Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект монографии А.И. Лазарева Рабочий фольк....doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
263.68 Кб
Скачать

Глава 2. Изначальный фольклорный репертуар (общие замечания)

Русские люди, придя на Урал, принесли с собой обычаи и художественные традиции мест своего выхода.

Нам приходилось писать о судьбе русского традиционного фольклора на Урале. Ценные сведения по этому вопросу содержатся в фундаментальной работе В. Ю. Крупянской и Н. С. Полищук «Культура и быт рабочих горнозаводского Урала. Конец XIX — начало XX века».

Поэтому в данной книге мы ограничимся лишь общими замечаниями, без которых нельзя обойтись, имея в виду то, что речь идет об «изначальном» фольклорном репертуаре рабочих Урала, об устно-поэтической основе, послужившей базой для оригинального творчества «работных людей». Сопоставление последнего с традиционным фольклором дает возможность судить о характере как общего мировоззрения, так и эстетических взглядов людей, занятых промышленным освоением края.

А. А. Дмитриев указывает, что Урал отличается богатством и разнообразием народного творчества. Но особое внимание он обращает именно на живучесть фольклора в заводских условиях, видя в этом нечто принципиально важное. Он пишет: «Билимбаевский и Уткинский заводы Екатеринбургского уезда — два замечательных центра по количеству доныне сохранившихся там произведений русского народного слова. Это тем более замечательно, что уральские заводы вообще не слишком давнего происхождения, их население пришло из других мест, по характеру занятий много отличается от деревенского люда и по специальным условиям быта более подходит под уровень городского населения. И однако все это не препятствует замечательной живучести в нем народного эпоса и лирики, народных преданий и суеверий, нередко восходящих своим началом ко временам язычества. А. А. Дмитриев замечает также, что уральские деревни во многом разнятся с деревнями центральных районов России; здесь крестьяне мен е занимаются земледелием, больше — го ным делом; однако песни поют «пашенные», «прадедовские», что подтверждается 74 текстами песен, записанных в деревне Косой Брод учителем Павлом Андреевичем Некрасовым.

Говоря о хорошей сохранности традиционных песен и сказок на Урале, подчеркивая часто преимущества текстов записанных здесь, по сравнению с текстами, зафиксированными в местах выхода уральского горнозаводского населения, исследователи почти не пытались" как-нибудь это объяснить. Впервые очень прямо поставил этот вопрос Д. К- Зеленин. «Очевидно,— писал он,— в Пермской губернии имеются какие-то особенные причины, которые способствовали лучшему сохранению здесь сказочной традиции».

В первый период истории рабочего фольклора Урала (XVIII-начало XIX в.) хорошая сохранность старинных форм народнопоэтического творчества объясняется еще и тем, что и носителями были «работные люди», т. е. те же самые крестьяне, лишь попавшие в особые условия производства,. На Урале это усугублялось тем, что «фабричные люди» здесь долгое время, вплоть до октября 1917 года, оставались привязанными к земле, кормились в основном за счет сельскохозяйственного труда.

Вместе с тем, местные условия жизни, фабрично-рудно-заводской способ производства не могли не повлиять на художественную традицию. Исследователи отмечали, что нередко общерусские песни и сказки здесь локализовывались: вбирали местные географические названия («И повезли доброго молодца в город «Челябу, к казенному приказу»,— говорится в песне), переосмыслялись (образ «чужой сторонушки», популярный в свадебных и солдатских песнях, здесь приобретал новый и конкретный смысл).

Местные условия жизни постепенно воздействовали на характер содержания и поэтики старинных песен и сказок, причем первые результаты такого влияния отчетливо проявились в произведениях, записанных в 40-е годы прошлого века, и давали о себе знать все больше и больше к концу XIX в., пока не привели к качественной деформации соответствующих жанров.

Можно утверждать, что в горнозаводских районах Урала традиционный фольклор долгое время (до конца XIX в.) оставался более «каноническим», чем в центральной части России, что объясняется целым рядом причин, а именно:

а) для рабочих Урала старинные песни и сказки — память о

«родине»;

б) быт местных заводов был «замкнутым», в течение почти целого

века (XIX) его не касались веяния со стороны;

в) старый фольклор переосмыслялся уральскими рабочими, благодаря чему они могли прямее и острее выражать свои социальные идеалы, не особенно опасаясь местной цензуры.

Локализация традиционного фольклора, приспособление его к местным нуждам свидетельствовали о важных процессах, совершавшихся в глубинах народной эстетики: все это постепенно подготавливало почву для создания новых произведений пролетариата на совершенно иной эстетической основе.