Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Содержание ответов.doc
Скачиваний:
121
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
598.02 Кб
Скачать

3. Период империи с 14 г. До V в.

- «серебряный век» с 14 г. – II в.

- поздняя римская литература с IIV в.

Литература империи стремится к возвышенному пафосу, но при отсутствии значительного содержания это приводит к господству риторическо - декламационного стиля. Лучший мастер этого нового стиля - Сенека - стремился возродить высокую греческую трагедию. Наиболее значительными произведениями эпохи Нерона являются: исторический эпос Лукана «Фарсалия», роман «Сатирикон» Петрония, исторические произведения Тацита, сатиры Ювенала.

Со II века в римской литературе наступает оскудение. Решающую роль в этом сыграло возвышение провинций.

В это время в творчестве Светония продолжает развиваться историография, однако наиболее значительным литературным явлением становится творчество Апулея.

Билет 22. Римский театр. Динамика развития римской комедии.

Театр в Риме.

Театр – важная сторона римской культурной жизни. В Риме театр был неотъемлемой частью государственных праздников, мифологический, религиозный элемент уже не играл в нем такой роли, как в Греции. Это был по преимуществу светский театр. В отличие от театра Эсхила или Еврепида, он не был активным средством воздействия на общество, не претендовал на постановку глубоких философско-нравственных проблем. Главной функцией римского театра было развлечение, но и небольшой воспитательный момент имел место.

Подобно греческому, римский театр имел фольклорные истоки. На становление римской комедии повлияла ателлана – короткая импровизированная пьесы, в основе которой лежал какой-нибудь бытовой эпизод. Сюжет ателланы отличался простотой, грубоватыми шутками, даже выпадами против определенных лиц, а также набором типовых комических масок. Главными из них были: хвастун и льстец Буккон; скупой старик Папп; ученый шарлатан, злобный горбун Доссен. Типы и сюжеты ателланы повлияли на структуру и общий характер комедий Плавта.

На поэтике комедий сказалась стилистика фесценнин – шутливых песен фольклорного происхождения.

В структуру римского театра пришел мим – друматическая сценка бытового содержания.

В итоге в Риме сложилось два типа комедий.

-Первый – комедия паллиата (гр. плащ). Персонажи ее были одеты в греческие плащи. Сюжеты паллиаты восходили к средней и особенно новоаттической комедии, действие происходило в Греции, герои носили греческие имена. Наиболее ярко пиллиата представлена у Плавта, Теренция, Невия, Стация.

-Второй тип – комедия тогата, т.е. комедия с римским сюжетом, герои которой были одеты в римскую тогу. Крупнейшим представителем тогаты был Лукреций Афраний (биографические сведения не сохранились). В комедии тогаты действие происходило в Италии, но не в Риме персонажи являлись земледельцы, ремесленники, купцы. Однако в отличает от паллиаты в нее допускалсь фигура хитроумного раба (в комедиях Плавта), который бы превосходил интеллектом, находчивостью своего хозяина. Стилистику тогаты составляла речевая стихия низов, «пропитанная» шутками, пословицами.

Билет 23. Идейно-художественный анализ "Горшечной комедии" Плавта.

Творчество Плавта совпало с процессом становления римского театра. В этом театре Плавт олицетворял демократические, плебейское направление. Он был современником важнейших событий в жизни Рима: завершились первая и вторая Пунические войны, был сокрушен главный соперник – Карфаген, на Востоке решительно поколеблено могущество Сирии. Но политические коллизии почти не отразились в творчестве Плавта. Зато они – своеобразное зеркало римского быта, нравов, обычаев, материальной культуры. Опираясь на греческие образы, Плавт ярко проявил римскую самобытность.

Общая характеристика творчества.

Плавт работал в области «паллиаты», комедии с греческим сюжетом, переделывая для римской сцены греческие пьесы, главным образом произведения мастеров «новой» комедии, Менандра, Филемона и Дифила.

Направление переработки греческих подлинников состоит у него в том, что, исходя из «новой» комедии, римский драматург ослабляет ее серьезную сторону, вводит элементы буффонады и фарса, приближает свои пьесы к более примитивным «низовым» формам комической игры, — но степень этого приближения бывает весьма различна.

Действие у Плавта происходит в Греции, герои носят греческие имена.

Римские элементы. Особенности творчества.

- «романизация». Романизация греческих сюжетов сказывается в том, что Плавт часто вносит в свои комедии черты римского уклада жизни, римской культуры, римского суда, римского самоуправления. Так, он много говорит о преторах, эдилах, а это должностные лица римского управления, а не греческого; о сенате, куриях - это тоже явления государственного строя Рима, а не Греции. В комедии "Клад" главный ее герой Евклион обвиняет раба-повара в нарушении старого римского закона XII таблиц, запрещавшего носить холодное оружие в публичных местах. В отличает от греческих гетер, нередко блестяще образованных, воспетых многими поэтами, - римские гетеры были, как правило, женщинами вульгарными и алчными. (Плавт «Вакхида» главные героини гетеры обирают как молодых людей, так и пожилых отцов).

- заметную роль в комедиях играют повара.

- «парасит» - прихлебатель, обычно голодный, мечтающий лишь о том, как бы насытиться. (Арторог «Хвастливый воин).

- герои нередко поклоняются римским богам (в «Кладе» в прологе выступает бог домашнего очага Лар).

- Использует приёмы контаминации. Контаминация может выразиться и в объединении различных интриг, слиянии двух пьес воедино, и в перенесении какой-либо сцены из одной пьесы в другую. Механическое объединение двух интриг наблюдается и в «Хвастливом воине» (около 204 г.), одной из самых известных комедий Плавта.

- безразмерные размеры – разная метрика, важная роль – музыкальное сопровождение.

- главный двигатель интриги – раб. В «Кубышке» Стробил и Анфрак.

«Кубышка» («Клад», «Горшечная комедия»).

- Разнообразие форм и стилей сразу же заметно в прологах Плавта. Эти непосредственные обращения к публике служат для разных целей: они сообщают, в случае надобности, сюжетные предпосылки пьесы, заглавие оригинала и имя его автора и почти всегда содержат просьбу о благосклонности и внимании. Прологи Плавта перекликаются в этом отношении с «парабасами» древнеаттической комедии. В прологе «Кубышки» Лар, бог домашнего очага, сообщает, что некий крестьянин захоронил в очаге кубышку с золотом. Эту тайну он открыл сыну. Потом хозяином в доме стал внук по имени Эвклион.

- В этой комедии осмеивается человеческая скупость, доведенная до невероятных, бессмысленных пределов и превращающая носителя этой страсти в существо, отравляющее жизнь и себе самому и своим близким. Однако эта тема трактуется в своеобразном преломлении: в роли скупца выступает бедняк Эвклион, в руках которого оказался горшок с золотом; он и не думает о том, чтобы как-нибудь использовать неожиданно свалившееся богатство, и продолжает по-прежнему вести жалкую жизнь.

- Комедия «Клад» отличается искусным сценическим построением. Скупость Эвклиона характеризуется не столько тем. что говорят о нем другие, сколько самими его поступками. Первый акт начинается с того, что Эвклион выгоняет из дому и колотит старую служанку Стафилу, чтобы она не пронюхала, где спрятано золото. Стафила не понимает, что сделалось с ее хозяином:

Беда какая! Подлинно с ума сошел.

Вот этак-то меня гоняет из дому

Раз десять в день. Какое, не пойму никак,

Нашло на человека помешательство!

Всю ночь не сппт, а день придет — по целым дням

Не выйдет, как хромой сапожник, из дому.

Уходя, Эвклион приказывает Стафиле сторожить дом, запереть двери и не впускать соседей, зачем бы они ни пришли:

Входи, запри там двери. Я сейчас вернусь.

С чужими осторожней, не пускать никак.

Придут за огонечком — потуши тотчас,

Чтоб не было причины приставать к тебе...

... Соседи вечно клянчат, то посуды им,

То ножик, то топорик, пестик, ступочку;

Скажи, что были воры, утащили все.

Стробил характеризует скупость Эвклиона в метких выражениях, носящих отчасти характер народных пословиц.

Старик кричит, что он погиб, чуть только из-под его чугунка вылетит наружу дымок. Ложась спать, он повязывает рот мешком, чтобы не упустить дыхания; умываясь, плачет, до того ему жалко проливать воду.

Хоть голода проси взаймы, и то не даст. Обрезал как-то ногти у цирюльника: Собрал, унес с собою все обрезочки .

Скупость и соединяемая с ней подозрительность Эвклиона раскрывается в ряде его собственных рассуждений и особенно в живых сценах, связанных с сватовством Мегадора и с приготовлениями к свадьбе. Во время сватовства Мегадора Эвклион два раза прерывает разговор и убегает в дом: первый раз потому, что Мегадор заговорил об «общем деле» (Эвклион думает, что Мегадор уже стащил золото и хочет принять участие в дележе), второй раз потому, что услышал лязг железа, когда копали сад у Мегадора (вероятно, лязг железа слышался из-за сцены).

- В комедии «Клад», как уже указывалось, затрагивается и вопрос о социальном неравенстве в обществе. Когда Мегадор просит Эвклиона отдать за него замуж свою дочь, Эвклион принимает вначале эту просьбу за издевательство над бедным человеком, каким его все считали. Называя богача Мегадора быком, а себя осликом, он говорит:

Ты — что бык, а я — что ослик. Нас ли запрягать вдвоем?

Груза не снести мне вровень, ослик в грязь упал, лежит:

Бык не обернется, точно ослика на свете нет.

Эвклион боится, что, породнившись с богатыми, он отойдет от своих, но не пристанет и к чужим — ему не будет стойла ни там, ни здесь. Однако сам Мегадор смотрит на предстоящую женитьбу на бедной девушке как на дело умное и хорошее не только в личном плане, но и в плане общественных интересов. Если бы все поступали, как он, и богатые женились на бедных, среди граждан было бы больше согласия и меньше зависти.

- Мы подчеркнули отличия театра Плавта от современной ему литературной драмы, определившие причины его успеха у простонародной публики. Но Плавт вне всякого сомнения остался бы одним из сотен неизвестных авторов ателланы, если бы его талант исчерпывался умением остроумно побалагурить и поводить за нос старика-пьяницу Паппа. Было бы неверно сказать, что наш комедиограф не умеет изобразить в своей маске оригинальный тип или заинтересовать читателя гротескно-необычным поворотом событий. Монолог старика Эвклиона ("Клад"), обокраденного ловким рабом, - подлинный шедевр плавтовской комедии характеров:

Я пропал! Я погиб! Я убит! Ой куда

Мне бежать и куда не бежать? Стой, держи!

Кто? Кого? Я не знаю, не вижу, я слеп!

Но куда мне идти? Где же я? Кто же я?

Не могу я понять! Помогите, молю.

Укажите того, кто ее утащил!

Что сказал ты? Тебе я поверить готов,

Человек ты хороший, видать по лицу.

Это что? Вы смеетесь? Всех вас знаю я.

Большинство из вас воры, сомнения нет...

Впрочем и здесь чисто плавтовская деталь - диалог со зрителем - усиливает выразительность и создает комический эффект.