы, по-видимому, относились к местной элите, так как были аккуратно посажены, на них были украшения из нефрита, ожерелья из изделий, имитирующих человеческие челюсти и другие знаки высокого положения.

Пирамида Луны находится у северного конца Дороги Мёртвых. Пока невыяснено кем были принесённые в жертву, но известно, что ритуал был совершён во время существенной перестройки этой древней постройки. Видимо, он символизировал растущее религиозное и политическое влияние города-государства. Об этом же говорит и центр камеры, в котором установлена большая мозаика из нефрита, окруженная 18 обсидиановыми ножами. Ничего подобного в Месоамерике не было найдено прежде. Также в камере были найдены скелеты пяти волков (или койотов), три скелета пумы или ягуара и 13 останков орлов. Возможно, эти животные были символами воинов (воинских союзов).

Пирамида Солнца, построенная около 150 г. до н. э., представляет собой 5-ярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то небольшой храм. Высота этого колосса — почти 64,5 метра, длина сторон основания 211, 207, 217 и 209 метров, общий объём — 993 тыс. кубометров. Подсчитано, что для строительства пирамиды потребовался труд не менее 20 тыс. человек в течение 20 лет

Пирамида Солнца выполнена из булыжника, глины и земли, облицована камнем и увенчана деревянным храмом. Пирамида была обнаружена и впервые исследована Леопольдо Батресом в первом десятилетии XX в. Следующие раскопки проводились в 1992—1993 гг. под эгидой мексиканского Национального института антропологии и истории под руководством Эдуарда Матоса Моктесумы.

В центре города расположено место, известное под названием «Цитадель». Внутренняя площадь, которая вмещала до ста тысяч человек (половину населения города), ограничена четырьмя массивными пирамидами на платформах. Центральная часть комплекса — Пирамида Пернатого змея (Кецалькоатля). К ней примыкают два помещения: Северный и Южный дворцы, использовавшиеся не только в качестве административных центров, но также для жилья и работы.

Правильная сеть улиц, пересекающихся под прямым углом с центральным проспектом города, свидетельствует о том, что Теотиуакан развивался по тщательно продуманному плану. Вокруг центра находились близко расположенные друг к другу глинобитные жилища простых горожан, образующие отдельные городские кварталы, с узкими улицами и глухими стенами домов. Все дома были одноэтажными, с плоскими крышами и без окон. Единственным источником воздуха и света служили двери, обязательно выходившие во внутренний открытый дворик. По расчетам исследователей, в городе жило от 150 до 200 тыс. человек. В эпоху своего наивысшего расцвета (250—600 гг. н. э.) Теотиуакан оказал значительное культурное влияние на многие области Месоамерики. Теотиуаканские глиняные сосуды и статуэтки встречаются от северных районов Мексики до гор Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. В эпоху расцвета своего могущества Теотиуакан контролировал центральные нагорья Мексики и поддерживал контакты с центрами соседних цивилизаций — Оахакой, Монте-Альбаном и городами-государствами майя (Тикаль).

В период своего расцвета это был город с четко организованным укладом, во главе которого стояли жесткие правители. Священнослужители, обладавшие познаниями в астрономии, следили за социальной жизнью и оказывали значительное влияние на сознание жителей. Религия глубоко проникала в жизнь каждой семьи. Домашние алтари были обнаружены даже в самых бедных домах. Искусство и мифология Теотиуакана, отразившие богатый духовный мир своих создателей, были сконцентрированы вокруг пантеона божеств. Важнейшее место в мифологии племени занимал Кецалькоатль, бог с телом змеи, покрытым птичьими перьями. Обитатели города поклонялись ему как верховному божеству природы. Позднее у ацтеков Пернатый змей стал покровителем культуры, его часто отождествляли с планетой Венера.

Развитие цивилизации Теотиуакана по времени совпадает с расцветом Древнего Рима, но история месоамериканского города оказалась более продолжительной. Город был основным объектом паломничества. Путешествующие по долине Мехико посещали Теотиуакан, чтобы заключить торговые сделки, найти работу или поклониться религиозным святыням. Тысячи предгорных деревень в определённые дни оставались практически пустыми, а их жители устремлялись на площади Теотиуакана, чтобы принять участие в религиозных церемониях и мистических праздниках, призванных обеспечить будущее процветание города и всех обитателей долины.

Существуют две основные гипотезы гибели города: иноземное нашествие и восстание угнетенных низов против правящей касты знати и жрецов. Город был разрушен почти до основания: все тайники с ритуальными дарами и гробницы разграблены, а священные статуи обезображены и разбиты. Кроме того, гибель Теотиуакана произошла в эпоху его наибольшего расцвета. Однако, против обеих гипотез говорит то, что не обнаружено следов насилия или восстания.