Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 13. Начальник подразд. дозн. в УПК РФ.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
109.06 Кб
Скачать

Лекция 13. Начальник подразделения дознания в упк рф и проблемы разграничения его процессуальных полномочий с прокурором и начальником органа дознания

§ 1. Общие положения начальника подразделения дознания

В соответствии с п.17.1 ст.5 УПК РФ начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Согласно приказу МВД России от 16.10.1992г. № 368 «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно» в структуре милиции общественной безопасности ОВД РФ были созданы специализированные подразделения дознания.

В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2007г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»1 последний был дополнен статьей 40.1 «Начальник подразделения дознания». Указанное изменение было обусловлено возложением на дознавателей ряда дополнительных обязанностей, связанных с расследованием уголовных дел, по которым лицо, совершившее преступление, не установлено, возможностью приостановления производства дознания по уголовным делам, увеличением срока производства дознания и т.п. Расширение полномочий дознавателей вызвало необходимость уточнения статуса начальника подразделения дознания, как лица, непосредственно осуществляющего процессуальный контроль за деятельностью дознавателей.

Свои процессуальные полномочия начальник подразделения дознания распространяет лишь на находящихся в его подчинении дознавателей.

Анализ ст. 40.1 УПК РФ в совокупности со ст. 39 УПК РФ позволяет разделить круг вопросов, возлагаемых на начальника подразделения дознания, на которые:

а) он уполномочен (ч.1 ст.40.1 УПК РФ);

б) и те, осуществлять которые он вправе (ч.3 ст.40.1 УПК РФ).

Содержание понятия «уполномочен» подразумевает под собой «вверение, поручение», то есть возложение на лицо определенных обязанностей, направленных применительно к начальнику подразделения дознания на реализацию процессуального контроля за деятельностью дознавателей.

Слово «вправе» используется в случае предоставления возможности действовать, осуществлять что-либо и предусматривает свободу выбора: либо реализовать данное право или не пользоваться им. Тем самым, предусмотренными в ч.3 ст.40.1 УПК РФ правами, начальник подразделения дознания может в своей деятельности вроде бы и не воспользоваться.

В то же время, в ст.39 УПК РФ, определяющей положение руководителя следственного органа, подобных разграничений нет. При этом указанные в ч.3 ст.40.1 УПК РФ «права» начальника подразделения дознания (проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения) аналогичны «уполномочиям» руководителя следственного органа, определенным в ч.1 ст.39 УПК РФ (пункты 2 и 3 соответственно). В данном случае, с учетом изложенного, возникает вопрос: возможно ли осуществление процессуального контроля в полном объеме без вменения начальнику подразделения дознания в качестве одной из обязанностей проверки уголовных дел и почему в ст.40.1 УПК РФ не включено в число полномочий начальника подразделения дознания такое, как изучение и материалов проверки сообщения о преступлении, поскольку часто указанное и последующее изучение материалов доследственных проверок с принятыми по ним решениями позволяет начальнику подразделения дознания своевременно отреагировать на возможные нарушения прав заинтересованных лиц, допущенные дознавателем.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.40.1 УПК РФ к полномочиям начальника подразделения дознания отнесена и возможность внесения прокурору ходатайств об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, законодатель не отразил обязанность прокурора по рассмотрению данного ходатайства в отдельном пункте ч.2 ст.37 УПК РФ, уполномочив прокурора лишь на осуществление иных полномочий, предоставленных ему УПК РФ (п.16 ч.2 ст.37 УПК РФ). На наш взгляд, осуществляя кодификацию уголовно-процессуального законодательства, необходимо четко и полно определить объем полномочий одного из основных участников уголовного судопроизводства. Ограничившись указанной формулировкой, законодатель пошел по иному пути.

Предусматривая отмену начальником подразделения дознания необоснованных постановлений дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу (п.3 ч.1 ст.40.1 УПК РФ) и внесение прокурору ходатайства об отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (п.4 ч.1 ст.40.1 УПК РФ), законодатель не указал, как верно отметил Бессонов А.А., возможность реагирования со стороны начальника подразделения дознания на незаконные и необоснованные постановления дознавателя о прекращении уголовного дела2.

На это можно возразить, обратившись к положениям п.13 ч.1 ст.37 УПК РФ о полномочии прокурора утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу и в таком случае складывается ситуация невозможности наделения начальника подразделения дознания правом отменять постановления о прекращении уголовного дела, ранее утвержденного прокурором и даже ходатайствовать перед прокурором об отмене данного решения.

Однако, действующее уголовно-процессуальное законодательство определяет только две возможности вынесения дознавателем постановления о прекращении уголовного дела, требующего утверждения у прокурора: 1) в случае прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон (ст.25 УПК РФ), и 2) в случае прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст.28 УПК РФ). Во всех иных случаях постановления дознавателя о прекращении уголовного дела, уголовного преследования не требуют утверждения у прокурора. В связи с чем, начальник подразделения дознания может быть наделен полномочиями о возможности их отмены или внесения соответствующего ходатайства прокурору.