Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
1.83 Mб
Скачать

1. Предшествующие работы

Первые опыты картирования памятников археологии окрестностей Москвы (тогда эта территория составляла центральную часть Московского уезда) были связаны с программой изучения подмосковных курганов, выдвинутой антропологом А.П.Богдановым1 в 1865 г. Однако еще в 1838— 1839 гг., при съёмке топографической карты окрестностей Москвы под руководством Ф.Ф.Шуберта, было отмечено точное расположение нескольких десятков древнерусских курганных групп2. Лишь через 100 лет, в 1938—1939 гг., О.Н.Бадеру удалось организовать систематические разведочные работы, необходимые для составления археологической карты города. Итогом этих работ стала опубликованная сводка3, сама же карта, выполненная на топографической основе масштаба 1:50000, осталась неизданной. Начиная с 1949 г. проводилась паспортизация археологических памятников Москвы, в ходе которой было описано около 300 объектов. К сожалению, очень часто местоположение памятников на картах, прилагавшихся к паспортам, отмечалось весьма схематично. В 1980 г. преимущественно по данным паспортов и материалам О.Н.Бадера был составлен Свод памятников археологии Москвы, который остался неизданным. С середины 50-х годов, и особенно в 80-е годы, для различных изданий по истории Москвы А.Г.Векслер и М.Г.Рабинович подготовили несколько схем размещения археологических памятников, наиболее полная из которых вошла в специальное энциклопедическое издание4 1980 г.

Рисунок 2 - План Москвы и окрестностей. Составил Исаак Масса. 1606 г

Карты и планы с нанесением исторических, археологических и архитектурных объектов средневекового центра Москвы тоже составлялись неоднократно5. При этом в ряде случаев проводилась локализация урочищ, известных лишь по упоминаниям в летописях, духовных грамотах и других письменных источниках, а также по топонимическим уточнениям в названиях церквей, например: церковь Святой Троицы в Старых Полях, церковь Иоанна Богослова, что под Вязом. На основе таких разрозненных данных можно было составить лишь самую предварительную картину природной обстановки вокруг средневековой Москвы, тем более не представлялось возможным проследить динамику развития палеоландшафтов. До последнего времени не было и специальных работ, посвященных этой проблематике6.

2. Составление новых карт

Как составлялись карты. Новые карты не только суммируют весь ранее накопленный материал и результаты исследований Московской археологической экспедиции Института археологии РАН (1987— 1995), но и демонстрируют их в свете современных представлений о формировании исторических ландшафтов и генезисе антропогеосистем. Если говорить более конкретно, то в основе Археологической карты Москвы лежат три разработки: диахронное исследование памятников древности и раннего средневековья, предшествовавших появлению города (Н.А.Кренке), данные археологического и палеоландшафтного изучения центра Москвы (И.А.Бойцов), исследование памятников археологии и исторического ландшафта XIII—XVI вв. на территории Москвы и ее ближайших окрестностей (С.З.Чернов).

Рисунок 3 - Памятники археологии X – первой половины XIII веков

Мы стремились представить памятники на фоне реконструированной ландшафтно-гидрографической обстановки прошлого с целью показать структуру расселения и основные зоны хозяйственного использования земель в древности. Одновременно мы хотели сделать карту археологических памятников «узнаваемой» в современной городской среде, т.е. показать основные современные ориентиры. Наконец, мы старались максимально полно отразить сведения (и качество этих сведений) о локализации археологических памятников, их датировке и состоянии, накопленные за 150 лет изучения территории города.

Система условных обозначений строилась таким образом, чтобы различать памятники существующие и утраченные, объекты, местоположение которых известно доподлинно или приблизительно, наконец, чтобы преодолеть «информационный шум» и выделить памятники-фантомы — археологические находки, обнаруженные не в первичном их залегании (древние вещи, найденные в привезенной земле, и т.п.).

При натурном обследовании памятников использовались листы топосъемки масштаба 1:25000. Археологические карты составлены в масштабе 1:50000 на основе, подготовленной в мастерской В.В.Коновалова (НИиПИ Генплана г.Москвы), где показаны лишь горизонтали рельефа и основные современные магистрали. Реконструкция гидросети выполнена на кафедре физической географии и ландшафтоведения географического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (В.А.Низовцев): на карте выделены долины рек, подвергавшиеся наиболее интенсивному освоению в древности, а также крутые склоны высокого коренного берега Москвы-реки и возвышенности. На созданную таким образом подоснову были нанесены в масштабе памятники археологии. Для каменного, бронзового и раннего железного веков их число составило 79, для X — первой трети XIII в. — 184, а для второй половины XIII — XVI в. — 325 памятников (посады, монастыри, грунтовые могильники, селища, большие дороги).

При подготовке новых карт средневекового города был привлечен весь наличный исторический, археологический и географический материал; различные источники сравнивались между собой и проверялись. Картографической подосновой послужил план центра Москвы, изданный Мосгоргеотрестом7, с нанесенным исходным рельефом на основе данных бурения. Использование рельефной подосновы для подобной работы предложено впервые — и это оправдалось, поскольку исторические, природные и археологические объекты стали наноситься не на чистый лист бумаги, а на своего рода каркас, ограничивающий фантазию исследователя.

Благодаря хорошей изученности и датировке археологических и палеогеографических материалов впервые представилась возможность выделить четыре хронологических периода и отобразить особенности каждого на отдельном плане. Такой подход позволяет проследить динамику роста города и развития исторических ландшафтов. Поскольку множество урочищ впервые были упомянуты в позднейших письменных источниках, но, несомненно, возникли гораздо раньше, — они также нанесены (в качестве предполагаемых элементов) на план-реконструкцию города соответствующего периода.