
- •Лекция по теме: «Кубань в древности и раннем средневековье» План:
- •1. Древний человек и каменный век на Кубани
- •2. Эпоха бронзы и железа в истории края. Местное население и иноязычные кочевники
- •3. Колонизация греками северного и восточного побережья Черного моря. Боспорское царство
- •4. Северный Кавказа в эпоху Великого переселения народов
- •5. Тмутараканское княжество на Тамани
5. Тмутараканское княжество на Тамани
Чтобы обезопасить закубанские рубежи хазарской державы от враждебно настроенных горцев, в середине VIII в. между р. Кубанью и горами расселяются преданные державе племена из других регионов государства. Власть хазар не распространялась на горную часть Закубанья.
В такой ситуации христианство стало для многих народов Северо-Восточного Причерноморья символом духовной независимости. Здесь христианство уже имело длительную историю. Согласно христианскому преданию, жителей Северо-Восточного Причерноморья крестил апостол Андрей Первозванный. Тайные общины первых христиан существовали в боспорских городах. Уже в начале IV в. н. э. на территории Боспорского царства возникает христианская епархия, которую возглавляет епископ Домн. Для распространения христианского вероучения у зихов Константинопольский патриархат создает Зихскую епархию, первые известия о которой относятся к началу
VI в.: епископ Зихии Дамиан участвовал в работе Константинопольского Синода 526 г. н.э. Центром новой епархии был городок Никопсис, стоявший на границе Зихии и Абхазии. Никопсис Зихийский упоминается в «Житии» апостола Андрея Первозванного, написанного монахом Епифанием в конце VIII - начале IX в. Впоследствии Зихская епархия включает в свой состав Боспор, Херсон и Никопсис. В X в. епархиальный центр переносится в Таматарху (ныне станица Тамань), которая стала одним из основных христианских центров на Северо-Западном Кавказе. Византийские священники проповедовали среди зихов и касогов и содействовали храмовому строительству в регионе Не все предки адыгов приняли в этот период христианство, а крестившиеся восприняли христианство поверхностно, о чем свидетельствуют погребения зихов и касогов, совершаемые по языческому обряду.
Этот важный статус Таматархская или Зихская епархия сохраняет и позднее, в XI в., когда Таматарха под именем Тмутаракани вошла в число уделов Киевской Руси. Впервые город Тмутаракань упомянут в «Повести временных лет» под 988 г., когда князь Владимир Святославич выделил это княжество в удел своему сыну Мстиславу, бывшему тогда еще ребенком. Тмутаракань, как считают многие ученые, располагалась на месте современной станицы Тамань. Впрочем, пути для массовой славянской колонизации Подонья, Приазовья и Причерноморья открыл не «креститель Руси», а его великий отец - Святослав Игоревич, разгромивший в сер. 960-х гг. Хазарский каганат. Правление этого великого воителя и политика, воины которого наводили ужас на тогдашнюю Европу, заставляя бледнеть от страха и бессильной злобы даже могущественных правителей Византийской (Восточной Римской) империи, было примечательно многими событиями. На одно из них мы обратим особое внимание: вслед за разгромом хазар на кавказскую землю, земли Кубани, Приазовья, Подонья ступили не только княжеский дружинник, но и крестьянин и ремесленник. За этими шагами никто тогда и не мог угадать мощной поступи русского стрельца времен Ивана Грозного, помогавшего западным адыгам в беспощадной борьбе за выживание с татарами и турками, ни богатырского «ура» солдат Суворова времен Екатерины II - в борьбе за присоединение Крыма и Кубани, ни казачьих песен пластунов-кунаков на адыгейских свадьбах в преддверии Кавказской войны. Все это - еще впереди... А пока - Русь приноравливалась к Кавказу, гортанной речи его жителей, непривычным пейзажам и бескрайним просторам.
Время правления Мстислава Владимировича - расцвет Тмутараканского княжества и одновременно - рост территории Киевской Руси. В этой связи необходимо подчеркнуть, что несмотря на отсутствие общих границ с Древнерусским государством, Тмутараканское княжество являлось русским княжеством и, соответственно, частью Киевской Руси. Такая форма принадлежности определенной территории к государственным пределам называется анклавом (ср. положение Тмутаракани и совр. Калининградской области РФ). Считается, что границы Тмутараканского княжества доходили до низовьев Дона, где в состав княжества входил город Белая Вежа. В состав Тмутараканского княжества (первоначально небольшого по размеру - примерно 25-30 кв. км) входил также Керченский п-ов с городом Корчевом (ныне г. Керчь).
В правление Мстислава княжество определяло политику, пожалуй, на всем Северном Кавказе. Ведется оживленная торговля с Византией, остальной Русью, народами Северного Кавказа. Город был обнесен крепостными стенами из сырца (необожженного кирпича). В нем чеканится собственная монета.
Славянское население, никогда не являвшееся преобладающим по численности, первоначально стремилось поселиться поближе к княжескому двору. Однако впоследствии оно стало активно проникать в местную торгово-ремесленную среду. Население города Тмутаракани, как и княжества, было многонациональным. Здесь жили греки, славяне, евреи и потомки тюркских хазаро-булгарских кочевников - «козары» русских летописей. Следует отметить, что в правление Мстислава Владимировича значительную часть населения княжества составляли адыги, в т.ч. христиане, выходцы из причерноморских и прикубанских адыгских общин. Примечательно в этой связи, что Мстислав являлся не только верховным правителем княжества, но и главой этой части адыгов, а также светским главой адыгов-христиан, поскольку на подвластной ему территории находился общеадыгский епархиальный центр, переместившийся из Никопсиса (см. выше) в Тмутаракань.
Между 1016 и 1017 гг. (по авторитетному мнению А.В. Гадло), Мстислав совершил первый поход против касогов (предков адыгов). Однако этот поход нельзя считать рядовым эпизодом в истории русско-северокавказских отношений. Дело в том, что в описываемое время была преодолена политическая раздробленность адыгской общности, а процесс формирования автохтонного адыгского государства зашел достаточно далеко. И выгодный во всех отношениях «Тмутараканский остров» не мог быть обойден вниманием со стороны верхов касожского объединения. Мстислав, в свою очередь, готовился предъявить свои права на киевский престол. Ему срочно нужно было расширить свою политическую базу, увеличить военный контингент, обезопасить тыл на случай временного отсутствия. Следовательно, разрешение конфликтной ситуации носило явно принципиальный характер для обеих сторон. Итак, либо русский князь, восстанавливая позицию своего положения на Кавказе, пресекал все пути для дальнейшей консолидации касогов в пределах их государства, либо адыгское объединение поглощало в себе славянскую Тмутаракань, чтобы, переступив через этот предел, завершить процесс своего государственного строительства.
Предводитель касогов Редедя предложил решить исход войны единоборством. Мстислав, согласившись, одолел касожского князя, приказав возвести и ознаменование победы в Тмутаракани каменный храм в честь Пресвятой Богородицы. Это был один из первых каменных храмов на Руси. Касоги, покорившись, были включены в состав дружины Мстислава. Примечательно, что Мстислав, действуя как талантливый политик, не расправился с семьей убитого им врага. Сыновья Редеди, согласно некоторым русским родословным преданиям, были воспитаны князем, который выдал позже за одного из них свою дочь. Так, используя распространенный среди касогов социальный институт аталычества (воспитания) и брачные узы, Мстислав сумел на деле упрочить свое влияние не только в роду Редеди, но и во всей адыгской общности.
Вскоре после победы Мстислав вступил в борьбу за великокняжеский престол со своим братом Ярославом Мудрым. В сражении у Листвена близ Чернигова дружина Мстислава одержала победу. Русские земли были разделены на две части: Ярослав остался княжить в Киеве, а Мстислав стал князем в Чернигове. В 1036 г. Мстислав, поехав на охоту, заболел и вскоре умер, не оставив наследника. Единство Руси было восстановлено. Летописцы с похвалой отзывались о Мстиславе, подчеркивая его храбрость и щедрость к дружине. Другой тмутараканский князь - Ростислав Владимирович -хотел совершить поход против Византии. Однако византийский котопан (чиновник) отравил князя во время пира. Другой тмутараканский князь - Глеб Святославич - прославился тем, что «мерил море по льду от Тмуторокани до Корчева». Сведения об этом дошли до нас благодаря находке знаменитого Тмутараканского камня - мраморной плиты с соответствующей надписью. Плита была найдена в станице Тамань при строительстве крепости в 1792 г.
После этого Тмутаракань надолго становится прибежищем князей-изгоев. Так называли князей, которые потеряли право на престол. Одним из самых ярких таких князей был Олег Святославич. Жизнь этого князя напоминает авантюрный роман. Он был лишен черниговского престола, бежал в Тмутаракань. В 1078 г. князь попытался вернуть утерянный черниговский престол. Для этого он собрал дружину и нанял половцев. Но в сражении на Нежатиной Ниве близ Чернигова Олег и его союзники были разбиты. Тмутараканские хазары схватили Олега и выслали его в Византию. Он жил сначала в Константинополе, затем был сослан на остров Родос. Там Олег женился на византийке Феофано Музапон, происходившей из знатного греческого рода. Тем временем в Тмутаракани князья сменяли друг друга. Только в 1083 г. Олег вернулся из Византии домой. Прежде всего он приказал перебить предавших его хазар. Возможно, именно византийцы помогли Олегу Святославичу вернуть себе власть над княжеством, чтобы иметь союзника в борьбе с кочевниками, часто нападавшими на империю.
В 1094 г. Олег Святославич покидает Тмутаракань. Он пытался еще раз вернуть себе Чернигов. В Тмутаракань он уже не вернулся. Княжество становится для Руси «землей незнаемой». Предпосылки и причины исчезновения княжества складывались десятилетиями: 1) отсутствие общих границ с центром; 2) слабые пути коммуникации (главным образом по церковным каналам) и сама, что называется «инфраструктура» княжества, включая аппарат управления; 3) общерусская смута времен феодальной раздробленности, 4) завоевание южнорусских степей половцами; 5) разрушительное землетрясение конца XI в. в Приазовье, мощные волны которого, добивая город, перекинулись даже через Керченский пролив.
Память о Тмутаракани сохранилась лишь в преданиях. Не раз упоминался этот город в «Слове о полку Игореве». Князь Игорь Святославич, отправляясь в поход против половцев, хотел «поискати града Тмуторокани». Упоминается в «Слове» и загадочный «тмутороканский идол». Князь-чародей Всеслав «за ночь доскакивал от Тмутороканя до Полоцка».
Вскоре княжество становится византийским владением. Греческие императоры постоянно интересовались делами Тмутаракани. В XII в. они даже прибавляли к официальному императорскому титулу наименование таманского владения - «таматархский». Арабский географ XII в. ал-Идриси писал о Матрахе (Тмутаракани), что это цветущий город. А венгерский путешественник середины XIII в. Юлиан сообщал о местном князе, что он христианин, добавляя, правда, при этом, что у этого правителя имеется сто жен. Увы, но падение' княжества стало закономерным итогом ситуативно оправданной слабости, более чем «невнятной» кавказской политики Руси, вызванной системным кризисом нашего государства ХI-ХП вв.